60,5K подписчиков

Почему у нас в микроэлектронике всё так медленно? Нужен ли нам «рывок» или «прорыв»?

2,7K прочитали

Мы все ждём рывка в экономике, прорыва в технологиях и т.п., но не бывает такого, чтобы всё решал какой-то один «рывок» или «прорыв». Более того, даже если подобный прорыв в технологиях и случается, в современном мире это происходит не в одночасье и не ограничено географическими границами одной страны. Пример — технологии нейросетевого искусственного интеллекта, в первую очередь претендующие сегодня на звание технологического прорыва.

История с ИИ началась ещё в 1943 году. Уже в то время У. Маккалок и У. Питтс формализуют понятие нейронной сети в фундаментальной статье о логическом исчислении идей и нервной активности и описывают схему формального нейрона, как логического преобразователя бинарных сигналов. В начале своего сотрудничества с Питтсом Н. Винер предлагает даже ему вакуумные лампы в качестве средства для реализации эквивалентов нейронных сетей.

В настоящее время используется расширение схемы нейрона на случай аналоговых (входных и выходных) сигналов, предложенное в 1960 г. Уидроу и Хоффом. Такие аналоговые преобразователи сигналов лучше подходят для обработки данных о непрерывном с точки зрения сенсорного восприятия мире. То есть, то, что мы совсем недавно начали использовать на практике, было придумано ещё в середине прошлого века.

Препятствием к реализации полноценного нейросетевого ИИ было лишь чрезмерная техническая сложность воспроизвести идеи в «железе» в то время, ну и, вероятно, некоторая незрелость математических алгоритмов, которые достигли более-менее практически применимого уровня лишь к концу прошлого — началу нынешнего столетия. Системы, решающие «интеллектуальные» задачи, стали давать лучшие, чем у эвристических алгоритмов, результаты только в последние 12-14 лет.

То есть, мы в настоящее время являемся свидетелями и участниками фазы практического внедрения «технологического прорыва», растянутого во времени более, чем на полвека, и размазанного по разным странам. Замечу, что советские учёные тоже принимали участие в создании нейросетей, этим занимались в 1963 году в Институте проблем передачи информации АН СССР.

Вот так, и никак иначе, выглядят сегодня технологические прорывы. Мир подходит к ним постепенно и реализует их более-менее одновременно. Вопрос состоит лишь в том, какая страна сможет более эффективно воспользоваться этими технологиями.

Я это всё пишу потому, что многие люди в нашей стране ждут какого-то быстрого решающего рывка, прорыва, и т.п. Но это ложный, индуцируемый в мозг лишь эмоцией, путь развития, основанный на некой «вере в чудо». Но чудес не бывает. Все чудеса — это результат длительной и нудной работы, причём параллельной, и в разных областях, когда небольшие подвижки тут и там складываются в реальную возможность осуществления чего-то более крупного.

Ещё одна причина того, что достижение поставленных целей идёт медленнее, чем хотелось бы — ограниченность ресурсов, причём не столько материальных, сколько интеллектуальных. Все ресурсы нельзя концентрировать на чём-то одном. Развитие должно быть максимально гармоничным, иначе, достигнув одного, мы рискуем потерять всё остальное, что лишает нас смысла достигнутого, фактической невозможностью его применения.

Читатели моего канала в большинстве своём так или иначе интересуются микроэлектроникой. Нам с вами кажется, что это ключевая отрасль, на которой держится всё остальное, и что именно сюда нужно бросать все силы страны. У многих даже нет ни грамма сомнения на этот счёт.

Точно так же, я встречал в комментариях и «фанатиков» других отраслей, считающих, что их любимую сферу деятельности, несомненно ключевую и первостепенную, без которой невозможно вообще ничего, незаслуженно обделили вниманием. Надо понимать, что это психология. Каждый считает главным что-то своё. Помните, как в школе почти каждый учитель считал свой предмет главным? :-) Но мы то теперь с вами понимаем, что не все учителя в этом своём убеждении были объективны.

