Что такое вакуумный усилитель тормозов (ВУТ)
Вакуумный усилитель тормозов (ВУТ) — это устройство, предназначенное для многократного увеличения давления тормозной жидкости в магистралях во время нажатия на педаль тормоза. Это необходимо для комфортной и безопасной работы водителя, которому не приходится при каждом торможении прилагать значительные усилия на педаль. Без ВУТ требуемое для адекватного замедления усилие на педали возрастает в несколько раз и достигает 50-100 кг при экстренном торможении.
Устройство вакуумного усилителя тормозов
Внешне ВУТ представляет собой округлый герметичный корпус, состоящий из двух тарелок, с выходящими с двух сторон штоками. Со стороны моторного отсека шток соединен с главным тормозным цилиндром (ГТЦ), а со стороны салона — непосредственно с педалью тормоза. Внутри корпуса штоки связаны посредством нескольких промежуточных деталей: диафрагмы между двумя камерами, следящего клапана и возвратных пружин.
Принцип работы вакуумного усилителя тормозов
При нажатии тормоза в корпус вакуумного усилителя вдавливается соединенный с педалью шток. Шток перемещает следящий клапан, который перекрывает канал сообщения между камерами и открывает доступ воздуху к одной из них — атмосферной. Атмосферный воздух поступает в усилитель из салона, в то время как вторая камера усилителя, вакуумная, соединена с впускным коллектором двигателя, где создается разрежение. Перепад давления между камерами приводит к тому, что вакуум всасывает шток ГТЦ, создавая необходимое давление в тормозных магистралях.
Когда педаль тормоза отпускается, пружины возвращают следящий клапан в исходное положение, восстанавливая связь между камерами. Воздух выкачивается, и большая возвратная пружина возвращает штоки и педаль в исходное положение.
Признаки неисправности вакуумного усилителя тормозов
Некоторые признаки позволяют вычислить неисправность ВУТ:
- Педаль тормоза становится менее податливой, требуя большого усилия для замедления.
- При нажатии на педаль слышно шипение воздуха в районе ВУТ.
- При работе с педалью тормоза могут наблюдаться скачки оборотов холостого хода или трудности с запуском двигателя.
Как проверить вакуумный усилитель тормозов?
Проверка на герметичность
- Завести двигатель и дать ему прогреться. Пережать вакуумный шланг от ВУТ к двигателю. Если тональность и обороты мотора остаются неизменными, усилитель исправен.
- Отсоединить вакуумный шланг и закупорить его. Завести двигатель и дать ему прогреться. Если обороты начинают плавать, значит, герметичность нарушена.
- Прислушаться к зоне вакуумного усилителя и шланга при работающем двигателе. Если слышится шипение, искать неплотность.
Проверка реакции педали тормоза
- Завести двигатель, дать ему поработать и заглушить. Несколько раз нажать на педаль тормоза. Если одно полное нажатие осуществляется без усилия, ВУТ исправен.
- На заглушенной машине несколько раз нажать педаль, чтобы удалить весь вакуум, затем завести двигатель. Если тормоза не прожимаются, значит, не образуется вакуум в передней камере.
Личное мнение
Вакуумный усилитель тормозов является важнейшим элементом системы безопасности автомобиля. Его работоспособность напрямую влияет на эффективность торможения и, следовательно, на безопасность вождения. Регулярная проверка состояния ВУТ и своевременное устранение возможных неисправностей — залог надежной и безопасной эксплуатации автомобиля.
Пишите комментарий, делать нам подобные разборы устройства автомобиля или нет? Интересно будет почитать ваше мнение.
Подписывайтесь на наш телеграмм канал ➤ Бричан
Подписывайтесь на наш канал и читайте наши другие статьи ➤ Бричан