Среди важных внутренних и внешних событий последних дней обращает на себя внимание не столь информационно яркое мероприятие — встреча 25 мая Владимира Путина с руководителями предприятий оборонно-промышленного комплекса в ходе посещения корпорации «Тактическое ракетное вооружение». Ее важность видится в поставленной президентом перед ОПК задачей, суть которой вынесена в заголовок.
Конечно, что конкретно говорили друг другу глава государства и ведущие «оборонщики» страны, не для ушей широкой публики, но темы последующего обсуждения В. Путин обозначил во вступительном слове — благо секрета из него не сделали.
Начать, однако, хочется с конца его «слова», поскольку там о прошлом, определившем настоящее отечественного ОПК. К тому же это позволяет отдельно заострить внимание на отмеченной в его обращении теме — то есть на будущем нашей «оборонки».
«За предыдущие годы — имею в виду действительно годы: не полтора-два года, связанные с проведением специальной военной операции, а за годы — мы выстраивали структуру „оборонки“ соответствующим образом. То предприятие, корпорация, где мы находимся, создана в марте 2003 г., а в 2002 г. были приняты решения, связанные с проведением работ по воссозданию в целом оборонно-промышленного комплекса. Соответствующий указ был подписан в 2002 г. Вот мы с вами когда начинали. И тогда в составе было шесть предприятий, сегодня — 56», — сказал в конце вступительного слова президент.
Теперь вернемся в начало его обращения.
Глава государства сообщил, что обсудят они комплекс вопросов, связанных с перспективами развития ОПК России, в том числе как идут поставки наиболее востребованных образцов вооружений и техники.
«Отмечу, что большинство предприятий в срок, качественно выполняют задания гособоронзаказа, а по ряду позиций — даже с опережением графика», — констатировал В. Путин.
Он подчеркнул, что важно продолжать наращивать ритмичное обеспечение Вооруженных Сил современным, высокотехнологичным оружием и техникой — беспилотными авиационными и наземными комплексами, высокоточными средствами поражения, средствами РЭБ и системами контрбатарейной борьбы, различными видами связи для устойчивого и непрерывного управления и другой номенклатурой.
«Вы хорошо знаете, за последнее время у нас объемы выросли — за последние полтора-два года, за время проведения специальной военной операции. С 2021 г. по 2023-й — эти цифры меняются постоянно, они подрастают — рост составил по ракетно-артиллерийскому вооружению более чем в 22 раза, по средствам радиоэлектронной борьбы и разведки — в 15 раз, по боеприпасам и средствам поражения — в 14 раз, по автомобилям — в семь раз, по средствам индивидуальной бронезащиты — в шесть раз, по авиационной технике и беспилотным летательным аппаратам — в четыре раза, по бронетанковому вооружению — почти в 3,5 раза», — поделился впечатляющими цифрами президент и поблагодарил присутствовавших и их коллективы за то, что с такими масштабными задачами они справляются.
Одновременно глава государства указал, что при таких расходах каждый государственный рубль должен работать эффективно не только на нужды Вооруженных Сил, а в целом вписывался бы в экономику.
Среди безусловных тем для последующего закрытого обсуждения президент назвал ход заключения контрактов с предприятиями, авансирование и сам процесс планирования гособоронзаказа, есть ли какие-то проблемные вопросы, которые до сих пор не решены.
Он напомнил о принятом им ряде решений, которые должны были повысить эффективность и ускорить процессы ремонта, восстановления боеспособности вооружений и техники, и попросил доложить, как организована эта работа.
Также напомнил глава государства о своем поручении ускорить внедрение современных технологий и инновационных решений для постоянного совершенствования и улучшения тактико-технических характеристик вооружений и техники с учетом опыта их боевого применения.
«Вновь хотел бы подчеркнуть: мы должны быть все время на шаг впереди, надо опережать противника все время, и тогда победа будет гарантирована. Вы сами знаете, ваши специалисты да и вы сами все время в контакте с теми нашими ребятами, которые на линии боевого соприкосновения работают, воюют, не жалея себя, защищают интересы России. Как только мы опережаем хотя бы на полшага — все, эффективность кратно возрастает, просто кратно», — отметил В. Путин.
По его словам, необходимо эффективнее задействовать ресурсы и так называемого народного ОПК, дать возможность для дальнейшего развития, наращивания выпуска продукции, а некоторые наиболее эффективные образцы принимать на вооружение в ускоренном порядке.
«И наконец, обращаю ваше внимание: не снимаются с повестки дня и вопросы диверсификации оборонных предприятий — это то, о чем я только что говорил, — освоения гражданской высокотехнологичной продукции. Решение этой системной задачи крайне важно для оптимального использования производственного потенциала отрасли, для закрепления перспективных кадров. В целом для повышения стабильности организаций ОПК, их устойчивого развития, прочной экономической и финансовой базы именно на долгосрочную перспективу», — заявил глава государства.
В разгар СВО и на фоне усиливающихся словесных угроз со стороны ряда западных стран, повышающих градус украинского конфликта, такое заявление В. Путина может показаться сильно преждевременным. Но доверимся не раз проверенным мудрости и прозорливости нашего президента — ведь заканчивал он свое обращение словами, которые мы вынесли в начало: что нынешний высокий уровень нашего ОПК закладывался за два десятилетия до СВО. И если сегодня Владимир Владимирович напоминает, что перед «оборонкой» стоит задача освоения высокотехнологичной гражданской продукции, значит, время тоже пришло — окончание конфликта все ближе, и нужно думать о мирных перспективах ОПК. А ведь сокращать выпуск сугубо военной продукции придется в сопоставимые разы с наращенными.
Вспоминаются недавние слова одного известного на Украине экономиста, который напугал тамошнюю публику объяснением, что замена в кресле министра обороны России человека в погонах на гражданского экономиста преследует цель «заточить» всю нашу экономику на военный лад. Ошибся он. Задача перед Андреем Белоусовым, видимо, противоположная — следить, чтобы сегодня вложение в ОПК каждого рубля было эффективным, и одновременно — закладывать для «оборонки» ту самую «прочную экономическую и финансовую базу на долгосрочную перспективу».
По уже имеющемуся опыту ее диверсификации, задача, мягко говоря, непростая. Хотелось услышать об этом побольше экспертных мнений, но отклик пришел один.
Комментарий эксперта
Сергей Толкачев, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, профессор кафедры экономической теории
В конце 1980-х — начале 1990-х интерес к конверсии военного производства был огромен, проблема широко освещалась в общественно-политической и научной литературе, но все надежды не оправдались. Основная причина — отсутствие долгосрочной стратегической промышленной политики. Все предприятия были «брошены в рынок», вся система государственного планирования и стимулирования конверсии и импортозамещения сломана. Сейчас, спустя уже 35 лет, некоторые уроки усвоены, но далеко не все. Промышленная политика скромно проглядывается в финансово-бюджетной политике, но напрочь отсутствует в кредитно-денежной. Кроме того, явно ощущается нехватка координирующих отраслевых и межотраслевых организационно-управленческих решений. Исключение из правил — отрасль фармацевтики, где удалось наладить выпуск многих импортозамещающих лекарств, — доказывает это правило. Данная отрасль осталась в сфере жесткого госуправления, в отличие, например, от отраслей производства бытовой электроники, которые быстро развалились после открытия рынков и прекращения госзаказа. Сейчас мало кто из производителей военной техники обладает совокупными компетенциями и ресурсами, достаточными для выпуска конкурентоспособной гражданской продукции. Нужен длительный период стабильного госзаказа (как для производства автомобилей Aurus) с встроенным пакетом финансовых стимулов и организационных решений.