Переднеприводное семейство ВАЗа можно разделить на три поколения, - это - «восьмое» семейство (ВАЗ-2108, 2109, 21099 и их рестайлинг ВАЗ-2113, 2114, 2115), «десятое» семейство (ВАЗ-2110, 2111, 2112 и их рестайлинг - «Приора»), «Калина» (ВАЗ-1117, 1118, 1119 и рестайлинг - «Гранта», «Калина-2»).
За годы производства на переднеприводное семейство устанавливалось довольно большое количество двигателей - карбюраторные, инжекторные, восьми и шестнадцатиклапанные, разного рабочего объема (от 1,1 до 1,6 литра). Но все эти двигатели имеют одного «общего предка» - это двигатель ВАЗ-2108 объемом 1,3 литра, увеличив диаметр цилиндра с 76мм до 82 мм получили двигатель ВАЗ-21083, объемом 1,5 л., поставив на него систему впрыска топлива, получили двигатель ВАЗ-2111. Поставив шестнадцатиклапанную головку блока цилиндров, получили двигатель ВАЗ-2112. Увличили высоту блока цилиндров с 194,8 мм до 197,1 мм получили двигатели объемом 1,6 л. - ВАЗ-21124 (шестнадцатиклапанный) и ВАЗ-21114 (восьмиклапанный). Установив облегченную шатунно-поршневую группу получили двигатель ВАЗ-21126.
Двигатель ВАЗ-2108, его основные характеристики: карбюраторный, восьмиклапанный, рабочий объем 1,3 л, мощность 64 л. с., высота блока цилиндров 194,8 мм, диаметр цилиндра 76 мм, ход поршня 71 мм. У этого двигателя две основные модификации: ВАЗ-21081 - рабочим объемом 1,1 л, мощностью 53 л. с., высота блока цилиндров 189,2 мм, диаметр цилиндра 76 мм, ход поршня 60,6 мм. И ВАЗ-21083, ставший основой всех следующих модификаций двигателя до появления двигателя ВАЗ-21124. Характеристики двигателя ВАЗ-21083: карбюраторный, восьмиклапанный, рабочий объем 1,5 л, мощность 71,5 л. с., высота блока цилиндров 194,8 мм, диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 71 мм. На базе двигателя ВАЗ-21083 создана его инжекторная версия - двигатель ВАЗ-2111 рабочим объемом 1,5 л, мощностью 78 л. с., и шестнадцатиклапанный инжекторный двигатель ВАЗ-2112 мощностью 93 л. с.
Теперь рассмотрим двигатель ВАЗ-21124. Он имеет блок цилиндров увеличенной высоты - 197,1 мм, двигатель шестнадцатиклапанный, инжекторный, мощностью 89 л. с., рабочим объемом 1,6 л. Диаметр цилиндра 82 мм, ход поршня 75,6 мм. Его восьмиклапанная версия - двигатель ВАЗ-21114, мощностью 81 л. с.
Модификациями двигателей ВАЗ-21124 являются двигатели ВАЗ-21126 с облегченной шатунно-поршневой группой и двигатель ВАЗ-11194 с уменьшенным диаметром цилиндра до 76,5 мм (рабочий объем 1,4 л., мощность 89 л. с.).
С точки зрения геометрических размеров, блоки цилиндров основных двигателей можно разделить на два типа:
- «низкий» блок с диаметром цилиндров 76 мм и 82 мм, с ходом поршня 71 мм - двигатели ВАЗ-2108, 21083, 2111, 2112
- «высокий» блок с диаметром цилиндров 82 мм и 75,6 мм, с ходом поршня 75,6 мм - двигатели ВАЗ-21124, 21126, 21114, 11194.