БПЛА бьют по надеждам Татарстана стать авиахабом: вслед за Qazaq Air «улетает» «Туркменистан»
«Пока информация [о приостановке перелетов] до 17 июня, но не факт, что вернут. Сейчас нет никаких сведений. Давайте до 17-го числа подождем», — предлагают в авиакомпании «Туркменистан», комментируя приостановку прямых перелетов Казань – Ашхабад. Рейсы, которые перевозчик почти год назад запустил после налетов беспилотников на Москву, теперь отменяются. И причина та же — неспокойная ситуация на фоне атак дронов. В мае в республике трижды зафиксировали беспилотники, причем в последний раз — в прошлую пятницу. О том, может ли быть причиной и экономическая составляющая и пострадают ли туристы, — в материале «БИЗНЕС Online».
Казань снова без прямых рейсов в Ашхабад
Почти год назад авиакомпания «Туркменистан» перенаправила в Казань рейсы Ашхабад – Москва – Ашхабад. Решение тогда подали как временное, якобы действовать оно будет в течение месяца. Однако время шло, а перенос полетов в итоге стал постоянным. Организация не объясняла, чем конкретно он вызван, но связь с неспокойной обстановкой в воздухе в столичном регионе была очевидной. Самолеты «повернули» на Казань 1 августа 2023 года, спустя сутки после того, как один из украинских дронов врезался в башню комплекса «Москва-Сити», в которой расположены офисы ряда федеральных министерств.
И вот теперь история практически повторяется. Если прошлым летом рейсы перенесли из столицы России в столицу Татарстана, то теперь ситуация обратная. Накануне авиакомпания предупредила, что с 2 июня приостанавливает полеты по маршруту Ашхабад – Казань – Ашхабад. «Полеты в РФ станут выполняться по маршруту Ашхабад – Москва – Ашхабад. Авиабилеты по маршруту Ашхабад – Казань – Ашхабад будут действительны для перелета по маршруту Ашхабад – Москва – Ашхабад на период отмены рейсов в столицу Татарстана», — сообщил авиаперевозчик. Сроки такой отмены компания не уточнила. «БИЗНЕС Online» обратился за комментарием в пресс-службу аэропорта «Казань», но пока не получил ответа. При этом в минувшее воскресенье воздушная гавань попросила пассажиров прибывать заранее и ссылалась на усиленные меры безопасности.
В этот раз «Туркменистан» в своем релизе не дает никаких пояснений своего решения. При этом компания организовала для купивших билеты Казань – Ашхабад и Ашхабад – Казань пассажиров «комфортабельный бесплатный трансфер» из Москвы до аэропорта столицы РТ. Понятно, что время в пути для людей заметно увеличится. Причем неясно, как долго будет длиться такая сложная схема с пересадкой. Надо заметить, что желающие могут переоформить билеты на рейс Ашхабад – Москва – Ашхабад без удержаний сборов либо вернуть деньги. Но будет ли это утешением для пассажиров?
Рейс Казань – Ашхабад авиакомпании «Туркменистан» отправлялся из столицы РТ дважды в неделю — в пятницу и воскресенье. Время полета составляло 3 часа 20 минут. Как сообщили в казанском аэропорту, альтернативных прямых авиарейсов нет. Сейчас с пересадкой пассажир потратит на трансфер не менее 10 часов. Сегодня покупка билета на прямой авиарейс из столицы Татарстана с вылетом после этой даты также недоступна. На сайте аэропорта «Казань» пассажиру предлагают рейсы с пересадкой через Москву, Дубай или Стамбул.
Решение «Туркменистана» последовало спустя сутки после того, как республика столкнулась с очередной атакой БПЛА. Утром в пятницу, 31 мая, украинский дрон сбили над пашнями в Атнинском районе РТ. По данным «БИЗНЕС Online», БПЛА не нес на себе боевой заряд. Тем не менее над Татарстаном ввели план «Ковер» и временно закрыли аэропорты Казани и Нижнекамска. Летевшие в столицу РТ рейсы пришлось перенаправить на запасной аэродром в Самару. Для республики эта атака была третьей в мае и уже пятой после начала боевых действий на Украине. В апреле, напомним, дрон в Татарстане сбили прямо в день открытия международного экономического саммита «Россия – исламский мир: KazanForum 2024», главным гостем которого, к слову, стал национальный лидер туркменского народа, глава Народного Совета Туркменистана (Халк Маслахаты) Гурбангулы Бердымухамедов.
«Как будет дальше, никто не знает, совсем никто»
Что интересно, совсем недавно компания даже ввела промотариф на перелеты из Ашхабада в Казань и Москву, причем акция была рассчитана на срок до 30 июня. Так что решение о приостановке перелетов вряд ли можно считать плановым. Корреспондент «БИЗНЕС Online» в понедельник под видом пассажира с трудом, но все же дозвонился до представительства авиакомпании в столице Татарстана, пришлось подождать в очереди. «Пока информация [о приостановке перелетов в Ашхабад из Казани] до 17 июня, но не факт, что вернут [перелеты после этой даты]. Сейчас нет никаких сведений. Давайте до 17-го числа подождем, а там потом будем решать, что делать. Потому что до 17 июня людей будут трансфером увозить в Москву с этими билетами. Как будет дальше, никто не знает, совсем никто», — сказал собеседник по телефону. На вопрос, с чем связан такой перенос, он отметил: «С безопасностью рейсов, беспилотники летали».
