Найти тему

Что не так в "Подпаске с огурцом" - как ЗнаТоКи "наехали" на коллекционеров

Дело "Подпасок с огурцом" традиционно считается одним из лучших во всем сериале "Следствие ведут ЗнаТоКи". Вспомним его изначальный посыл и разберем очевидные ошибки.

Борис Тенин, Лилия Толмачева и Никита Подгорный в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Борис Тенин, Лилия Толмачева и Никита Подгорный в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Итак, по какой-то неведомой причине пограничник на таможенном контроле решил отобрать у иностранца законно купленную в СССР картину на деревенскую тему (таких вывозили каждый год тысячами) и отправить ее на экспертизу, где под верхним слоем краски обнаружили эскиз портрета кардинала Фернандо Ниньо де Гевара кисти Эль Греко. Иностранца отпускают, а наши любимые ЗнаТоКи окунаются в мир коллекционеров и художников, чтобы вытащить оттуда представителей семейства Боборыкиных и упечь их за решетку по обвинению в краже картин из музея, а также торговле поддельным Фаберже.

Михаил Майоров и Павел Махотин в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Михаил Майоров и Павел Махотин в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Фильм откровенно неодобрительно относится к советским коллекционерам, которые явно работают в тесной смычке с "деловыми людьми" (расхитителями собственности на разного рода "хлебных" должностях), а также прочим жульем и уголовным элементом. Правда, для контраста в картине имеется чисто вставная сцена, где два пожилых коллекционера беседуют и вслух мечтают отдать свои коллекции государству, обсуждая тех, кто уже это сделал. Это, по мнению создателей фильма, были настоящие советские коллекционеры.

Григорий Лямпе и Леонид Каневский в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Григорий Лямпе и Леонид Каневский в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Серию отличает очень профессиональная работа замечательных артистов, как обычно, на отрицательных ролях, где хорош дуэт Бориса Тенина и Никиты Подгорного (трагически подвывающая Лилия Толмачева из ансамбля выбивается). Но и Владимир Анисько, и Алексей Жарков, и Владимир Васильев главным героям почти не уступают. Хорош и Борис Щербаков в роли эдакого молодого следователя-"давилы" Зыкова, который обрушивается на своих свидетелей, заставляя их ощущать себя подозреваемыми. Крепкий сюжет держит в напряжении до последней минуты, и обрушившаяся на Боборыкиных кара кажется справедливой. Увлеченные зрители, конечно, не обращают внимание на порой чуть заметные, а иногда и откровенные ляпы, которые в этом деле проскакивают. И дело совсем не в том, что директора Пчелкина охмурил художник Цветков – Лавровы в каждой серии любили играть с фамилиями персонажей (Каталин - докатался, Подкидина - подкинули и т.д.).

Владимир Васильев в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Владимир Васильев в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Про "зоркого таможенника" мы уже говорили. Следующий повод для серьезного удивления - допрос директора музея Пчелкина, проведенный после экспертизы, которая доказала наличие сразу нескольких поддельных полотен в музее. Следователь Зыков грозно спрашивает Пчелкина: "На каком основании вы скрыли факт кражи из музея?" И Пчелкин отчаянно мычит, пытаясь придумать какую-то убедительную легенду. Но что за абсурдный вопрос? Ведь ранее нам стало известно, что милиция была вызвана директором в музей немедленно после обнаружения пропажи нескольких картин, и собака привела оперативно-следственную группу в какую-то ближайшую кочегарку, где полотна и были обнаружены. Данные об этом Томину сразу же сообщили в местном РОВД.

Владимир Васильев в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Владимир Васильев в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Если милиция прибыла на место происшествия и проводила оперативно-розыскные мероприятия, то что же директор Пчелкин скрыл? Каким образом он мог воспрепятствовать следствию и "оказать преступникам неоценимую услугу", подарив шесть месяцев, как говорится в фильме? У него разве были полномочия приказать милиции не возбуждать уголовное дело? Факт кражи (или "попытки кражи") налицо, так что милиция была обязана (!) начать следствие и искать тех, кто это сделал. Если этого не было сделано, то все вопросы (и претензии) следует адресовать милиции этого городка, но никак не директору Пчелкину. Единственно, от кого он мог скрыть это происшествие, так это от районного управления культуры. Но и это учреждение должны были уведомить из милиции о попытке кражи немедленно, причем без всякого Пчелкина. Информация просто сразу поступила бы в райком.

Борис Тенин в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Борис Тенин в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Далее возникают вопросы к профессиям главных героев. Анатолий Кузьмич Боборыкин, видимо, уже находится на пенсии, но кем же он все-таки работал? Сам коллекционер рассказывает, что во время войны оперировал какого-то полковника, следовательно по профессии он врач и должен был всю жизнь трудиться на этой ниве или где-то в смежной области (райздрав, к примеру). Уж его дочь точно должна была это хорошо знать. Но впоследствии выясняется, что работал он не хирургом, а… завхозом. Следовательно, и после войны Боборыкин никак не мог быть врачом, а тогда легенда о том, что он кого-то прооперировал (на ней держится ценная часть коллекции) не выдерживает никакой критики.

