Индустрия отдыха на природе как отдельный сектор экономики
Концепция «экономики отдыха на природе» охватывает экономическую активность, связанную с организацией досуга на природе, включая туризм, рекреацию, различные формы активного отдыха, а также сопутствующие отрасли. Индустрия отдыха на природе – это кемпинги, путешествия по тропам (хайкинг и треккинг), водные и зимние виды спорта, велопутешествия, туризм, связанный с пребыванием и наблюдением за дикой природой (экотуризм является его частью), приключенческий туризм (например, банджи-джампинг, каньонинг, скалолазание), рыбалка, охота, мотоспорт, внедорожный спорт. Список можно ещё продолжать, а всего исследователи выделяют более 400 видов аутдор-активностей.
В данной статье мы рассмотрим некоторые аспекты аутдор-индустрии, подходы в разных странах к расчёту социально-экономических эффектов от ее развития и вклада в экономику регионов, а также роль троп в этой системе.
Согласно отчёту исследовательской компании Grand View Research, Inc, мировой рынок приключенческого туризма (подразумевает физическую активность, культурный обмен и взаимодействие с природой), оцениваемый в $282,1 млрд в 2021 году, к 2030 году превысит $1 трлн. В период с 2020 по 2022 год глобальный доход рынка аутдор-экипировки и снаряжения вырос с $19,76 млрд до более чем $23 млрд, а к 2027 году должен достичь $31,43 млрд.
Если мы говорим о глобальной индустрии экотуризма, то данный сектор оценивался в $172,4 млрд в 2022 году. Прогнозируется, что в 2028 году отрасль достигнет $374,2 млрд, а совокупный среднегодовой темп роста составит 13,9%. Исследование экономических эффектов природоориентированного туризма Всемирного банка в 2021 году показало, что один дополнительный турист увеличивает годовой реальный доход на территориях вблизи ООПТ в диапазоне от $169 до $2400, что значительно превышает расходы среднего туриста на этих территориях. На каждый доллар, вложенный государствами в охраняемые территории и поддержку природного туризма, экономическая норма прибыли как минимум в 6 раз превышает первоначальные инвестиции. Это мультипликативный эффект от развития туризма.
Многолетний мониторинг также наглядно показывает успех долгосрочных усилий по продвижению и развитию туристических веломаршрутов. Так, Германия позиционирует себя как страна велосипедного отдыха. 12% объёма туризма в Германии составляет велотуризм, а объем оборота данного сегмента оценивается в €12 млрд. В 2022 году 4,6 млн человек путешествовали на велосипеде. Две трети (67,9%) жителей Германии используют велосипеды для экскурсий и поездок. Растёт популярность велотуров и отдыха в кемпингах: анализ велопутешествий ADFC показал, что 7 из 10 немецких путешественников (71,5%) выбрали в 2022 году велотур по маршруту со сменой проживания.
Велосипед является самым продаваемым транспортным средством во Франции – в 2021 году велосипедов было продано больше, чем новых автомобилей (2,7 млн против 1,6 млн). Сектор велотуризма приносит стране прибыль в размере €5 млрд. В 2018 году на французской части маршрута EuroVelo 1 было 3,6 миллиона велосипедистов. Доля туристов составила 65%, из них велотуристов, ездящих на велосипеде от места проживания к месту проживания, было чуть более 202 000 человек. Прямой экономический эффект от маршрута в 2018 году оценивался в €103,6 млн.
Рассмотрим экономику отдыха на природе комплексно на примере США. В 2022 году число выбирающих отдых на природе выросло на 2,3% и достигло рекордных 168,1 млн человек, или 55% населения США в возрасте шести лет и старше. Аутдор-индустрия создала 5 млн прямых рабочих мест в стране. Траты потребителей за 2022 год достигли $1,1 трлн, что на 19% больше, чем в 2021 году. Добавленная стоимость индустрии отдыха на природе составила 2,2% ВВП США ($563,7 млрд) в 2022 году. Бюро экономического анализа США (BEA) подсчитало, что это более чем в 3 раза превышает объем валовой добавленной стоимости от воздушного транспорта, в 2,5 раза – от добычи нефти и газа и почти в 3,5 раза – от производства автомобилей и исполнительских видов искусства.
В 2022 году наблюдался рост участников в большинстве видов активного отдыха (80%), включая крупные категории, такие как кемпинг и рыбалка, и более мелкие категории, такие как спортивное скалолазание и скейтбординг. Караванинг / автокемпинг является крупнейшим сегментом аутдор-индустрии в США с добавленной стоимостью в размере $35,5 млрд (в текущих ценах) и самым распространённым видом отдыха на природе в 22 штатах (из 50). Катание на лодке/рыбалка – второй по величине сегмент с добавленной стоимостью в размере $32,4 млрд. Езда на мотоцикле / квадроцикле находится на третьем месте с добавленной стоимостью в размере $11,5 млрд. Активности, связанные со снегом / активный отдых зимой, приносят $7 млрд добавленной стоимости.
