https://dzen.ru/a/Zl2dvQ6GoTHJd5xy?share_to=link
IV курс
Историческая справка
Географические наука и образование в Санкт-Петербурге начали развиваться с учреждения Петром I Академического университета в 1724 г. По результатам исследований в 1745 г. был издан полный географический атлас России. В середине 1760-х годов. М.В.Ломоносов разработал новую программу и учебник по физической географии. Им впервые были введены термины "экономическая география" и "экономическая ландкарта".
• В Санкт-Петербургском университете со времени его возобновления (1819) кафедра географии была открыта на историко-филологическом факультете.
• В 1835 г. в соответствии с новым Общим уставом Российских университетов на физико-математическом факультете образована кафедра физики и физической географии.
• В 1845 г. учреждено Императорское Русское Географическое общество. Его деятельность дала толчок развитию географической науки и географического образования в России.
• В 1884 г. на историко-филологическом факультете Петербургского университета учреждается кафедра географии и этнографии в соответствии с новым университетским уставом.
• В 1887 г. кафедра географии и этнографии переводится (по предложению Университета) на естественное отделение физико-математического факультета.
• 3 декабря 1918 г. опубликовано постановление Наркомпроса об образовании Географического института, ставшего первым высшим географическим учебным заведением в России. В 1919 г. количество профессоров и преподавателей составило 45 чел., персонала - 18 чел., слушателей - 577 чел.. В состав Института входили два факультета: общегеографический и этнографический, которые включали в себя 16 кафедр: общее землеведение с геоморфологией; страноведение; география почв и почвоведение; геология с палеонтологией; петрография, минералология и кристаллография; метеорология с климатологией; гидрология суши и моря; геодезия с картографией; астрономия; высшая геодезия и математика; ботаническая география с ботаникой; зоогеография с зоологией; антропология, анатомия и физиология человека; этнография, палеоэтнография и общее языкознание; статистика; экономическая география и учение о хозяйстве; физика и химия.
• 15 мая 1925 года Географический институт Постановлением СНК РСФСР был введён в состав Ленинградского Университета на правах самостоятельного географического факультета. Одновременно к Университету был присоединён и Географо-экономический исследовательский институт.
• 1930 г. В связи с реорганизацией Университета, факультет переименован в факультет географии и геофизики
• 1932 г. Образован геолого-почвенно-географический факультет.
• 1936 г. Названный факультет разделён на географический и геолого-почвенный.
С 1981 года факультет располагается на 10-й линии Васильевского острова, д. 33/35. До революции именно в этом здании находились Бестужевские высшие женские курсы, некоторые помещения которых сохраняются до сих пор почти в первозданном виде.
В 1987 г. географический факультет был переименован в факультет географии и геоэкологии
В 2008 г. на факультете обучалось 1200 студентов, в том числе из 15 зарубежных стран. Прием составил 140 бюджетных и 50 платных мест.
У нас началась футбольная эпидемия. Внутри здания нашего факультета есть закрытый двор, где мы устраиваем зимний чемпионат по мини футболу. Воротами служат металлические стойки, на которых крепится баскетбольный щит с кольцом. Все курсы создают свои команды, по четыре человека в каждой, со звучными названиями известных мировых футбольных команд: Фейенорд, Аякс, Интер, Бавария и тому подобное. Киргизские студенты, которые приехали учиться к нам, создают свою национальную команду Манас (в честь их эпического героя). Команда, в которой играю я, называется Космос. Команда с таким названием есть в США и известна тем, что в ней заканчивает свою футбольную карьеру знаменитый Пеле. Играем на снегу обычно сразу после занятий, пока не стемнело. У нас команда самая сильная по составу, мы все четверо, включая меня и Колю, играем за сборную команду факультета. Во время одного матча я после удара по воротам еле удерживаю равновесие на скользком снегу и нелепо размахиваю руками. - Совсем как дерево, - замечает наш остроумный студент по кличке Клеп и ко мне надолго прилипает кличка «Дерево». Играют все очень азартно, и каждая игра собирает много студентов болельщиков. В результате наша команда не проиграв ни одного матча, занимает первое место. В следующем году я буду играть уже за другую команду, не такую сильную. Я однажды сыграл за них разок, когда у них не хватало одного человека, и мы неожиданно обыграли одного из лидеров, команду пятого курса. Причем я забил три гола из четырех. После этого по взаимной договоренности я перешел или как у нас в шутку говорили, был продан в эту команду за энное количество пива.
***
На один день всю нашу кафедру увозят на экскурсию под Выборг. Мы едем не знакомиться с достопримечательностями города, которых к слову там предостаточно, а смотреть, как в природе выглядят ледниковые отложения. На лекциях нам читали про камы, озы, флювиогляциальные отложения, морены и прочие формы ледникового рельефа с ними связанные. И, наконец, то, мы видим это своими глазами. Погода стоит теплая и солнечная. Провести весь такой день на улице – истинное удовольствие. Заодно мы смотрим, как залегают граниты «рапакиви» (в переводе с финского означает гнилой камень), которым облицованы все наши Ленинградские набережные. День проходит просто незаметно и очень полезно. Тем более я до этого ни разу не был в Выборге. Как говорится лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
***
Я сижу в библиотеке факультета и готовлюсь к очередному зачету. На улице весна. Весело чирикают воробьи, светит ласковое солнце. Народу в читальном зале немного, человек шесть. В окно читального зала уже более получаса бьется башкой залетевший в форточку шмель, пытаясь выбраться на улицу, и его жужжание и громкое стуканье лбом о стекло нас всех сидящих в зале страшно раздражает. Наконец я не выдерживаю, достаю спичечный коробок, высыпаю и него спички в карман и, приоткрыв коробок наполовину, подхожу к окну и ловлю в него шмеля. В детстве я так неоднократно ловил шмелей, севших на цветок. Засовываю коробок в карман с мыслью, что потом на улице я его выпущу. Через пару часов я еду домой в вагоне метро и вспоминаю, что коробок со шмелем по-прежнему у меня в кармане. Народу в вагоне полно. И вдруг мне приходит в голову дикая мысль выпустить шмеля из коробка прямо сейчас и посмотреть что будет? Я открываю коробок и незаметно вытряхиваю оттуда разозленного от долгого сидения в нем и поэтому очень агрессивного шмеля. Шмель с ревом летает по вагону, а пассажирам некуда от него спрятаться и даже отмахнуться, так плотно все стоят. Зрелище очень красивое со стороны. Женщины повизгивают, когда шмель подлетает к ним, и закрывают глаза, мужчины делают вид, что ничего не произошло, но сами неотрывно следят глазами за его полетом. Осатаневший шмель носится туда – сюда, и по вагону вслед за ним прокатывается судорожная волна. Наконец на ближайшей станции шмель вылетает в дверь, напоследок испугав входящих в вагон людей. Все с облегчением вздыхают и начинают обсуждать, а как он собственно залетел в вагон? Я скромно молчу и участия в беседе не принимаю. Позднее я пожалел, что не выпустил его на улице. Интересно, нашел ли он выход из метро? Очень надеюсь, что да.
Продолжение следует.