Взрослея, наши дети начинают проявлять самостоятельность и желание в одиночку справляться с бытовыми задачами (вынести мусор, сходить в магазин, погулять с одноклассниками). Когда ребенок будет готов к самостоятельным прогулкам зависит от характера, стиля вопитания, предыдущих опытов взаимодействия с внешним миром, количества детей в семье. Этот процесс постепенный и не ограничивается лишь запретами и запугиваниями, разговорами и ограничениями. Тут важнее практика, правила и положительное подкрепление. Итак, с чего начать:
1. Определяем прежде всего вашу готовность отпустить ребенка.
Я не случайно поставила этот пункт на первое место. Так как от состояния родителя зависит уверенность ребенка в своих силах. Если от одной лишь мысли о том, что ваше чадо останется без вас даже на непродолжительное время, вас бросает в дрожь, ничего хорошего из этого не выйдет. Это может говорить лишь о том, что нужно постепенно ослаблять контроль, позволяя ребенку самому справляться с трудностями сначала в вашем присутствии. Договариваться, просить покачаться на качелях, уметь постоять за себя, если надо или помочь другому ребенку. Старайтесь не включаться в решение проблемы, если ребенок может справится сам. Просто понаблюдайте: не ищет ли он взрослого глазами, если тот куда-то отошёл, быстро ли находит общий язык со сверстниками, умеет ли играть по правилам? Оцените, есть ли реальная угроза безопасности или ваша тревожность не дает сделать шаг навстречу гармоничному взрослению.
Можно и нужно волноваться, это нормально. Так же нормально с каждым годом давать все больше самостоятельности ребенку. Так вы научите его обращаться с реальностью, адаптироваться под её условия, взаимодействовать с людьми.
Сложно отвлечься и не тревожиться? Найдите возможность наблюдать за ребёнком — из окна или периодически выходя на улицу. Только не отвлекайте ребёнка от его дел, если он не требует вашего внимания. Всё это нужно скорее для вашего спокойствия, а не для его безопасности.
2. Определяем готов ли ребенок к самостоятельным прогулкам.
Как правило первые попытки самостоятельного нахождения без взрослого ребенок может предпринимать уже в 4-5 лет. Для справки: в Федеральном Законе от 24.07.1998 г. говорится о том, что детям до семи нельзя находится на улице с 22.00 до 06.00 без сопровождения взрослых. В некоторых регионах России запрещено оставлять детей до семи лет без присмотра в любое время суток.
Я бы не рекомендовала отправлять гулять самостоятельно детей дошкольного возраста из-за незрелости структур головного мозга, отвечающих за контроль и произвольность. Именно поэтому дошколятам так сложно следовать правилам безопасности, быть внимательными и осторожными. Они увлечены, импульсивны, могут растеряться в тот момент, когда нужно будет действовать, например, позвать на помощь.
Можно и нужно пробовать непродолжительные расставания с ребенком, если у вас есть знакомые на площадке, которые смогут заменить вас в случае возникновения сложностей.
3. Формируем навыки безопасного поведения.
- самостоятельно звонить по телефону, пользоваться видеосвязью;
- нажимать кнопку вызова лифтера;
- громко кричать и просить о помощи;
- знать правила поведения в общественных местах;
- уметь отказывать, говорить «нет»;
- знать какие бывают опасные ситуации;
- знать дорогу домой;
- уметь определять время;
- знать наизусть телефоны родителей;
- спрашивать разрешения уйти куда-либо у родителей;
4. Выбираем место прогулок.
Идеальный вариант - закрытый двор с детской площадкой (и знакомыми мамами), куда практически не заходят посторонние. Если двор проходной, рядом проезжая часть, нет знакомых — в этом случае проигрываем все возможные сценарии прогулки вместе с ребенком. Желательно не запугивать, а просто описать ситуации, в которых ребенок может растеряться и проговорить план действий. Не будьте заезженной пластинкой. Задавайте ребенку вопросы: «Как ты думаешь, что нужно сделать?», «Что бы ты предпринял в такой ситуации?», «Как ты думаешь, что этот человек делает на площадке»? Пусть ребенок сам думает и пытается найти решение, а не рассчитывает на взрослого.
5. Определяем ситуации, в которые не стоит ввязываться.
Например, взрослый показывает щенка и говорит: «У меня в машине ещё есть — пойдём покажу». Или пожилая женщина просит помощи: «Я плохо вижу, прочитай объявление в подъезде». Или женщина угощает конфетой и предлагает сходить еще за угощением. Да, людям иногда требуется помощь. Но важно донести до ребенка, что взрослый должен просить помощи у взрослого. И это не обсуждается. Просто запретите разговаривать с незнакомыми людьми и научите твердо отвечать: «Мне запрещено разговаривать с незнакомыми», «Спасибо, нет, мне нельзя сладкое», «Моя мама потеряет меня, если я уйду с площадки». В любой непонятной ситуации ребенок звонит вам. И вы тоже можете ему звонить — только не каждые пять минут.
Еще один лайфхак для безопасности ребенка – просить о помощи у мам с детьми и в опасной ситуации кричать в трубку телефона: «Мама, я вижу тебя, бегу к тебе» и убегать на безопасное расстояние. Если очень волнуетесь, купите ребенку свисток, так он сможет привлечь внимание людей.
6. Что брать с собой?
Стандартный набор: вода, головной убор, телефон с заряженной батареей. Если ребенок часто травмируется, можно сложить антибактериальные салфетки и пластырь.