Легендарные дома художников, модельеров и писателей с мировой славой – такие же произведения искусства, как и их творения. В интерьерах мастерской Моне можно подсмотреть палитру для своего загородного дома, Вилла Ива Сен-Лорана – референс по смешению стилей и цветов, сад Чехова – настоящий самоучитель по ландшафтному дизайну, а у Гальяно можно вдохновиться умением собирать эклектичные интерьеры. Вместе с дизайнером интерьеров Анной Маркиной обсудим, какие приёмы гениев следует позаимствовать в оформлении собственного жилья.
Дом Клода Моне, Живерни
Дом-мастерская Клода Моне в Живерни – снаружи незамысловатое двухэтажное здание, которое напоминает больше общежитие, чем дом знаменитого художника. Другое дело внутри – интерьеры будто написаны широкими мазками кисти, где каждая комната имеет свой цвет.
Моне не ограничивал себя рамками и правилами. Яркой охрой покрыты все поверхности в жёлтой столовой, включая мебель: стены, балки, буфет, стулья и двери в сад. Для баланса художник оставил коричневыми лишь потолок и пол, который в шахматной последовательности сочетается всё с тем же охристо-жёлтым. Насыщенную солнечную столовую успокаивает холодная палитра кухни. Помещение выкрашено в оттенки ультрамарина и сине-голубого. Спокойные цвета как бы призывают охладить жар во время приготовления пищи. С охристой столовой кухня перекликается рядами медной посуды на стенах и ярко-жёлтым абажуром.
Анна Маркина, дизайнер-декоратор:
Иногда интерьеры дома Моне обвиняли в безвкусице. Кажется, что художник не заморачивался в сочетаниях. Но представьте, поздний завтрак семьёй в жёлтой столовой, залитой солнцем, – позитивный настрой на день обеспечен. Да, приём смелый. Но если хочется добавить ярких красок, и есть страх, что это быстро надоест, то сделайте ярким только одно помещение. Мой фаворит как раз жёлтая столовая в стиле Моне. Добавьте картины и живые растения, которые будут служить контрастными акцентами в монохромном помещении. Это важно, чтобы одноцветная комната не выглядела плоско.
В кабинете мастера сочные краски тускнеют, и на первый план выходят работы художника. Его многочисленные пейзажи с кувшинками занимают все стены. Сейчас, когда дом Моне стал музеем, подлинных работ здесь не осталось, только репродукции отличного качества. Но это не мешает сохранить в кабинете дух времени и рабочей атмосферы, созданной когда-то Клодом Моне.
Французский особняк Гальяно, Жерберуа
Особняк Гальяно такой же эксцентричный и эпатажный, как его хозяин. В интерьерах дома умело замиксованы стиль маркизы де Помпадур, восточные мотивы и предметы антиквариата. Последние – это сокровища, которые Гальяно привозит из путешествий и находит в многочисленных антикварных лавках Руана. Как раз в окрестностях этого города, в деревне Жерберуа, располагается особняк кутюрье.
Дом был в запущенном состоянии, когда Гальяно приобрёл его. К реставрации особняка он подошёл вдумчиво и скрупулёзно. С усердием восстанавливались все значимые элементы архитектуры. Например, перед тем, как снять черепицу с крыши, каждую плитку пронумеровали и вернули на место после того, как завершили работы по фундаменту и стенам. Во время перепланировки требовательный Гальяно ориентировался в первую очередь на вид из окна и на то, как падает свет в разное время суток. Поэтому из главной ванной комнаты сделали вестибюль к спальне.
Интерьер во французском особняке строится на принципах эклектики. Текстиль, предметы мебели и декора разных эпох и стилей органично сосуществуют в одном пространстве. Так, роскошные шторы от легендарной британской фабрики Colefax & Fowler, чьи ткани украшают дома королевской семьи, хорошо чувствует себя с лоскутной дорожкой, собранной из старинных килимов. Розовые стены гостиной дополняют лиловые марокканские свадебные покрывала, а гобелены в столовой эпохи Людовика XV уверенно соседствуют со скатертью, украшенной портретами туканов и попугаев.
Анна Маркина, дизайнер-декоратор:
Если хотите, как Гальяно, сочетать много разных стилей, цветов и фактур, придерживайтесь правила, как я его называю, переклички. То есть рисунок в обивке кресел должен перекликаться, например, с принтом на шторах: в цвете, паттерне, узоре. Вещи должны работать в ансамбле, а не соло.
Дом Гальяно напоминает рукопись, в которой записана история тех мест, где бывал кутюрье. Только вместо слов он рассказывает её вещами.
Белая дача Чехова, Ялта
Легендарная чеховская белая дача с садом – одно из популярных и узнаваемых мест в Ялте. Писатель сам занимался обустройством сада. Он вёл активную переписку с известными садоводами, выписывал журналы по ботанике и заказывал семена со всего мира.
