Часто искусство общения путают с искусством манипуляций. На самом деле, трудно провести грань, где кончается нормальное общение и начинается манипуляция. В этой статье попробую рассказать о тех фразах, которые мы часто слышим в свой адрес и чувствуем, что снова что-то проиграли, а что не знаем. Такое общение - точно не искусство. Это - искусство манипуляций.
Перенесемся в типичную рабочую ситуацию
Утро. Совещание у руководителя.
- У меня на почте до сих пор нет документа, о котором мы вчера говорили. Я думал, что вы пришлете. Это же было вчера!
- Извините, я не знала, что надо прислать до утра.
- Я думал, что вы выполните задание, это же и так понятно
Почему мы извиняемся, если задача не была поставлена и не были обозначены сроки?
А потому что есть вот эта самая фраза, которая рождает в нас чувство вины:
«Я думал, что вы выполните задание, это же и так понятно»
Сотрудник не должен «читать по губам», угадывать мысли, додумывать задачи. Если у руководителя такой стиль общения, то он всегда будет недостатки своего операционного управления закрывать скрытой агрессией.
Как лучше ответить на этот выпад?
- Не извиняться.
- Сохранить свои границы.
Я бы сказала так:
Документ готов. Мне нужно 20 минут для того, чтобы выполнить поставленную вами сейчас задачу. Могу я прислать документ на почту через 20 минут?
Рассмотрим еще одну ситуацию:
На совещании распределяются задачи. Руководитель обращается к вам:
- С этой задачей нужно справиться сегодня. Вы же зарплату получаете вовремя? Вот и задачи нужно выполнять вовремя.
- Все будет исполнено в срок, - говорите вы и весь день чувствуете себя виноватой в том, что получаете в срок зарплату.
Навязывание чувства вины (манипуляция) - удобная форма управления персоналом. Но это не имеет ничего общего с культурой делового общения и эффективной коммуникацией. Распознать манипулятора очень просто. Его выдает частица "ЖЕ".
Обратите внимание на речь того, кто хочет управлять вами. Послушайте, как он говорит, обращаясь к вам. Посмотрите примеры:
«Ты же можешь это сделать».
«Ты же присутствовал на совещании».
«Ты же знаешь, где взять контакты».
Или
«Я же тебе говорил».
«Я же надеюсь на тебя».
«Я же могу быть уверен в результате».
Коварная частица "ЖЕ" превращает нашу жизнь в оправдательный акт.
Так быть не должно. Зная об этом, оберегайте свои границы. Слышите «же» – сразу выставляйте защиту или верните эту частицу говорящему:
«Я же слышу вашу просьбу и поэтому сделаю все возможное, чтобы её выполнить»
Помните: мы сами залезаем в позицию виноватого, если:
- долго объясняем свою позицию,
- выбираем извинительную интонацию,
- молча соглашаемся.
Вот так всего одна частица может испортить настроение на целый день. Теперь вы знаете, что такая неприметная частица “ЖЕ” - это конфликтоген, и будете правильно реагировать на его присутствие в речи собеседника.
Полезна ли была для вас эта информация? Есть ли у вас в окружении те, которые говорят с вами говорят, используя “же” ?