Найти в Дзене

Частица, которая легко включает ваше чувство вины: ее используют для того, чтобы манипулировать вами

Оглавление

Часто искусство общения путают с искусством манипуляций. На самом деле, трудно провести грань, где кончается нормальное общение и начинается манипуляция. В этой статье попробую рассказать о тех фразах, которые мы часто слышим в свой адрес и чувствуем, что снова что-то проиграли, а что не знаем. Такое общение - точно не искусство. Это - искусство манипуляций.

Перенесемся в типичную рабочую ситуацию

Утро. Совещание у руководителя.

- У меня на почте до сих пор нет документа, о котором мы вчера говорили. Я думал, что вы пришлете. Это же было вчера!
- Извините, я не знала, что надо прислать до утра.
- Я думал, что вы выполните задание, это же и так понятно

Почему мы извиняемся, если задача не была поставлена и не были обозначены сроки?

фото от freepik.com
фото от freepik.com

А потому что есть вот эта самая фраза, которая рождает в нас чувство вины:

«Я думал, что вы выполните задание, это же и так понятно»

Сотрудник не должен «читать по губам», угадывать мысли, додумывать задачи. Если у руководителя такой стиль общения, то он всегда будет недостатки своего операционного управления закрывать скрытой агрессией.

Как лучше ответить на этот выпад?

  • Не извиняться.
  • Сохранить свои границы.

Я бы сказала так:

Документ готов. Мне нужно 20 минут для того, чтобы выполнить поставленную вами сейчас задачу. Могу я прислать документ на почту через 20 минут?

Рассмотрим еще одну ситуацию:

фото от freepik.com
фото от freepik.com

На совещании распределяются задачи. Руководитель обращается к вам:

- С этой задачей нужно справиться сегодня. Вы же зарплату получаете вовремя? Вот и задачи нужно выполнять вовремя.
- Все будет исполнено в срок, - говорите вы и весь день чувствуете себя виноватой в том, что получаете в срок зарплату.

Навязывание чувства вины (манипуляция) - удобная форма управления персоналом. Но это не имеет ничего общего с культурой делового общения и эффективной коммуникацией. Распознать манипулятора очень просто. Его выдает частица "ЖЕ".

фото от freepik.com
фото от freepik.com

Обратите внимание на речь того, кто хочет управлять вами. Послушайте, как он говорит, обращаясь к вам. Посмотрите примеры:

«Ты же можешь это сделать».
«Ты же присутствовал на совещании».
«Ты же знаешь, где взять контакты».

Или

«Я же тебе говорил».
«Я же надеюсь на тебя».
«Я же могу быть уверен в результате».

Коварная частица "ЖЕ" превращает нашу жизнь в оправдательный акт.

фото от freepik.com
фото от freepik.com

Так быть не должно. Зная об этом, оберегайте свои границы. Слышите «же» – сразу выставляйте защиту или верните эту частицу говорящему:

«Я же слышу вашу просьбу и поэтому сделаю все возможное, чтобы её выполнить»

Помните: мы сами залезаем в позицию виноватого, если:

  • долго объясняем свою позицию,
  • выбираем извинительную интонацию,
  • молча соглашаемся.

Вот так всего одна частица может испортить настроение на целый день. Теперь вы знаете, что такая неприметная частица “ЖЕ” - это конфликтоген, и будете правильно реагировать на его присутствие в речи собеседника.

Полезна ли была для вас эта информация? Есть ли у вас в окружении те, которые говорят с вами говорят, используя “же” ?