Эта история произошла 26 сентября 1983 года. Советские космонавты Геннадий Стрекалов и Владимир Титов спокойно ждали старта внутри корабля «Союз Т-10». Всё шло штатно, пуск ракеты «Союз-У» должен был состояться по графику. Для обоих отважных людей это была просто очередная рутинная экспедиция, поскольку всего пять месяцев назад оба космонавта участвовали в полёте КК «Союз Т-8», которому пришлось преждевременно вернуться на Землю, поскольку он не смог состыковаться со станцией «Салют-7» из-за неисправной антенны в стыковочной системе «Игла».
Стрекалов и Титов очень интенсивно готовились к работе на космической станции, поэтому их опыт нельзя было проигнорировать, и вскоре их отправили в космос на КК «Союз Т-10».
Итак, баки ракеты «Союз-У» были полностью заполнены, а предохранительные клапаны закрыты. Наддув баков подходил к концу. Но внезапно, за девяносто секунд до запуска, произошло нечто неожиданное. Как выяснилось позже, в основании ракеты произошла утечка топлива, которая стала причиной пожара. К тому времени, когда пусковой расчёт это понял, ракету окружило пламя.
Инженеры по управлению стартом попытались активировать систему аварийного спасения (САС), но ничего не произошло. Кабели, связывавшие корабль с их постами, были уничтожены пожаром. Поэтому было принято решение передать сигнал активации САС «по воздуху» через систему командной радиолинии (КРЛ). Это нужно было делать очень быстро: с момента подачи первой команды на активацию САС прошло уже двадцать секунд, и ракета могла взорваться в любой момент!
И команду по радиоканалу удалось выдать очень оперативно. Что спасло жизни экипажа корабля «Союз Т-10».
Твёрдотопливная ракета аварийной системы тягой 76 тонн ожила, резко подбросила капсулу «Союз» в небо и увела прочь от горящей ракеты. В течение пяти секунд Стрекалов и Титов были прижаты к сиденьям, испытав ускорение в 14-15 g.
Через две секунды после активации САС ракета «Союз-У» взорвалась, разрушив при этом стартовую площадку.
Тем временем космонавты продолжали подъем в небо. После достижения определённой высоты спасательная капсула отделилась от орбитального модуля и обтекателя с САС. Вскоре после этого она раскрыла парашют, и благополучно приземлилась примерно в четырёх километрах к западу от «гагаринского» старта. Этот несостоявшийся полёт получил название «Союз Т-10-1». Это был первый на тот день случай, когда САС спасла жизни космонавтов.
Разработка САС началась в 1963 году, когда уже был завершён проект нового космического корабля «Союз 7К-ОК», разрабатываемого ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва. Вести работу поручили филиалу № 1 ОКБ-1 в Куйбышеве (ныне Самара) под руководством Дмитрия Ильича Козлова. Сегодня филиал №1 - это предприятие РКЦ «Прогресс», которое, среди прочего, в том числе производит ракеты «Союз».
На кораблях «Восток» спасательная система представляла собой катапультное кресло, что позволяло уменьшить запас прочности спускаемого аппарата, и, как следствие, его массу. Именно по этой причине шестеро космонавтов, летавших на орбиту на КК «Восток» перед приземлением катапультировались с парашютом.
Однако эта система обеспечивала лишь очень ограниченную защиту во время запуска, и её было трудно реализовать на корабле, экипаж которого состоял из нескольких человек.
Если бы на стартовом столе произошёл взрыв ракеты, шансы выжить были бы практически нулевыми. В случае с «Восходом» (версией «Востока» для нескольких космонавтов) было решено вообще отказаться от какой-либо аварийной системы во время взлёта или посадки. Это было невероятно рискованное решение, которое, вероятно, сделало эти корабли самыми опасными из когда-либо запущенных.
К счастью, оба пилотируемых корабля «Восход» отлетали штатно.
А что там у американцев?
Для программы «Меркурий» по заказу НАСА была спроектирована система спасения при запуске, состоящая из небольшой твёрдотопливной ракеты, которая «вытягивала» капсулу, если с ракетой («Атлас» или «Редстоун») случалась авария. Эта система будет широко известна как «спасательная башня». Конструктивные особенности этой системы были продиктованы невозможностью внедрения катапультного кресла на маленьком КК «Меркурий». Для космического корабля «Джемини» НАСА же заказало разработку аварийной системы с двумя катапультными креслами.
В случае с «Союзом» филиал под управлением Козлова сразу выбрала тяговую систему для САС, точно так же, как НАСА решило установить аварийную башню для космического корабля «Аполлон». Проблема заключалась в выборе топлива, поскольку советская промышленность в то время не имела большого опыта работы с твёрдым топливом. Однако несмотря на это, от жидкого топлива в САС было решено отказаться из-за большого занимаемого им объёма и проблем с безопасностью, которые создают его высококипящие компоненты.
Изготовление твёрдотопливной системы было поручено заводу «Искра».
К САС предъявлялись довольно жёсткие требования: при её активации ещё на старте капсула с космонавтами должна была достичь высоты не менее 850 метров, и она должна была приземлиться на расстоянии не менее 110 метров от стартового стола.
Ускорение при срабатывании САС должно было составлять в среднем около 10 g и не превышать 21 g (понятно, что нет смысла спасать космонавта от взрыва его ракеты, а затем превращать его в кашу).
Максимальная тяга САС должна была составлять 76 тонн.
В случае возникновения аварийной ситуации на старте САС активируется наземным персоналом: перед пультом с двумя кнопками дежурят два оператора. И если они получат код экстренной ситуации (обычно это название российского города или реки), им необходимо одновременно нажать кнопки, чтобы активировать САС.
Сигнал передаётся по электрическим кабелям к кораблю «Союз» по земле или по радиоканалу от системы КРЛ из состава наземного радиотехнического комплекса «Квант» (ваш покорный слуга работал на подобном средстве на Дальнем Востоке), который находится примерно в 30 км от «гагаринского» старта.
Помимо ракет «Союз», САС также устанавливалась на ракеты «Н-1». И хотя все четыре запуска «Н-1» закончились неудачей, САС спасла полезную нагрузку в трёх случаях, благодаря чему удалось сохранить два корабля «Союз 7К-Л1» и один ЛОК.
За долгие годы своей службы САС обеспечила безопасность всех космонавтов, запускаемых на космических кораблях «Союз». Последний случай её срабатывания произошёл 11 октября 2018 года с КК «Союз МС-10». Оба космонавта выжили.
В XXI веке САС продолжает оставаться неотъемлемой частью пилотируемых полётов на МКС.
Всем добра.
Сбор средств на отправку кинооператора на Луну
Категорически рекомендую:👇
Тем, кто умеет и любит читать*👇
Тем, кто любит комфортно путешествовать*👇
Тем, кто хочет стать моим лучшим другом!*👇
*Реклама ООО Яндекс ИНН 7736207543