Никита Подгорный в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Никита Подгорный в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Совершенно непонятно, кем работает и его зять Альберт. В одной из сцен у комиссионного магазина он выходит оттуда в синей спецовке торгового работника вместе с одним из продавцов, чтобы купить с рук "поповский хрусталь". Значит, он продавец комиссионки? Однако чуть ли не в следующей сцене мы видим, как Альберт читает школьникам лекции на тему космоса. После одной из таких лекций с ним и встречается Шурик, вернувшийся с новыми данными по Боборыкину. Учитель астрономии и продавец - тоже малосовместимые профессии (разве что в фильме "Блондинка за углом").

Николай Караченцов в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Николай Караченцов в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Имеющие доказательства причастности Альберта к краже картин из музея (на минуточку, хищение государственного имущества в особо крупных размерах - вплоть до высшей меры по УК РСФСР тех лет) милиционеры почему-то отпускают его на вечер пообщаться с тестем. А если Альберт даст команду перепрятать краденое, если предупредит сообщников? Невероятное разгильдяйство! Полковник Скопин также великодушно отпускает до суда и Кима Фалеева (Николай Караченцов). Но здесь мы как раз подходим к главному ляпу всего дела.

Лилия Толмачева и Николай Караченцов в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Лилия Толмачева и Николай Караченцов в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Что могут предъявить Киму Фалееву вообще? Он просто отливал разного рода изделия из лома серебра и бронзы и продавал Альберту. То есть торговал результатами своего труда, как любой другой художник или скульптор, что абсолютно законно (могут прижать, разве что, за бронзу и серебро). Клейма он в глаза не видел, с покупателями поддельного Фаберже не встречался, их не искал, никого ни в чем не обманывал. Правда, в одной из сцен в начале фильма он почему-то приносит в дом Боборыкиных рыбку уже с поставленным на нее клеймом, но это можно списать на еще один мелкий ляп фильма. Мы узнаем, что клейма ставит лично Анатолий Кузьмич, потом эти изделия продаются гражданам, так что никакого смысла отдавать "фаберже" с клеймом обратно Киму не было – это требовалось только для обмана Музы и для сюжета.

Борис Тенин и Никита Подгорный в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Борис Тенин и Никита Подгорный в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

В финале фильма Альберт кричит "тестюшке-мародеру", что упрячет его за решетку. Тесть справедливо возражает, что по блокадным делам с картинами срок давности "весь вышел", но Альберт угрожает раскрыть следствию все подробности продаж поддельных "фаберже". Однако какие доказательства причастности Боборыкина к этой афере есть у следствия, кроме показаний Кима и Альберта (которые Анатолий Кузьмич легко назовет оговором)? Абсолютно никаких! Клиентов на "фаберже" Боборыкин не искал, никого из них не "обольщал", никому ничего не продавал, денег ни от кого не получал - все это было целиком на совести Альберта. Будь Боборыкин поумнее, то сразу после допроса у Зыкова он бы избавился от клейма Фаберже, и у следствия не осталось бы вообще никаких, даже косвенных улик. Но и само наличие клейма ничего не доказывает. Анатолий Кузьмич может легко заявить: "Да, клеймо купил у старушки, о чем она, вероятно, запамятовала. Стояло у меня в кабинете, откуда, видимо, мерзавец Альберт и забирал его, чтобы ставить на поддельные изделия". Все! Любые показания Альберта и Кима Боборыкин-старший назовет оговором (да Ким и не видел ничего). Так что никакого ареста с конфискацией всех картин Боборыкину не грозило бы в реальности.

,Никита Подгорный, Борис Тенин и Лилия Толмачева в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
,Никита Подгорный, Борис Тенин и Лилия Толмачева в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

И отвечать за все придется продавцу с астрономическим образованием и такой же астрономической жадностью Альберту. Причем его нисколько не жалко. Напротив, этот человек вызывает омерзение своими попытками оправдать собственные пакости тем, что он, видите ли, крал у "сытых и жирных". Жадность этого прохиндея поражает - он получал неплохой доход по месту работы (продавец комиссионного магазина - очень хлебная должность в те времена, с легкостью выбрасывает несколько тысяч рублей за "поповский фарфор" и не очень переживает, когда узнает, что получил "лимпопо"), имел проценты на продажах картин через "боборыкинские четверги", загребал на аферах с поддельным Фаберже, но ему и этого оказалось мало - решил ограбить музей и продать бесценные полотна за границу.

Людмила Хитяева и Никита Подгорный в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979
Людмила Хитяева и Никита Подгорный в деле "Подпасок с огурцом" сериала "Следствие ведут ЗнаТоКи", 1979

Так что Альберт отъедет лет на 15 в места не столь отдаленные, а у Кима с Музой появится шанс по-иному выстроить отношения. Впрочем, Анатолий Кузьмич будет явно против - Ким ему резко антипатичен.