Д о б р о и з л о, мифологическая модель мира одно из основных противопоставлений, соотносимых со светом и тьмой, небом и преисподней (ср. Верх и низ), жизнью и смертью, правдой и ложью (кривдой), богами и злыми духами. В архаических традициях этическое противопоставление было ограничено преимущественно представлениями о пользе или вредоносности для коллектива для тех или иных явлений: ср. Мифы о близнецах-демиургах, дуалистические мифы о боге и его противнике, портящем творение, приносящим в мир болезней смерть (ср. Ульгеня и Эрлика, Нуми-Торума и Куль-Отыра). В разных традициях добро и зло воплощались богами - устроителями космоса и демонами, чудовищами, великанами, воплощениями хаоса: ср. Гайавату и Атотархо у ирокезов, яйян камуй у айнов, западных и восточных тенгри у бурят, дева и асуров в ведиской,дэвов и ахуров в иранской традиции. Воплощением добра во многих традициях являлось мужское небесное божество, зло олицетворяла хтоническая хозяйка нижнего мира, земли, преисподней (ср. Одина и Хель в скандинавской, Еся и Хоседэм в кетской, Ичуи Кызы в самодийской мифологиях). В теистических и развитых дуалистических мифологиях противопоставление добра и зла связано с выбором, который должен сделать человек (см. Заратуштра, " грехопадение"), усилив созидательные или разрушительные силы. Противостояние сил добра и зла должно закончиться решительной битвой в конце света (ср. Эсхатологические мифы), когда сила добра возглавит спаситель - мессия. В дуалистических религиях, абсолютизирующих противопоставление добра и зла, особенно в учении Мани и восходящих к нему богомильских и других учениях (ср. Малаки-тауз), воплощением зла считался весь тварный материальный мир, с добром ассоциировалось лишь царство духа.