Второй уровень божественной иерархии после творца Ахуры Мазды составляют в зороастризме его семь «архангелов», именуемые Бессмертными Святыми (aməṣ̌a spəṇta): Святой Дух (spəṇta- mainyu-), Благая Мысль (wohu- manah-), Лучшая Истина (aṣ̌a- wahišta-), Желанная Власть (xšaϑra- wairya-), Святая Кротость (spəṇtā- ārmaiti-), Здравие (haurwatāt-) и Бессмертие (amərə(ta)tāt-). Зачастую Святой Дух, в большей или меньшей степени отождествляемый с самим Ахурой Маздой, не включается в число Бессмертных Святых, тогда их оказывается не семь, а шесть.
В Гатах термин «Бессмертные Святые» не употребляется, он впервые встречается в Ясне семи глав: «Ахуру Мазду праведного, Истины главу, мы почитаем. Бессмертных Святых добровластных, добродетельных мы почитаем» (ahurəm mazdąm aṣ̌avanəm aṣ̌ahe ratūm yazamaide, aməṣ̌ā spəṇtā huxṣ̌aϑrā huδåŋhō yazamaide) (Ясна 35.1).
При этом имена отдельных Бессмертных Святых встречаются в Гатах многократно. Заратуштра упоминает Святого Духа (8 раз), Святейшего Духа (6 раз), а также Благого Духа и просто Духа (15 раз). 162 раза упомянута Истина, в т.ч. 1 раз как Лучшая Истина, 123 раза – Благая Мысль, в т.ч. 9 раз как Лучшая Мысль, 41 раз – Власть, в т.ч. 1 раз как Желанная Власть, 38 раз – Кротость, в т.ч. 6 раз как Святая Кротость и 1 раз как Святейшая Кротость, 11 раз – Здравие и 12 раз – Бессмертие. Истина обычно упоминается вместе с Благой Мыслью, Власть – с Кротостью, а Здравие – с Бессмертием, что соотносится с частотой употребления их имён.
Все вместе они упоминаются в Ясне 47.1:
spəṇtā mainyū wahištācā manaŋhā
Святым Духом и Наилучшей Мыслью,
hacā aṣ̌āt̰ š́yaoϑanācā wacaŋhācā
С Истиной, делом и словом,
ahmāi dąn haurwātā amərətātā
Ему дадут Здравие и Бессмертие,
mazdå xṣ̌aϑrā ārmaitī ahurō
Мазда, Властью и Кротостью, Ахура.
Согласно Гатам, Бессмертные Святые сотворены Ахурой Маздой. Для выражения этой идеи может также метафорически использоваться язык порождения. Ахура Мазда – «разумом создатель Истины» (xraϑβā dąmiš aṣ̌əm) (31.7); Заратуштра познал его «подлинным Истины создателем» (haiϑīm aṣ̌ahyā dąmīm) (31.8); он «при рождении отец Истины первый» (ząϑā patā aṣ̌ahyā pouruyō) (44.3), «отец Истины» (patā aṣ̌ahyā) (47.2). Заратуштра также познал Ахуру Мазду «Благой отцом Мысли» (waŋhə̄uš patarə̄m manaŋhō) (31.8); он «Благой создатель Мысли» (waŋhə̄uš mazdā dąmiš manaŋhō) (44.4), «отец Благой Мысли» (patarə̄m waŋhə̄uš… manaŋhō) (45.4). Ахура Мазда «сотворил с Властью вместе Кротость» (tāšt xṣ̌aϑrā mat̰ ārmaitīm) (44.7); «его дочь – Кротость» (hōi dugədā… ārmaitiš) (45.4)[1]; он «того (Святого) Духа отец святой» (ahyā manyə̄uš twə̄m ahī (p)tā spəṇtō) (47.3).
Сходную идею выражает и последующая зороастрийская традиция, включая пехлевийские сочинения: «Прежде всего он создал Бессмертных Святых, которые суть семь основ, потом остальное» (nazdist Amahraspand dād ī haft bun pas abārīg) (Бундахишн, 1.53).
Бессмертные Святые суть своего рода гипостазированные силы Ахуры Мазды, содействующие ему в управлении миром. Зам-яшт воспевает их, «которые семеро одномыслящие, которые семеро одноречивые, которые семеро однодейственные, у которых одна мысль, одна речь, одно действие, один господин и повелитель – творец Ахура Мазда» (yōi hapta hamō-manaŋhō / yōi hapta hamō-wacaŋhō / yōi hapta hamō-š́yaoϑnåŋhō / yaēṣ̌ąm asti haməm manō / haməm wacō / haməm š́yaoϑnəm / hamō pataca frasāstaca / yō daδvå ahurō mazdå) (Яшт 19.16).