По оценкам, в США более 80 млн жителей занимается кемпингом. 7,2 млн отдыхающих впервые отправились в кемпинг-путешествие 2022 году. В 2022 году найти доступное место для кемпинга в США было в 5 раз труднее, чем до пандемии, что сделало 2022 год самым загруженным годом за всю историю кемпинг-отдыха. Чтобы удовлетворить спрос на кемпинги, более 1/3 управляющих недвижимостью в прошлом году открыли дополнительные кемпинги, и почти 20% бизнесов увеличили свой график работы.
Количество зимних кемпингов увеличилось на 40% за период с 2019 по 2021 год, и эта тенденция сохранится. Около трети предпочитающих кемпинг-отдых (31,2%) отдыхали в кемпинге зимой в 2023 году.
Самый распространённый тип кемпинга в США:
- дом на колёсах (RV) – 44,8% (35,8 млн отдыхающих)
- палатка – 38,2% (30,6 млн отдыхающих)
- кемпервэн (на основе минивэнов) – 6,1% (4,9 млн отдыхающих)
- глэмпинг – 2,1% (1,7 млн отдыхающих)
- другое (< 2% каждая категория): путешествие с рюкзаком, бивуак (лёгкое укрытие), гамак, мотоцикл, палатка на крыше автомобиля (ставится на специальных креплениях), оверлендинг (приключенческое путешествие в отдалённые места).
Таким образом, аутдор-активности являются отражением спроса граждан, а соответствующая им рекреационная и экологическая инфраструктура является рыночным предложением.
Что же может стать связующим звеном между различными сегментами аутдор-индустрии?
Тропы – каркас индустрии отдыха на природе
Системы рекреационных/туристических троп в разных странах являются каркасом, вокруг которого выстраивается индустрия отдыха на природе. Индустрия троп включает в себя комплекс инфраструктурных решений, сервисов и технологий, нацеленный на создание безопасных маршрутов для путешествующих, и охватывает инженерные сооружения, инфраструктуру для проживания, питания и аутдор-активностей, управление отходами и нагрузкой на природные ресурсы, работу по организации бизнеса, разработку и внедрение цифровых решений и др.
Создание рекреационного трафика – от дикой природы до города. Великая американская тропа на месте железных дорог (Great American rail-trail)
Great American rail-trail – это один из самых широкомасштабных проектов последнего десятилетия в сфере тропостроения в США. В основном тропа будет проходить на месте железнодорожных коридоров, а маршрут будет полностью отделен от движения транспортных средств. Проект соединяет более 150 бывших железнодорожных путей, зелёных коридоров (гринвеев) и других путей многоцелевого использования протяжённостью свыше 3700 миль / около 5 955 км. В нем задействовано свыше 200 местных организаций-партнёров и более 50 региональных ведомств.
Тропа проходит через 12 штатов и округ Колумбия. Она станет первой в стране мультифункциональной тропой: для пешеходов, велосипедистов, лыжников и тех, кто занимается верховой ездой.
Проект в настоящее время завершён на 53%, около 88 участков пути ещё предстоит соединить.
После завершения тропа будет обслуживать более 50 миллионов человек в радиусе 50 миль, а также миллионы путешественников со всей страны и мира, которые будут исследовать разнообразные места по этому маршруту.
Эффекты от создания Великой американской тропы на месте железных дорог
В 2021–2022 годах компанией Headwaters Economics был проведён независимый анализ экономических эффектов проекта Great American rail-trail с использованием четырёх типов данных: 1) существующих систем подсчёта посетителей (в том числе автоматизированных); 2) статистических моделей для оценки пользователей троп; 3) обзора литературы по оценке расходов и использованию троп; 4) оценки экономических эффектов с помощью программы экономического моделирования IMPLAN.
Анализ показал, что ежегодно вклад проекта в ВВП страны составит $ 161 млн, и тропа при ее полном завершении будет генерировать:
25,6 млн путешествий;
$ 229,4 млн трат посетителей;
$ 22,8 млн новых налоговых поступлений;
$ 104 млн трудового дохода;
25 000 новых рабочих мест в течение следующих 10 лет.
ТОП-10 отраслей по количеству создаваемых рабочих мест (оценка)
- ресторанный бизнес – 8650;
- розничная торговля – 4990;
- сектор размещения – 3980;
- сфера недвижимости – 710;
- производство спортивных товаров – 630;
- профессиональные услуги – 320;
- бизнес-менеджмент – 310;
- здравоохранение и забота о здоровье – 290;
- складское размещение – 160;
- строительство и ландшафтный дизайн – 140.
По оценкам Rails to Trails Conservancy, реализация проекта обойдётся примерно в $1 млрд — инвестиции, которые окупятся в течение пяти лет за счёт прямых расходов посетителей на этом маршруте.
Продолжение следует …
Текст составлен на основе указанных источников. Составитель подборки Дарья Рогова / АСИ.
Дополнительные статьи по международному опыту организации рекреации на тропах собраны здесь:
ТРОПЫ. Международный опыт организации рекреации. Часть 1. Европа
ТРОПЫ. Международный опыт организации рекреации. Часть 2. Япония
ТРОПЫ. Международный опыт организации рекреации. Часть 3. Норвегия. Создание паломнических маршрутов