Точно так же и с отраслями. Микроэлектроника очень важна, и на неё нужно выделять много ресурсов, но это не единственная столь важная отрасль. Поэтому правительство вынуждено балансировать имеющийся потенциал, распределяя его между направлениями в порядке их первоочередной важности, и это правильная стратегия. Сначала заткнуть наиболее опасные дыры, которые можно заткнуть наиболее оперативно, а потом приступать к остальным опасным дырам, уже имея некоторый запас времени.

В результате ограниченности интеллектуального ресурса, да и вообще, конечности численности населения России, решение многих задач затягивается. Яркий пример тому — серийное производство отечественных базовых станций. Первые отечественные разработки демонстрировались различными компаниями уже достаточно давно, уже как пару лет назад.

Если отечественные базовые станции действительно так сильно нужны были бы для безопасности государства, их бы уже доработали, испытали и поставили в серию, бросив на это определённый ресурс, снятый с других направлений. Но, вероятно, это не первоочередная опасность, раз реальное внедрение сетей на отечественном оборудовании намечено только на конец десятилетия, хотя первые серийные поставки должны начаться в следующем году.

Кстати, наиболее перспективными разработчиками базовых станций на сегодня являются компании Yadro (уже имеются форвардные контракты на поставку БС с Ростелекомом, Мегафоном и Вымпелкомом [бренд «Билайн»]), «Булат» — дочерняя компания «Ростелекома» (форвардные контракты с «Ростелекомом» и «МегаФоном») и «Иртея» — дочерняя компания сотового оператора МТС. Последняя уже выпустила 300 базовых станций, и заключила форвардный контракт с МТС ещё на 20 тысяч.

Мы все ждём рывка в экономике, прорыва в технологиях и т.п., но не бывает такого, чтобы всё решал какой-то один «рывок» или «прорыв».

Также, на такое планирование могли повлиять и другие факторы, например, ожидание какой-то очередной небольшой технологической подвижки, например, в области фотоники, чтобы в серию пошли уже более прогрессивные станции. Это не факт, но просто, для примера, что на то или иное решение обычно влияет не один, а некоторая совокупность различных факторов.

Кстати, одной из причин затягивания работ по гражданским микроэлектронным изделиям может являться отток кадров в ВПК. На гражданке банально не хватает мозгов, потому что таковые не были подготовлены в достаточном количестве за время попыток вписывания России в глобальный рынок на правах источника ресурсов.

Когда Путин нас вёл тем курсом (а он таки вёл нас тем курсом, считая его, к сожалению, наиболее адекватным в тех условиях), разработчики железа нам были не нужны, ВУЗы продолжали переименовывать в университеты и готовили, как и при Ельцине, различный офисный планктон в виде юристов и экономистов низкого качества с мерзким негласным лозунгом «мы учим студентов выживать, а не приносить пользу стране».

Даже сама система образования СССР, рассчитанная на подготовку необходимых промышленности высококачественных специалистов, была частично разрушена и построена совместимой с западной, так, чтобы выпускникам проще было устроиться там на работу.

К счастью, под давлением внешних обстоятельств, курс им был таки изменён, и теперь чиновники с тем же рвением, с которым они раньше разрушали образование и промышленность, стали это всё восстанавливать. И в этом нет ничего удивительного.

Чиновник — это флюгер. Делает то, что велит ему политика партии, ибо только так он может получить максимальное количество вкусняшек. Так было и в позднем СССР (ранний я не застал), так продолжалось и в 90-е, нулевые и 10-е, так продолжается и сейчас. Это человеческая природа, и её нужно просто грамотно использовать. И мне кажется, что Путин умеет это делать ещё с начала нулевых, когда он расставил вместо олигархов своих людей, какими бы они ни были, которыми мог хоть как-то манипулировать (на тот момент, пожалуй, единственно правильное решение).