Полеты «Туркменистана» в Первопрестольную были приостановлены 1 августа «в связи с воздушной обстановкой в московской воздушной зоне, а также на основании оценки рисков в целях обеспечения безопасности полетов», объяснял перевозчик. Позже эти определения исчезли из официального релиза, но сути это не поменяло. Для пассажиров также был организован бесплатный трансфер в аэропорт столицы РТ и из аэропорта Казани в Москву для прибывающих из Ашхабада.
Стоит отметить, что «Туркменистан» не единственная авиакомпания, которая приостановила рейсы в столицу Татарстана. С 5 апреля на паузу полеты по маршруту Актобе – Казань, возобновленные после годичного перерыва 1 апреля, поставила казахстанская авиакомпания Qazaq Air. О датах планируемого открытия авиасообщения обещали объявить позднее.
Свое решение перевозчик тогда объяснил необходимостью «обеспечения безопасности полетов», но деталей не приводил. При этом о приостановке полетов было объявлено на следующий же день после первой атаки беспилотников на Татарстан, когда были совершены налеты на Нижнекамск и общежитие ОЭЗ «Алабуга». Впрочем, других примеров приостановки рейсов, помимо «Туркменистана» и Qazaq Air, нет. Ситуация не носит массового характера, отмечали ранее эксперты в разговоре с «БИЗНЕС Online». Но почему туркмены и казахи переживают?
«Если аэропорт часто закрывается, то авиакомпания несет большие убытки»
«Она (авиакомпания „Туркменистан“ — прим. ред.) же не прекратила полеты в Россию. Все-таки в Москву летать будет, так что вряд ли это связано с какими-то политическими решениями. Могу предположить, что вопрос просто какой-то экономический, вполне возможно, что в Казань плохо продаются билеты, а на билеты в Первопрестольную спрос всегда есть, поэтому авиакомпании выгоднее пассажирами из столицы РТ дозагрузить московские рейсы и потом ту часть пассажиров, которая едет в Казань, соответственно, доставить автобусом», — сказал в беседе с «БИЗНЕС Online» главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Гусаров.
Связь с атаками беспилотников тоже нельзя исключать, замечает он. «Дело в том, что если аэропорт часто закрывается, то авиакомпания несет большие убытки. У нее задерживаются рейсы, а самолеты задействованы не только на этом маршруте, но и на других. Соответственно, это воздушное судно не возвращается вовремя, дальше по цепочке „летит“ все расписание», — подчеркнул собеседник.
«Предполагаю, что на рейсы Ашхабад – Москва дают частоту (необходимую регулярность — прим. ред.) рейсов, а вот на Ашхабад – Казань не дают. То есть это чисто договоренности: какая частота рейсов и какие направления. Такое согласовывается на уровне правительств, подписываются договоры, — сказал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ летчик Андрей Литвинов. — Насколько экономически выгодно потом на автобусах возить? А никого не волнует. Наверное, в свое время туркмены тоже нам не согласовали какие-то направления. Это все межгосударственные договоренности. Подобное не так работает, что я куда хочу, туда и летаю. Я запланировал рейс и буду его выполнять пять раз в день — так не бывает».
«Ведь российские авиакомпании тоже должны зарабатывать. Если Ашхабад станет демпинговать, делать цены ниже, летать по данному направлению несколько раз в сутки, то, естественно, нашими компаниями пользоваться не будут. Окажется невыгодно. Когда идет межгосударственное согласование, учитываются вот эти факторы», — добавил Литвинов. Рейсы могли приостановить, если возникли вопросы с оплатой или обслуживанием самолетов, допустил в беседе с «БИЗНЕС Online» заслуженный пилот России бывший летный директор «Внуковских авиалиний» Юрий Сытник.
Президент ассоциации турагентств РТ Рамиль Мифтахов называет незначительной для татарстанских туристов отмену прямого авиасообщения с Ашхабадом. «Это не массовое направление наших туристов. Летят туда в основном транзитом в Юго-Восточную Азию. Там достаточно интересные тарифы на билеты были. Тем более сейчас не сильно большой спрос в данном направлении. Мы понимаем, что отменили из-за безопасности, из-за того, что начали дроны летать. Это жизнь, это их решение, и мы их понимаем, но на пассажиропоток такое никак не влияет», — сказал собеседник газеты.P. S. В понедельник, 3 июня, в 12:15 мск Росавиация сообщила, что работа аэропорта Казани ограничена для обеспечения безопасности. Воздушная гавань не отправляет и не принимает рейсы. Рейсы в аэропорт столицы РТ перенаправлены на запасные аэродромы в Ульяновск, Самару, Чебоксары, Уфу и Москву (Внуково), уточнили в пресс-службе казанского аэропорта.