Найти в Дзене
Записки КОМИвояжёра

Глазами учителя: главные недостатки современной школы, накопившиеся за многие годы

Оглавление

Отсутствие профильного обучения

Большинство образовательных программ предполагает равное изучение гуманитарных, точных и естественных наук. Интересы и склонности конкретного ребёнка не учитываются, при этом каждый предметник считает свою дисциплину главной и старается загрузить учеников по максимуму.

‍Возможность выбрать какой-либо профиль обычно есть только у старшеклассников, и то не во всех школах. Дети тратят время на предметы, которые «необходимы для общего развития – ведь математика так прекрасно организует мозг, а как можно жить без знания биологии, а физика – это...» и так до бесконечности – это существенный недостаток современного школьного образования.

Гуманитарий на математике
Гуманитарий на математике

Мысль о том, что можно посадить десяток студентов-дипломников, которые создали бы базовую, но сжатую программу по математике для школьников-гуманитариев, чтобы больше не мучить любителей поэзии «квадратным трёхчленом», академикам от образования в голову не приходит. И такой же курс создать для физиков-математиков по литературе...

Гонка за показателями

У каждой школы свой рейтинг. Чем он выше, тем у образовательной организации выше статус. Возможно, когда вы выбирали ребёнку школу, вы как раз обращали внимание именно на рейтинг. Место в нём зависит не только от образовательных результатов ваших детей, но и участия школы во всём подряд — от районных, городских до областных мероприятий. Чем выше активность — тем лучше для школы. А чем лучше школы в нашем городе — тем больше плюсов городскому департаменту образования. Хотя и с них спрашивают по полной. Замкнутый круг.

Рейтинг складывается из многих показателей, в частности «среднего балла» учащихся и результатов ЕГЭ. Из этого вытекает следующая проблема общеобразовательных школ: оценки должны быть только хорошими и отличными – второгодники – удар по престижу школы и «бюджету страны»! Ещё совсем недавно губернатор в числе прочих показателей своей деятельности отчитывался и о баллах, полученных школьниками области на ЕГЭ.

Зачастую оценки не совпадают с реальными знаниями. А у многих школьников отметки порождают комплексы и становятся причиной для буллинга и других проблем обучения в школе.

Бюрократия

Формализм пронизывает все сферы школьной жизни – от ведения электронных журналов до пресловутых «четыре клетки вниз две вправо». Ребёнка с первого класса приучают к правилу: «Без бумажки ты букашка» – и заставляют соблюдать десятки никому не нужных правил, порождая все новые проблемы в области образования. От учителей требуют невозможного: высоких показателей, открытых мероприятий, безупречной дисциплины, своевременной отчётности...

А он уже ничего не понимает...
А он уже ничего не понимает...

Разный уровень подготовки учеников

Одни родители сами готовят детей к школе, другие полагают, что это зона ответственности педагогов. Одни дети в три года читают и считают, другие в семь едва складывают слоги и цифры. А потом 30–40 абсолютно разных ребят собираются в одном классе.

‍Неудивительно, что появляются лидеры и отстающие, и это тоже проблема современной школы. Классическая школьная система не учитывает интересы ни тех, ни других. Быстро схватывающие материал ребята скучают на уроках, а те, кому нужен особый подход, находятся в постоянном стрессе, а затем просто опускают руки.

Низкая эффективность занятий

связана с теми проблемами, которые уже были названы, и с рядом иных.

Классический школьный урок длится 45 минут. Из них сколько-то уходит на организационные вопросы (все ли на месте, кто дежурный и так далее), ещё 10–15 на проверку и разъяснение домашнего задания. На объяснение нового материала остаётся 20–25 минут, при условии, что класс спокойный и никто из учеников не мешает учителю, а сейчас это редкость. Такой режим негативно сказывается на качестве школьного образования.

Большие домашние задания

Всё, что не успели пройти на уроке, переходит в работу на дом.

"Нагружать всё больше нас стали почему-то..."
"Нагружать всё больше нас стали почему-то..."

По СанПину, на выполнение домашних заданий в младшей школе должно уходить 1,5–2 часа, в 6 классе – 2,5, в 9-м – 3,5 часа. Реальные цифры гораздо больше. Домашняя работа зачастую настолько объёмна, что за уроками приходится засиживаться допоздна. Особенно если ребёнок несамостоятелен и ждёт, когда мама с папой придут с работы и помогут с заданиями. Эта актуальная проблема современного образования беспокоит многих родителей.

Плохая подготовка молодых учителей

Эта проблема сложилась не за несколько лет – годами в пединституты шли те, кто не надеялся (или не смог!) поступить в университеты, и получается, что учителями становятся, как это ни обидно, вчерашние троечники. Именно поэтому падает уровень преподавания.

Слабая заинтересованность в результатах обучения проявляется как у молодых, так и у опытных педагогов. Это общая проблема современной системы школьного образования в России.

Чтобы получать достойную зарплату, приходится брать больше часов, классное руководство и репетиторство. Качество обучения при этом оставляет желать лучшего. Учителям некогда готовиться к урокам, большая нагрузка неизбежно приводит к физическому и эмоциональному выгоранию. Известна горькая фраза учителя: «Если не брать 2 нагрузки, не на что жить! Если брать 2 нагрузки, некогда жить!»

Устаревшие методы работы

Педагоги в возрасте зачастую не могут приспособиться к электронному документообороту, а главное – они не понимают ценностей нового поколения, которое не умело говорить, но уже умело находить мультики на маминых гаджетах. Поэтому многие ходят на работу, лишь бы «доработать до пенсии», и порой открыто демонстрируют свою неудовлетворённость жизнью. Такой подход, безусловно, является недостатком современного образования.

"Делай, как я сказала!"
"Делай, как я сказала!"

Моя племянница половину учебной четверти «воевала» с учителем литературы, которая была на очень хорошем счету у администрации, имела высшую категорию, регулярно давала открытые уроки, но упорно требовала приносить в школу только бумажные книги! Школьники пытались показать, что в электронной книге – вся хрестоматия для 10–11 классов, можно делать выписки, закладки, выводить почти мгновенно необходимые цитаты, но в ответ слышали: «Должна быть книга, из которой торчат ваши закладочки – тогда понятно, что вы читали и знаете!» И дело на пустом месте дошло до открытого конфликта: учащиеся не подчиняются требованиям учителя!

Внеурочная нагрузка

Современная общеобразовательная школа в обязательном порядке должна организовывать внеурочную деятельность обучающихся.

Введённые в обязательном порядке «Разговоры о важном» вызывают неоднозначное отношение родителей и учителей, что приводит к определённой напряжённости в школе.

Добровольно-принудительное посещение дополнительных занятий, классных часов, тематических и предметных вечеров, концертов не нравится большинству детей и родителей. Особенно когда у ребёнка есть свои кружки и секции по интересам. И для многих учеников эта проблема в образовании является актуальной – учитель отвечает за то, чтобы класс был «охвачен» мероприятиями.

-5

И, наконец, проблема ЕГЭ требует отдельного, взвешенного и обстоятельного разговора, а не истошных призывов: «Верните советское образование!» Почему-то все, требующие возвращения, забывают классический школьный афоризм: «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».