Найти тему
kino-and-more

Дневники Тарковского: сбритые усы, потерянная рукопись и спиритический сеанс с Пастернаком

Режиссер Андрей Тарковский вел дневники с 1970 по 1986 год и сам называл их Мартирологом или перечнем страданий. Но в его записях были не только страдания, но и забавные моменты, размышления о низком и высоком, о бытовых мелочах.

Андрей Тарковский
Андрей Тарковский

1970

12 июля

Вчера напился. И сбрил усы. Наутро спохватился: на всех документах я усатый. Надо отращивать. Очень люблю свою Ларочку. Она хорошая. Почему свободу дает только выпивка? Очевидно, потому, что нет ее, этой пресловутой свободы.

9 сентября
Как я боюсь похорон! Даже когда мы хоронили бабушку, жутко было. И не потому, что она умерла, а оттого, что крутом были люди, которые выражали чувства. Я не могу смотреть на людей, которые выражают чувства. Даже искренние. Это выше моих сил — когда близкие мои выражают чувства.

Кадр из фильма "Зеркало"
Кадр из фильма "Зеркало"

Я, наверное, эгоист. Но ужасно люблю и мать, и отца, и Марину, и Сеньку. Но на меня находит столбняк, и я не могу выразить своих чувств. Любовь моя какая-то недеятельная. Я хочу только, наверное, чтобы меня оставили в покое, даже забыли. Я не хочу рассчитывать на их любовь и ничего от них не требую, кроме свободы. А свободы-то и нет, и не будет.

1971

Наташа, конечно, лучше всех. Она неотъемлема от своей роли. Это единственно возможный оптимальный вариант для кино.

На съемках фильма "Солярис" с Натальей Бондарчук
На съемках фильма "Солярис" с Натальей Бондарчук

6 апреля

Почему-то вспомнилось, как я потерял рукопись (не имея черновика) сценария «Рублева». Оставил в такси на углу улицы Горького (напротив «Националя»). Такси уехало. Я с горя напился. Через час вышел из «Националя» и отправился в ВТО. Через два часа, спускаясь вниз на том же углу, где я потерял рукопись, затормозило такси (нарушая правила), и шофер из окна протянул мне мою рукопись. Это было чудо.

Хочется восстановить деревенский дом — появится смысл какой-то. Построить баню, выращивать сад. Дети будут пастись.

Полароидные снимки Тарковского, 1983 год
Полароидные снимки Тарковского, 1983 год

Не помню, писал ли я в этой тетради о спиритическом разговоре с Пастернаком, вернее, с его душой. Лень перечитывать. Он сказал в ответ на мой вопрос: «Сколько я фильмов еще сделаю?» — следующее: «Четыре».

Я: «Так мало?»

Пастернак: «Зато хороших».

(Так и вышло. Теми четырьмя фильмами Тарковского стали "Зеркало", "Сталкер", "Ностальгия" и "Жертвоприношение")

Кадр из фильма "Иваново детство"
Кадр из фильма "Иваново детство"

1972

Вот мне исполнилось 40 лет. А что я сделал к этому времени? Три жалких картины — как мало, как ничтожно мало и плохо. Уже появилась первая (после выхода «Андрея Рублева») статья о фильме в «Комсомолке». Некоего Гр. Огнева. Подлая статья. Которая лишь привлечет к фильму публику. В газете не объявлено, что идет «Рублев». В городе ни одной афиши. А билетов достать на картину нельзя. Звонят разные люди и, потрясенные, благодарят.

Еще несколько интересных цитат из дневников Тарковского выложу совсем скоро.

Все статьи о дневниках и мемуарах 20 века собраны здесь:

Мемуары ХХ века | kino-and-more | Дзен