Кстати, в гражданке у нас тоже уже кое-что появляется. Не так быстро по вышеуказанным причинам — ограниченность интеллектуального ресурса, но всё же появляется. Я уже давно не занимаюсь перечислением этого всего, ибо пошло уже косяком, но вот разве что только самое интересное...

Про литограф на 350 нм, который уже построен и испытания которого в настоящее время проходят в Зеленограде, я уже писал. Даже несколько статей вышло на эту тему, почитайте, это весьма интересно :-)

Ну и производство отечественной радиоэлектроники не отстаёт. Например, в России начался серийный выпуск принтеров и МФУ (многофункциональные устройства) под брендом «Катюша» на системных платах собственного производства.

Мы все ждём рывка в экономике, прорыва в технологиях и т.п., но не бывает такого, чтобы всё решал какой-то один «рывок» или «прорыв».-2

Это первый в России случай серийного производства отечественных принтеров и МФУ на основе российских печатных плат (СБИС и рассыпуха пока ещё зарубежная, но легкодоступная). «Катюша» организовала два производства под Москвой и Санкт-Петербургом. Системные платы (в том числе и под управлением микропроцессора Байкал-М) производятся в Ленинградской области, а принтеры и офисные МФУ и под Санкт-Петербургом и в Зеленограде. Также они разработали и внесли в реестр Минпромторга USB-считыватели карт для МФУ.

Российской компанией Portal Energy разработаны и уже производятся зарядные станции для электромобилей. Они работают под управлением отечественного ПО. Кабели тоже отечественные, коннекторы отечественные, корпуса отечественные, плата контроллера разработана силами компании и паяется в Курске.

Мы все ждём рывка в экономике, прорыва в технологиях и т.п., но не бывает такого, чтобы всё решал какой-то один «рывок» или «прорыв».-3

Силовые модули — отечественные, от Ростеха, УЭСМ-30. Счётчики электричества тоже отечественные, причём они даже на отечественном микроконтроллере от Миландра. В общем, 80% комплектующих в зарядной станции — российские.

Мы все ждём рывка в экономике, прорыва в технологиях и т.п., но не бывает такого, чтобы всё решал какой-то один «рывок» или «прорыв».-4

Вообще, таких производств появляется всё больше. Всё происходит так, как я и писал ещё в районе 2020-го года, когда вновь пришедшим на должность премьер-министра Мишустиным был подписан ряд стимулирующих постановлений. Уже тогда стало очевидно, что микроэлектроникой занялись всерьёз, и стимулирующие меры не могли не привести к стремительному росту промышленного производства отечественных радиоэлектронных изделий. Но мне в комментариях такого понаписали ))) Типа, это просто бумажки! Вот тебе и бумажки...

Для справки, российский рынок микроэлектроники вырос в первом квартале 2024-го года на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, а в 2023 году рост рынка микроэлектроники по отношению к 2022 году составил 34%. Ради справедливости, надо признать, что значительная доля этого роста — выполнение гособоронзаказа. Но гособоронзаказ выполняют, в том числе, и большое число экстренно нарастивших свои мощности гражданских компаний, и эти мощности потом никуда не денутся, будут выпускать и гражданскую продукцию.

Так что вся эта масса мелких но нужных подвижек, за счёт кумулятивного эффекта и нарастающей научно-технической инерции, приносит нашей стране намного больше пользы, чем некий эфемерный «прорыв» в какой-то одной области.

Нетерпеливым нужно понимать, что прогресс должен идти не только по линии микроэлектроники и разработке элементной базы и оборудования для производства СБИС, а одновременно по всему научно-промышленному фронту, по всей его огромной ширине, не только в микро- и радиоэлектронике или фотонике, а для этого требуются людские интеллектуальные ресурсы самых разных направлений, которые ограничены численностью и уровнем технической образованности населения.

На сегодня всё. Ставьте нравлики, делитесь своими мыслями в комметариях и подписывайтесь на мой канал. Удачи! :-)