Производится на Арзамасском машиностроительном заводе (корпуса делает ПАО «Завод корпусов», г. Выкса) с 2011 года. В России принят на вооружение в 2013 году.
БТР-82 выпускается в двух вариантах - БТР-82А и БТР-82АМ. Первый производится "с нуля", а второй получается при модернизации бронетранспортеров БТР-80, которых было выпущено с 1984 года несколько тысяч единиц.
Технические характеристики
Масса, т 15,4
Мощность двигателя, кВт (л.с.) 220 (300)
Максимальная скорость движения по шоссе, км/ч до 100
Максимальная скорость движения на плаву, км/ч 9
Запас хода по топливу по шоссе, км 600
Размеры, мм:
Длина 7580
Ширина 2985
высота при полной массе, клиренсе 475 мм, по наивысшей точке 2725
Вооружение
30-мм автоматическая пушка 2А72 (б/к 300 выстрелов в двух лентах)
7,62-мм пулемет ПКТМ (б/к 2000 патронов в одной ленте)
Ночной прицел ТКН-4ГА-02
Двигатель турбодизель КАМАЗ-740.14-300, 300 л.с.
С 2021 года мотострелковые войска российской армии начали получать модернизированные бронетранспортеры БТР-82АТ, имеющие повышенный уровень защиты и современные средства наблюдения. Впервые такая машина была продемонстрирована на Международном военно-техническом форуме "Армия-2019". БТР получил дополнительные отражающие экраны из броневой стали и специальные противокумулятивные решетки. На Международном военно-техническом форуме "Армия-2020" представили модернизированный вариант БТР-82АТ. Основное отличие от более ранних версий - наличие нового необитаемого боевого модуля «Баллиста». На нем применена 30-мм автоматическая стабилизированная в двух плоскостях пушка 2А42 с боекомплектом 300 снарядов и спаренный 7,62-мм пулемет ПКТМ с боезапасом 2 000 патронов. Ракетное вооружение представлено противотанковым комплексом "Конкурс-М", защищенные пусковые установки которого монтируются с обоих бортов модуля. Имеется также система для поставки аэрозольных завес. Система управления огнем, с многоканальным прицелом, позволяет ночью обнаруживать противника на дистанции до трех километров. Точность ведения огня обеспечивается лазерным дальномером, баллистическим вычислителем и автоматом сопровождения цели. Вес обновлённого автомобиля 17 250 кг (для плавучести требуется демонтаж защитных и решётчатых экранов). Были улучшены элементы навигации и связи путем установки новой цифровой радиостанции Р-168-25У и навигационной системы «Трона-А1», которая может работать как со спутниками, так и в автономном режиме с использованием лазерного гироскопа. Установлен кондиционер.
По заявлениям главы «Военно-промышленной компании» в 2021 году БТР-82АТ заменил на производственной площадке прежние модели.
С конца 2022 года на бронетехнику стали устанавливаться тепловизионные приборы ТКН-3ТП. Разработчиком комплекса является Ростовский оптико-механический завод. Комплекс может использоваться в пассивном режиме работы во всех диапазонах освещенности. Комплекс также имеет повышенную дальность действия и способен обнаружить бронетехнику на расстоянии до 3 километров днем и более километра ночью.
БТР-82А стоил в 2015 г. 22-24 млн рублей, в 2022 г. - 28 млн. рублей. (30.11.2022 Почём стоит наша бронетехника? Не в этом ли причины предпочтения определённой техники? https://dzen.ru/a/Y28Lal0bsQPu4pts)
Модернизацию БТР-80 до уровня БТР-82АМ проводит 81-й Бронетанковый ремонтный завод.
Наличие (фактографическая информация)
По данным The Military Balance
Сухопутные войска - 1000 БТР-82А/АМ, ВДВ 130 БТР-82АМ, Береговые войска 740 БТР-82А (The Military Balance 2021)
Сухопутные войска - 1000 БТР-82А/АМ (The Military Balance 2022)
Морская пехота: 740 БТР-82А (The Military Balance 2022)
Воздушно-десантные войска: 130 БТР-82АМ (The Military Balance 2022)
Сухопутные войска: 800 БТР-82А/АМ (The Military Balance 2023)
Морская пехота: 600 БТР-82А (The Military Balance 2023)
Воздушно-десантные войска: 120 БТР-82АМ (The Military Balance 2023)
Сухопутные войска - 700 BTR-82A/AM (The Military Balance 2024)
Морская пехота: 600 БТР-82А (The Military Balance 2024)
Воздушно-десантные войска: 120 БТР-82АМ (The Military Balance 2024)
По другим данным
На 2017 год было произведено более 1490 БТР-82.
В 2016-2018 годах 81 БТРЗ провёл модернизацию 323 БТР-80 до уровня БТР-82АМ (78 машин в 2016 году, 100 в 2017 году и 145 в 2018 году) (25.08.2016 Считая колеса - новый контракт на модернизацию бронетранспортеров БТР-80 в БТР-82АМ https://bmpd.livejournal.com/2084661.html).