Анна Маркина, дизайнер-декоратор:
Дача Чехова – это не только про потрясающе уютный белый домик, но и про уникальный сад, который цветёт круглый год. Обратите внимание на выбор растений и ландшафтный дизайн. Здесь нет сложносочинённых троп или пошлых фонтанов, имитирующих водопады. Сад устроен несколько небрежно, будто все эти растения – результат естественного озеленения. Если хотите сделать из своего участка настоящий природный уголок, попробуйте создать на нём что-то подобное. Сам же дом – это отличный пример стиля модерн.
Белое, асимметричное здание с окнами разного размера разрушает приёмы классической архитектуры и вписывается в традиции модерна. Стиль, который был особенно популярен на рубеже XIX–XX веков, воплотился в интерьере растительными мотивами, арками и плавными формами. Мебель лишена острых углов. В столовой и комнате для гостей – круглые столы, изогнутые подлокотники на диванах, венские стулья. Стены оклеены светлыми обоями, поэтому помещения выглядят воздушно. Из общего ряда выбивается лишь кабинет Чехова, выполненный в тёмно-фиолетовой палитре. Здесь главный источник света – большое окно с витражом, который в дневное время создаёт разноцветные солнечные зайчики на глянцевых поверхностях мебели.
Дом писателя наполнен уютом и атмосферой творчества. Таким его делают светлые обои с цветочным узором, мебель из натуральных материалов, многочисленные картины, пастельные оттенки и много естественного света.
Дом-музей Фриды Кало, Мехико
Пожалуй, самое яркое здание района Койоакан в Мехико – дом Фриды Кало, в котором она провела всю жизнь. Синий дом достался ей в наследство от семьи. Даже после замужества Фрида не покинула его, а муж, тоже художник, Диего Ривере, переехал к супруге.
Дом – действующий музей, но в жилых комнатах сохранился подлинный интерьер времён Фриды Кало. Полотном для ультраяркой мебели здесь служат нейтральные белые стены. Так, на кухне можно увидеть желтый стол, салатовый буфет, зелёные наличники дверных проёмов и окон.
Анна Маркина, дизайнер-декоратор:
Если вы устали от минималистичных скандинавских интерьеров, то берите пример с Фриды. Нейтральный цвет стен и разноцветный декор и мебель. Сейчас набирает обороты тренд на дофаминовый интерьер – это, когда пространство заполняют яркими деталями и выразительными элементами. Получается, что художница пользовалась этим приёмом до такого, как это стало мейнстримом.
Дом небольшой, всего несколько комнат, и везде преимущественно белые стены, кроме студии, где работала художница. Это просторная веранда, пронизанная светом благодаря витражным окнам. Здесь нет ничего лишнего, только холсты, краски и прекрасный вид из окна.
Вилла Ива Сен-Лорана, Марракеш
Ещё один синий дом в подборке. Вилла «Оазис» в Марракеше когда-то была построена французским художником и востоковедом Жаком Мажорелем. Сначала появился сад, названный в честь создателя садом Мажорель, а затем монументальная постройка, которая гармонично вписана в природу. Особняк окружают диковинные кустарники, деревья, вьюны – растения Жак привозил из путешествий или находил в Марокко. Ив Сен-Лоран приобрёл уже готовую виллу и таким образом спас её от запустения и разрухи после смерти хозяина.
В интерьерах используется уже знакомое по дому Моне сочетание ультрамаринового и жёлтого – это комплиментарные, но не единственные цвета в доме. Особняк запоминается богатой палитрой, смешением фактур и стилей. В одном помещении – перламутр, опаловое стекло, персидские ковры, восточная «кружевная» мебель и многочисленные узоры, которые покрывают всё – от пола до потолка. Множество бронзовых вещиц, светильники местных мастеров и плетёные кресла сливаются здесь в единую песню Востока. Дом стал для кутюрье убежищем от бешеного ритма моды и бесконечным источником вдохновения.
Анна Маркина, дизайнер-декоратор:
Чтобы создавать такое, необходим большой опыт, насмотренность и тонкий вкус. Я советую воспринимать виллу «Оазис» как референс по удачному сочетанию цветов. Дизайнер, который проектировал и обустраивал дом, – настоящий мастер в этом вопросе. Посмотрите, сколько цветов в каждой комнате и как органично они замиксованы. Это вам не монохром Моне!
Ещё одна занимательная особенность виллы – комнаты в разном стиле. Например, столовая выполнена в русском стиле, библиотека – в мавританском, а едва ли заметная дверь в саду, что ведёт во внутренний двор, – дань восточным традициям. Согласно местной культуре, фонтан, который встречается на пути, воплощает символ гостеприимства.