На Тверском бульваре- старинный особняк. Дом №11.
Многих хозяев пережил. Каждый что-то перестраивал, надстраивал. 1873 у флигеля третий этаж появился. В результате флигель теперь кажется даже выше, чем главный дом. В 1875 г. архитектор К.Н. Чичагов переделывает фасад здания.
А в 1889 году в дом въезжает актриса Ермолова. Вернее, дом купил ее муж. Известный в то время московский адвокат Н. Шубинский. Со всей обстановкой.
Актриса прожила здесь вплоть до своей кончины. Лишь на лето выезжая или в Ялту, или на свою дачу Калабриево.
Сейчас здесь ее дом-музей.
Музей давно задумывали. Но в особняке- коммуналки. Только в 1970 г. в нескольких комнатах удалось разместить Музей-квартиру М. Н. Ермоловой. А с 1986 года- уже дом-музей.
В отличие от предыдущих владельцев ничего перестраивать не стали. А зря. Вместо парадного входа заходишь в некую клетушку. Да еще вниз. Несколько ступенек.
Новые хозяева только паркет поменяли. И адвокат на фронтоне букву «Ш» разместил.
В честь себя. Любимого.
Вестибюль- тоже так себе.
Экспозиция начинается в полуподвале.
О начале карьеры актрисы.
Сводчатые потолки намекают на древность здания.
Когда оно было построено? Сведения противоречивые. Где пишут- первая треть XIX века. Где- мол, пожар 1812 года пережило. А где- что в кладке сводов- кирпичи 1773 года.
В темном уголке- небольшая диорама.
Театральной площади.
Сбоку- Малый театр. В 16 лет Ермолова впервые вышла на его сцену. Актер Михаил Царев вспоминал: «Она выбежала на сцену и произнесла всего одну фразу – и зал замер, и каждый человек в нем почувствовал: сейчас, в эту самую минуту свершается небывалое… В этот день на русской сцене произошло рождение новой трагической артистки».
А на переднем плане- дома, которые снесли чтобы «Метрополь» построить.
Парадная лестница
упирается в некоторое подобие зимнего сада.
Любила хозяйка зеленые насаждения. Как подтверждение этого тезиса фотография Ермоловой среди горшков. Наслаждается тишиной покоем.
Сотрудники музея любят зеленые насаждения еще больше. Даже места для креслица уже не осталось.
Из угла за порядком рыцарь в доспехах наблюдает.
Есть и большой зал.
Балы хозяева не закатывали. Но творческая интеллигенция захаживала. В.И. Немирович-Данченко, К.С. Станиславский, Ф.И. Шаляпин.
В этом зале Серов написал канонический портрет актрисы. Сейчас копия над парадной лестницей висит.
Прямо памятник, а не женщина.
Брак Марии Николаевны счастливым не стал. Хотя дети были. Дочь. Да и женились вроде по любви. Знаменитый адвокат еще студентом был.
Но и в порочащих связях замечена не была. Как к такому памятнику подкатиться?
Был, правда, один докторишка. Но вроде, ни до чего серьезного не дошло. Отказалась актриса от личного счастья. Ради дочери. И сцены.
Планировка дома довольно замысловатая. Между этажами- некий аппендикс.
Там гримерную Ермоловой изобразили.
Довольно узенькая и довольно крутая лесенка
ведет на третий этаж.
Там еще одна столовая. Для семейных обедов.
И еще одна гостиная.
Тоже для узкого круга.
После революции адвокат свалил из России.
А Ермолова продолжала играть в Малом театре. Хотя и без прежнего энтузиазма. «Если бы вы знали, как неприятно теперь выступать на сцене. Ведь хорошо знаешь, что теперешней публике этого не нужно. И что это за публика? Совершенно чуждая тому искусству, которому мы посвятили всю свою жизнь».
В 1921 году из-за болезни и старости ушла со сцены.
Тем не менее, в 1920 году широко отметили 50-летия своей творческой карьеры артистки. На юбилее сам тов. Ленин присутствовал. Ермоловой первой из актрис присвоили звание Народной. А Моссовет передал ей этот дом в пожизненное владение.
На деле, почему-то, получилось по другому.
Актрисе оставили только две комнатки.
Спальню
и комнату за ней.
Остальное заняли коммуналки. Куда заселились простые трудящиеся. «Совершенно чуждые тому искусству, которому мы посвятили всю свою жизнь».
В музее поясняют. Это желание самой Марии Николаевны.
Мол, во- первых, неуютно ей стало в большом доме.
Это правда. В начале века в доме долгое время жил архитектор Г.Н. Иванов. Якобы, близкий друг Ермоловой. Но в 1917 году и он куда-то съехал.
А, во-вторых, как и нынешнем пенсионерам не стало денег хватать у Народной артистки на квартплату.
Зато умерла не в одиночестве. В 1928 году.
Похоронили ее на кладбище во Владыкине. На погосте Храма Рождества Пресвятой Богородицы, прямо за алтарём, рядом с родителями и сёстрами.
Храм до сих пор стоит. Хотя и были попытки снести. При строительстве эстакады на Алтуфьевском шоссе.
А вот кладбище ликвидировали. Прах Марии Николаевны Ермоловой был перенесён в Москву и погребён на кладбище Новодевичьего монастыря.
Согласно устным рассказам очевидцев, была перезахоронена лишь кость руки Марии Николаевны. https://nashenasledie.livejournal.com/2900060.html
А на месте бывшей семейной могилы Ермоловых сейчас тоже памятник поставили.
Так что теперь в Москве две могилы Марии Ермоловой – у Владыкинской церкви и на Новодевичьем кладбище.