По данным СМИ, на свободу выходит серийный убийца Иван Продан. На счету маньяка пять доказанных убийств и 17 нападений. Самостоятельно признался в 58 грабежах. От потерпевших поступило более 200 заявлений. Суд приговорил Продана к 25 годам лишения свободы в колонии строгого режима.
На самом деле первое, что приходит в голову так это то, каким образом маньяку, серийному убийце, насильнику и грабителю, убившему и покалечившему десятки жизней и судеб, вынесли приговор в виде 25 лет лишения свободы, а не пожизненное. Да, многое не смогли доказать, но количество фактов и обстоятельств, ставших достоянием гласности, просто ужасает. Задавая вопрос, что теперь с ним будет, когда он выйдет, ожидаешь получить ответ, что он будет под строгим надзором и контролем со стороны государства и, непосредственно территориальных органов внутренних дел. Так, Федеральным законом от 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», который предусматриваются различные административные ограничения для указанных категорий. Например, не пребывать вне жилого или иного помещения по ночам, не выезжать за пределы территории муниципального района, где проживает, являться несколько раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации и пр.
Однако, к «домодедовскому упырю» это все иметь отношение не будет. Да, о том, где он будет проживать, будут знать в соответствующем территориальном ОВД и непосредственно участковый уполномоченный полиции. Но, если исходить из озвученных в СМИ эпизодов преступной деятельности маньяка, то меры административного надзора для него будут установлены, если он в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавался злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания или если он совершит в течение одного года два и более административных правонарушения. Во втором случае – это ожидание, когда он что-то совершит административное…
Но надо понимать, что убийцы, тем более такие как он, это вменяемые, но крайне опасные личности, чаще всего импульсивные, с высокой реактивностью поведения, отрицающие общепризнанные нормы и принципы права и морали. Акты насилия с их стороны могут происходить по принципу «короткого замыкания». И ожидать, что он исправился за эти годы, вряд ли приходится.
В тоже время, есть еще один нюанс, связанный с его гражданством. Если он является гражданином другой страны, в нашем случае, Молдавии, то в его отношении органом юстиции может быть вынесено решение «о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации», которое данный орган в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляет в соответствующий территориальный орган ОВД, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина.
Возвращение в общество такого опасного субъекта вновь поднимает вопросы совершенствования системы административного надзора. Полагаю, что требуют уточнения нормы статьи 3 Федерального закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы", в соответствии с которыми, за лицами, подобными Ивану Продану, независимо от оснований автоматически будет установлен административный надзор - минимум 10 лет (на срок, необходимый для погашения судимости за особо тяжкие преступления).
Предполагая критику в плане возможной неконституционности подобного предложения, отмечу, что в данном случае я отталкиваюсь от Духа Закона, поскольку налицо наивысшая степень общественной опасности, которая требует того, чтобы люди были хоть в какой-то мере защищены от данного субъекта.
Также полагаю необходимым:
- проработать вопросы усиления административной и уголовной ответственности для поднадзорных лиц;
- обязать информировать полицию о смене не только места жительства, но и контактных данных; в определенных случаях запретить пользоваться сетью Интернет, мессенджерами и другими средствами удаленной коммуникации;
- внедрить различные технические средства круглосуточной фиксации и надзора за поднадзорными лицами (например, электронные браслеты);
- внести изменения в Федеральный закон «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» и предусмотреть право для потерпевшего на «охранный ордер», который будет содержать индивидуализированный перечень запретов и ограничений для освобождаемого лица.
Матвей Гончаров, исполнительный директор Фонда поддержки пострадавших от преступлений.