"Военно-промышленная компания" (ВПК) досрочно выполнила контракт на поставку Минобороны России бронеавтомобилей "Тигр-М", бронетранспортеров БТР-82А и командно-штабных машин на их базе в рамках гособоронзаказа 2020 года. (04.12.2020 Минобороны досрочно получило все броневики "Тигр-М" и БТР-82 по гособоронзаказу 2020 года https://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/371027-minoborony-dosrochno-poluchilo-vse-broneviki-tigr-m-i-btr-82-po-gosoboronzakazu-2020-goda/)
В 2021 году российская армия получит около 300 транспортеров БТР-82А и БТР-82АМ (18.07.2021 Более 800 единиц современных танков, БМП и БТР поступят в подразделения Сухопутных войск https://function.mil.ru/news_page/country/more.htm?id=12372660). Учитывая темпы модернизации БТР-80 до уровня БТР-82АМ 81-м БТРЗ в 2018 году (145 машин), можно предположить, что в 2021 году из трёхсот поставленных БТР-82 150 были БТР-82А и 150 БТР-82АМ.
АО "81 БТРЗ" провел плановый ремонт с модернизацией бронетранспортеров БТР-80. Боевые машины приведены к виду БТР-82АМ, прошли все виды испытаний и приняты представителями Министерства обороны России. Узлы и агрегаты ходовой части, трансмиссии, электронного и специального оборудования машин восстановлены в соответствии с требованиями ремонтной документации. Боевое отделение, силовой агрегат и комплектующие стопроцентной сменности заменили на новые. Часть запасных частей изготовили силами завода. (07.12.2022 Минобороны передали модернизированные БТР-82АМ https://lenta.ru/news/2022/12/07/btr82/)
В апреле 2023 года стало известно, что АМЗ кратно увеличил выпуск БТР-82А. Сейчас БТР-80 активно снимаются с хранения и проходят модернизацию до уровня БТР-82АМ. Арзамасский машиностроительный завод и в прежние годы выпускал по 1000 бронеавтомобилей и бронетранспортеров в год. В 2023 году после наращивания мощностей и перехода на работу в три смены завод сможет выпускать до 4 000 боевых машин «Тигр-М» и БТР-82А в год. (28.05.2023 Машзавод в Арзамасе в 2023-м поставит армии тысячи бронемашин «Тигр» и БТР-82А https://dzen.ru/a/ZHHf7DnzZCeDd2r6) (Прим. авт. - На 2021 год темпы производства БТР-82 составляли около 150 БТР-82А и 150 БТР-82АМ, суммарно 300 машин в год, и это на двух заводах. В связи с переходом на 3-х сменную работу, темпы производства могли достичь 630 БТР-82А и 630 БТР-82АМ в год, суммарно 1260 машин в год (или 105 БТР-82 в месяц). Производство 1000 бронетранпортёров до СВО и 4000 сейчас – крайне сомнительные цифры.)
Уничтожено, повреждено и захвачено украинской армией 485 ед. (05.07.2023 Attack On Europe: Documenting Russian Equipment Losses During The Russian Invasion Of Ukraine https://www.oryxspioenkop.com/2022/02/attack-on-europe-documenting-equipment.html)
Уничтожено, повреждено и захвачено украинской армией приблизительно 737 ед. (22.05.2024 Attack On Europe: Documenting Russian Equipment Losses During The Russian Invasion Of Ukraine https://www.oryxspioenkop.com/2022/02/attack-on-europe-documenting-equipment.html) (Прим. авт. – за период с июля 2023 по май 2024 по данным Oryx потеряно около 250 единиц, темпы потерь 25 единиц в месяц (более реалистичная цифра потерь на 30-40% выше – 33 единицы в месяц)
Выводы
На начало СВО 1870 машин – уничтожено и захвачено по данным Oryx 737 (с поправкой на 30-40% около 960) + произведено до сентября 2022 года 200 (из расчёта темпа производства 300 машин в год) + произведено с сентября 2022 по май 2024 включительно 2100 (из расчёта темпа производства 1260 машин в год) = около 3200 ед.
Темпы потерь до июля 2023 года в среднем составляли около 40 машин в месяц.
Темпы потерь с июля 2023 по на май 2024 года составляют 33 единицы в месяц.
Темпы производства около 105 машин в месяц. Т.е. темпы производства с лихвой покрывают потери.
Тенденция – парк машин будет расти.
Предполагается, что из поступающих в войска 1260 машин в год 630 машин произведены на АМЗ и 630 модернизированы из БТР-80, взятых с хранения. Можно предположить, что на хранение шли БТР-80, которые заменялись в войсках на БТР-82А. Ориентировочно, до СВО произведено новых БТР-82А около 1700 единиц (1490 до 2017 года и более 150 после), таким образом на хранении на начало СВО могло находится около 1700 БТР-80, из них снято для модернизации на май 2024 года более 1100. Т.е. через 4 месяца машины на хранении закончатся. Для сохранения количества поставляемых в войска БТР-82, АМЗ необходимо в двое увеличивать объёмы производства, доводя темпы производства до 100-110 машин в месяц, т.е. выходить на темпы производства, которые были на заводе в советский период. Больше, чем в советское время завод вряд ли сможет производить.
Суммарно, по БТР-60, БТР-70, БТР-80, БТР-82 потери по Oryx на май 2024 года составляют более 1100 машин (с учётом поправки на 30-40% - 1400-1500 машин). Таким образом, средние темпы потерь колёсных БТР за период СВО составляют около 50-60 машин в месяц. Так как объёмы производства БТР-82А существенно превышают общие потери, то ежемесячный излишек в 50 машин может идти на формирование новых частей, соответственно доля БТР-82А в войсках будет расти.
Фролов И.В., к.т.н.