Что нужно любому ребенку во всех его возрастных этапах. Ему нужно хорошо себя чувствовать, а значит, не испытывать каких-то страданий, не бояться или не делать чего-то такого, что ему очень категорически неприятно до физиологического состояния. Ему очень важно быть принятым, нравится, принятым и любимым. Часто недостаток любви и симпатии в семье и в коллективе, подростки ищут тех, кто их выслушает, и не всегда это плохая компания. Как различить плохую компанию, и тех, с кем подростку общаться невредно, поговорили в медиастудии ГТРК «Владивосток». В студии – Сергей Нелюбин.
Сергей Нелюбин:
- Здравствуйте, уважаемые радиослушатели и телезрители. Мы продолжаем цикл диалогов на тему детской безопасности и в студии программы «Недетский разговор» и я Сергей Нелюбин.
Сегодня мы говорим с уполномоченным по правам ребенка в Приморском крае Ольгой Романовой на очень интересную и волнующую всех родителей и, особенно, я думаю, родителей и подростков тему «Как не дать своему ребенку попасть в плохую компанию». Ольга Владимировна, здравствуйте!
Ольга Романова:
- Здравствуйте, уважаемые зрители и слушатели.
Сергей Нелюбин:
- Ну, вот может начать с того, что вообще такое плохая компания с точки зрения родителей, с точки зрения подростков.
Ольга Романова:
- Это хороший вопрос, действительно важный, потому что такое плохая компания, то, как это думают родители, очень серьезно отличается от того, как ее представляют себе дети. Это один из вопросов, который каждый родитель должен создавать себе. Что, собственно, он под этим подразумевают признаки плохой компании? Есть какой-то общий страх, и общий страх сходится к тому, к общему ответу, что мы не хотим, я не хочу, чтобы мой ребенок научился чему-то плохому, я не хочу, чтобы мой ребенок сломал себе жизнь, сделав что-то не то в этой компании и так далее. Вот примерно такие ответы. Но очень часто подростки говорят, что родители запрещают им общаться с определенными людьми.
И вот здесь, как мне кажется, родители немножко недопонимают своих детей, потому что когда начинаешь конкретизировать, один из примеров, на одной встрече с подростками, девочка сказала мне: «Объясните мне, пожалуйста, как взрослый человек, почему мама мне запрещает общаться вот с одной девушкой». Я говорю: «А ты маму спрашивала?» Девочка отвечает: «Да, она не может объяснить». Стали мы разбираться, что не нравится маме, и как девочка выглядит, и как она себя ведет. Это первое, и сразу стало понятно, что мама очень сильно держит напряжение, то, как выглядит этот человек. Там есть наколки, татуировки, точнее. Есть пирсинг, есть определенная прическа, т.е. это внешний облик.
Когда ты задаешь простой вопрос подростку, а за что тебе этот человек нравится, почему ты с ним хочешь общаться, она аргументировала, что с ней очень интересно разговаривать о литературе, с ней очень интересно разговаривать о музыке и обсуждать какие-то фильмы. Мол, это очень глубокий человек, когда ты задаешь вопросы о культуре и о каких-то произведениях искусства, я узнаю очень много от нее то, чего я не знала ранее, так говорит девочка, например. И вот в этом разница. Выходит, абсолютно правильные ориентиры у дочери. Ей интересен интересный собеседник. Простите за эту тавтологию.
Но мама об этих подробностях не знала, потому что, конечно, она среагировала на какой-то внешний фактор. Поэтому все то, что касается наших взаимоотношений с подростками и в части этой темы, это тоже история про вопросы, про то, чтобы мы узнавали больше у них о том, что они думают, и почему тот или иной человек их привлекает, или та или иная компания их привлекает. Ну, собственно, понятно, что подростки стремятся в плохую, с точки зрения родителей, компанию потому что находят там интерес.
Большая просьба к родителям задать себе два вопроса для начала. От чего ребенок уходит? Вот он уходит из какого-то сообщества, из семьи, например, в компанию, которая не нравится родителям. От чего? Почему он решил, что там ему будет лучше? Второй вопрос, чего он находит там, что не находит здесь? Как правило, если у ребенка удовлетворены все его жизненные потребности, человеческие потребности, а это не только "сыт, одет, обут и хорошо учится", это я про другое говорю, то не будет никаких плохих историй, не попадет ребенок в плохую компанию, не попадет в плохие какие-то неприятные ситуации, если у него все в порядке с удовлетворением истинных потребностей.
И вот здесь как раз, когда общаешься с родителями, выясняется, что, оказывается, про истинные потребности мало кто что знает. Потому что внешний фактор, например, все то, что касается заботы о его состоянии здоровья, но абсолютно точно не про внутренний мир. А вот этих потребностей всего по большому счету семь. И так или иначе, если ребенок не находит это в доме, в семье, в близком круге, он будет искать однозначно это в каком-то другом сообществе.
Какие это потребности? Что нужно любому, вот любому ребенку во всех его возрастных этапах это важно, это нужно. Ему нужно хорошо себя чувствовать. Что значит хорошо себя чувствовать? Не испытывать каких-то страданий, не бояться или не делать чего-то такого, что ему очень категорически неприятно до физиологического состояния. Ему очень важно быть принятым, нравится, принятым и любимым, наверное. Вот когда тебя принимают в семье, принимают именно. И когда ты нравишься своим родителям или членам семьи, или своим одноклассникам, или своим друзьям, вот просто вот эта потребность кому-то нравится, если она не удовлетворяется в близком круге, человек будет искать ее во внешнем.
Очень важно для всех для нас быть успешным. И это важно даже для самого маленького ребенка. То есть делать маленькие шаги, чему-то научиться и на этом пути какие-то первые успехи достигать. Сегодня я научился ходить, и все порадовались. Завтра я научился открывать дверцы, которые нельзя открывать. И тоже все должны по большому счету напугаться, но при этом порадоваться за ребенка и сказать, что он молодец, что у него получились. Вот на каждом шагу эти успехи есть.
Но в какой-то момент мы перестаем их замечать. Особенно мы их не замечаем в успехах подростков. И здесь не только те видимые успехи, за которые дают грамоты и дают какие-то кубки. Здесь еще просто успех, когда он что-то преодолел сам себя. Стал чуть более сильным, чуть более самостоятельным на этом пути взросления. Будь услышанным и дружить. Вот это вообще мы все потеряли. Учиться дружить нужно. Учить дружить тоже нужно.
Об этом и многом другом в интервью в медиастудии ГТРК «Владивосток».