Найти тему
кухонный конверсатор

Две могилы Марии Ермоловой

На Тверском бульваре- старинный особняк. Дом №11.

Многих хозяев пережил. Каждый что-то перестраивал, надстраивал. 1873 у флигеля третий этаж появился. В результате флигель теперь кажется даже выше, чем главный дом. В 1875 г. архитектор К.Н. Чичагов переделывает фасад здания.

А в 1889 году в дом въезжает актриса Ермолова. Вернее, дом купил ее муж. Известный в то время московский адвокат Н. Шубинский. Со всей обстановкой.

Актриса прожила здесь вплоть до своей кончины. Лишь на лето выезжая или в Ялту, или на свою дачу Калабриево.

Сейчас здесь ее дом-музей.

Музей давно задумывали. Но в особняке- коммуналки. Только в 1970 г. в нескольких комнатах удалось разместить Музей-квартиру М. Н. Ермоловой. А с 1986 года- уже дом-музей.

В отличие от предыдущих владельцев ничего перестраивать не стали. А зря. Вместо парадного входа заходишь в некую клетушку. Да еще вниз. Несколько ступенек.

Новые хозяева только паркет поменяли. И адвокат на фронтоне букву «Ш» разместил.

-2

В честь себя. Любимого.

Вестибюль- тоже так себе.

-3

Экспозиция начинается в полуподвале.

О начале карьеры актрисы.

Сводчатые потолки намекают на древность здания.

Когда оно было построено? Сведения противоречивые. Где пишут- первая треть XIX века. Где- мол, пожар 1812 года пережило. А где- что в кладке сводов- кирпичи 1773 года.

В темном уголке- небольшая диорама.

-5

Театральной площади.

Сбоку- Малый театр. В 16 лет Ермолова впервые вышла на его сцену. Актер Михаил Царев вспоминал: «Она выбежала на сцену и произнесла всего одну фразу – и зал замер, и каждый человек в нем почувствовал: сейчас, в эту самую минуту свершается небывалое… В этот день на русской сцене произошло рождение новой трагической артистки».

А на переднем плане- дома, которые снесли чтобы «Метрополь» построить.

Парадная лестница

-6

упирается в некоторое подобие зимнего сада.

-7

Любила хозяйка зеленые насаждения. Как подтверждение этого тезиса фотография Ермоловой среди горшков. Наслаждается тишиной покоем.

-8

Сотрудники музея любят зеленые насаждения еще больше. Даже места для креслица уже не осталось.

Из угла за порядком рыцарь в доспехах наблюдает.

-10

Есть и большой зал.

Балы хозяева не закатывали. Но творческая интеллигенция захаживала. В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин.

В этом зале Серов написал канонический портрет актрисы. Сейчас копия над парадной лестницей висит.

-12

Прямо памятник, а не женщина.

Брак Марии Николаевны счастливым не стал. Хотя дети были. Дочь. Да и женились вроде по любви. Знаменитый адвокат еще студентом был.

Но и в порочащих связях замечена не была. Как к такому памятнику подкатиться?

Был, правда, один докторишка. Но вроде, ни до чего серьезного не дошло. Отказалась актриса от личного счастья. Ради дочери. И сцены.

Планировка дома довольно замысловатая. Между этажами- некий аппендикс.

-13

Там гримерную Ермоловой изобразили.

-14

Довольно узенькая и довольно крутая лесенка

-15

ведет на третий этаж.

Там еще одна столовая. Для семейных обедов.

-16

И еще одна гостиная.

-17

Тоже для узкого круга.

После революции адвокат свалил из России.

А Ермолова продолжала играть в Малом театре. Хотя и без прежнего энтузиазма. «Если бы вы знали, как неприятно теперь выступать на сцене. Ведь хорошо знаешь, что теперешней публике этого не нужно. И что это за публика? Совершенно чуждая тому искусству, которому мы посвятили всю свою жизнь».

В 1921 году из-за болезни и старости ушла со сцены.

Тем не менее, в 1920 году широко отметили 50-летия своей творческой карьеры артистки. На юбилее сам тов. Ленин присутствовал. Ермоловой первой из актрис присвоили звание Народной. А Моссовет передал ей этот дом в пожизненное владение.

На деле, почему-то, получилось по другому.

Актрисе оставили только две комнатки.

Спальню

-18

и комнату за ней.

Остальное заняли коммуналки. Куда заселились простые трудящиеся. «Совершенно чуждые тому искусству, которому мы посвятили всю свою жизнь».

В музее поясняют. Это желание самой Марии Николаевны.

Мол, во- первых, неуютно ей стало в большом доме.

Это правда. В начале века в доме долгое время жил архитектор Г.Н. Иванов. Якобы, близкий друг Ермоловой. Но в 1917 году и он куда-то съехал.

А, во-вторых, как и нынешнем пенсионерам не стало денег хватать у Народной артистки на квартплату.

Зато умерла не в одиночестве. В 1928 году.

Похоронили ее на кладбище во Владыкине. На погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, прямо за алтарём, рядом с родителями и сёстрами.

Храм до сих пор стоит. Хотя и были попытки снести. При строительстве эстакады на Алтуфьевском шоссе.

А вот кладбище ликвидировали. Прах Марии Николаевны Ермоловой был перенесён в Москву и погребён на кладбище Новодевичьего монастыря.

Согласно устным рассказам очевидцев, была перезахоронена лишь кость руки Марии Николаевны. https://nashenasledie.livejournal.com/2900060.html

А на месте бывшей семейной могилы Ермоловых сейчас тоже памятник поставили.

Так что теперь в Москве две могилы Марии Ермоловой – у Владыкинской церкви и на Новодевичьем кладбище.

P.S. О других прогулках и поездках смотри здесь