Семь Бессмертных Святых являются главами (ratu-) семи основных творений. Святой Дух – покровитель людей, Благая Мысль – животных, Лучшая Истина – огня, Желанная Власть – неба и металлов, Святая Кротость – земли и женщин, Здравие – вод, Бессмертие – растений. На основании некоторых отрывков из Гат можно предположить, что эта идея восходит к самому Заратуштре: «Даждь мне ты, кто скот сотворил, воды и растения, Бессмертие и Здравие… Мыслью Благой» (dāidī-mōi yə̄ gąm taṣ̌ō apascā urwaråscā amərətātā haurwātā… manaŋhā wohū) (51.7); «Того Духа ты еси отец святой, который ему скот радость приносящий сотворил и его пастбищу покой дающую Кротость, когда он с Благой, Мазда, советовался Мыслью» (ahyā manyə̄uš twə̄m ahī (p)tā spəṇtō / yə̄ ahmāi gąm rānyō-skərətīm hə̄m-taṣ̌at̰ / at̰ hōi wāstrāi rāmā-då ārmaitīm / hyat̰ hə̄m wohū mazdā hə̄mə-fraštā manaŋhā) (47.3); «Твоего жаром огня Истиной сильного» (ϑβahyā garəmā āϑrō aṣ̌ā-aojaŋhō) (43.4) и др.
Слово manyu- имеет в авестийском языке мужской род. Слова ārmaiti-, haurwatāt- и amərə(ta)tāt- женского рода, поэтому обозначаемые ими божества считаются женскими, а слова manah-, aṣ̌a- и xšaϑtra- – среднего, но обозначаемые ими божества считаются мужскими. Согласно пехлевийским текстам, Бессмертные Святые стоят на небесах перед престолом Ахуры Мазды, по правую руку от него – Благая Мысль, Лучшая Истина и Желанная Власть, а по левую – Святая Кротость, Здравие и Бессмертие (Бундахишн, 36.8).
Пехлевийское сочинение Шайаст-на-шайаст («Дозволенное-недозволенное») на основании утраченного авестийского текста вкратце излагает послегатическое учение о Бессмертных Святых:
Zardušt guft ku tō a-griftār ud Wahman ud Ardwahišt ud Šahrewar ud Spandarmad ud Hordād ud Amurdād a-griftār.
Зардушт сказал (Ормазду): Ты неосязаем, и неосязаемы Вахман, Ардвахишт, Шахревар, Спандармад, Хордад и Амордад.
Ud man ka az pēš ī tō be šawēm ud tō ud awēšān-ez nē wēnēm.
Когда я ухожу от тебя, я не вижу тебя, а также их.
Če ān kas ī ka-š wēnēm u-š yazēm az-eš čiš ham tō ud ān haft Amahraspand yašt bawēd ayāb nē.
Так как я почитаю того, кого вижу, и от него (есть) нечто (осязаемое), (можешь ли) ты с (“и”) этими семью амахраспандами быть так же почитаем или нет?
Ohrmazd guft ku šnawē ō tō gōwēm Spitamān Zardušt.
Ормазд сказал: Послушай, я скажу тебе, о Зардушт из рода Спитамы!
Ku amāh harw tan-ēw dāyag-ēw ī xwēš ō gētīg dād ēstēd ke rāy ān xwēš-kārīh ī pad mēnōg kunēd pad gētīg andar tan ī awe rawāg kunēd.
Каждый из нас дал материальному миру от себя представителя (“кормилицу”), чтобы через его тело на земле осуществлять ту деятельность, которую он осуществляет в мире духовном.
Gētīg ān ī man ke Ohrmazd hēm mard ī ahlaw ud Wahman gōspand ud Ardwahišt ātaxš ud Šahrewar ayōšust ud Wpandarmad zamīg ud nāirīg ī nēk ud Hordād āb ud Amurdād urwar.
В этом моём материальном мире я, Ормазд, (отвечаю) за праведных, Вахман – за скот, Ардвахишт – за огонь, Шахревар – за металлы, Спандармад – за землю и праведных женщин, Хордад – за воды, Амордад – за растения.[2]
[1] В младоавестийском гимне в честь Аши это божество провозглашается дочерью Ахуры Мазды и Святой Кротости: «Отец твой величайший / И лучший из божеств – / То сам Ахура-Мазда, / И мать Армайти-Спэнта, / И братья – Сраош праведный, / Могучий Рашн и Митра, / Чьи пастбища просторны, / Чьих мириад очей / И тысяча ушей, / И Даэна – сестра» (перевод И. Стеблин-Каменского) (pita-tē yō ahurō mazdå yō mazištō yazatanąm yō wahištō yazatanąm māta ārmaitiš spəṇta brāta tē yō waŋhuš sraoṣ̌ō aṣ̌yō raṣ̌nušca bərəzō amawå miϑrasca wouru-gaoyaoitiš yō baēwarə-spasanō hazaŋra-gaoṣ̌ō xʷaŋha daēna māzdayesniš) (Ард-яшт, 16). Таким образом, Святая Кротость оказывается дочерью-женой Ахуры Мазды, а их брак – образцом для зороастрийских близкородственных браков.
[2] Перевод О.М. Чунаковой. Зороастрийские тексты. М. 1997. С. 314-315.
См. подробнее:
https://ridero.ru/books/arii_pervye_u_boga/
https://www.amazon.com/dp/B0CDGYWYGR
https://www.ozon.ru/product/arii-pervye-u-boga-zoroastriyskoe-proishozhdenie-avraamicheskih-religiy-petrov-sergey-1120341291/?sh=j58opFItbw&__rr=1
https://digital.wildberries.ru/offer/148952