Е.Смирнова: - Сегодня у нас интересное путешествие. Из Санкт-Петербургской епархии мы отправимся вглубь веков, совершенно в другой мир, откуда к нам пришли многие знания, например о монашестве. Нас поведет сегодняшний наш Вергилий Дмитрий Янкин, заведующий отделом по информации и связям по СМИ Санкт-Петербургской Духовной Академии, аспирант Академии.
Д.Янкин: - Здравствуйте! Сегодня мы говорим о Египте, родине нашего восточного монашества. В декабре 2023 года в составе делегации РПЦ, вместе с другими преподавателями и студентами нашей духовной школы я совершил поездку в Египет. Официальный визит был посвящен установлению отношений между духовными школами РПЦ и Коптской Ортодоксальной Церкви. Это древневосточная Церковь. У нас нет канонического общения, но это наследница той древней Церкви, которая была в Египте всегда. Она принадлежит восточной древней традиции, которую там пытаются сохранять. Путешествие необыкновенное, место необыкновенное, совершенно другая ментальность, культура. Удивительным стало воплощение слов Евангелия «Будьте как дети». Египтяне очень похожи на детей, непосредственны, открыты, не так формализованы, как те, кто принадлежит к европейской культуре. Здесь цивилизация и порядки совсем другие. Они дружелюбны, ограничений в общении нет, кроме языкового барьера. Основной язык арабский. Египетский диалект очень распространён, а вот тех, кто знает английский там мало. В Каире всего 9 светофоров, постоянное броуновское движение и нужно найти смелось в него просто войти, потому что искать переходы там бессмысленно. Это первый такой этюд, который описывает состояние, в которое мы попали. Так у них везде. В монастырской жизни, в образовании, все непосредственно и в свободной форме. Там стало очень видно, насколько формализованы мы.
Е.Смирнова: - Есть там храмы православные?
Д.Янкин: - Есть. Есть те, что находятся в юрисдикции Русской Православной Церкви. Мы не посетили их потому, что цели наши были совсем иные. Мы недолго прожили в Каире и уехали в глубинку. Наше общение было в основном с представителями Коптской Православной Церкви. Мы посетили несколько монастырей, в одном мы жили 5 дней. Монастырь Эль Мухарак, Божией Матери посвященный. По преданию святое семейство останавливалось там во время своего бегства в Египет. Всё христианство в Египте сильно акцентировано на этом событии – множество мест, часовен, монастырей, где жило, останавливалось Святое семейство. Там живут вокруг этого. Это страна, которая приютила Святое семейство. Общее количество христиан здесь конечно очень небольшое, особенно в сравнении с мусульманами, которые здесь преобладают. Христиан всего около 10%, большинство из которых копты. Они себя считают исконными египтянами, а коптский язык это буквенная запись иероглифического египетского языка, то есть они себя считают наследниками древней египетской цивилизации. На этом основании они уже принимают христианскую веру.
Е.Смирнова: - Антоний Великий особо отмечает, что он копт.
Д.Янкин: - Конечно, но по происхождению национальному. По религиозным убеждениям он все же был православным, как мы. У коптов вообще общих с нами святых крайне мало. Кроме Святого семейства у них очень чтим Михаил Архангел, покровитель коптских христиан на протяжении всей их истории, которая была связана с гонениями, притеснениями от тех же мусульман. Первое гонение было диоклетиановское. С этой эпохи они начинают свой отсчет, летоисчисление у них другое. Разницы с нами примерно 300 лет. Мы посещали монастырь 8000 ахмимских мучеников. Удивительное место в низине, у подножия гор, где за два-три дня по указанию Диоклетиана было казнено более 8000 коптских христиан. Эта точка – начало их летоисчисления. По преданию во время казни кровь была стоящим по колено. День трагический, но и день славы. Они это проповедуют и знают, что кровь мучеников – семя христианства. Их отношение с достоинством и почтением. Отличительная черта копта вообще интересна. У нас есть традиция узнавать в человеке христианина по нательному кресту. А у коптов это татуировка на кисти. Одна между большим и указательным пальцем или на запястье. Связано это с тем, что крестик можно снять и спрятать. Татуировка – символ единичного выбора, от которого не убежишь. Если тебя поймают гонители и сразу всё ясно. Люди готовы внутренне к тому, что поймают, значит придется умирать скорее всего. Несколько лет назад у них произошел террористический акт в монастыре, где погибло много мирных людей и монахов. Они переживают, но общий настрой таков, что в случае чего можно и нужно стать мучеником. Церковь так очищается, разрастается в духовном смысле. С таким осознание они идут по жизни. В монастыре 8000 мучеников есть залы, где лежат их мощи. Это ужасающее вроде зрелище. В зале под стеклянными колпаками кубической формы просто лежат тела. Мужчины, женщины, дети. Видна причина смерти - пробита голова, сломана шея. В монастырь приезжает много людей разных конфессий, деноминаций христианских. Мученики древние - 4 век н.э. Монахи свидетельствуют о чудесах. Есть мощи, которые кровоточат и мироточат. На их мощах освящают ткани, масло, раздают паломникам. Мученики играют здесь ключевую роль. Вероятнее всего это связано с тем, что на протяжении всей своей истории они с этим сталкиваются, и иначе у них просто никогда не было. В начале принятия коптами христианства были гонения римских императоров, а после началось исламское завоевание. Для них эта сторона жизни очень болезненная. О гонениях много преданий, на которых они до сих пор базируют свое учение, самобытность. Вот одно из них. Некий султан решил испытать веру копских христиан, позвал коптов, открыл евангелие на словах «если будете иметь веру с горчичное зерно, сможете переставлять горы». Столица Египта в тот момент разрасталась, и ее очень сдерживала гора. Показав на это место, султан сказал, что если через какое-то время гору они переставят на другое место, то он оставит их и даст поклоняться их Богу. Если нет, то всех убьют, потому что все обманщики, либо Бог обманул, либо веры у них нет, а значит, зачем они Богу такие нужны. Это было потрясение для коптов. Постились, молились, и в течение трех дней гора чудесным образом фрагментами постепенно перемещалась туда, где уже не мешала. Султан испугался того, что один следующий фрагмент горы должен был упасть уже на столицу, остановил коптов, свидетельствовал, что верит им. Копты свидетельствуют, что есть карты, на которых изображена гора до и после. Нам этих карт не показали, но для нас было важно, что вся их самоидентификация и основа их жизни – противостояние с внешним миром, который агрессивен, и надо быть готовыми на это испытание откликнуться.
Мы посетили древние монастыри IV-V веков, которые сохранили еще фрагменты росписей, мозаик. Удивительно, как копты перестраивались ментально. В некоторых храмах можно было увидеть фрагменты египетских языческих храмов. Эти фрагменты сохранились, потому что строительного материала там немного, его берегли, и уничтожить его было невозможно. Выходили из положения интересно. Например, переворачивали вверх ногами иероглиф, который обозначал языческого бога. Колонну, языческий символ из Римской империи, использовали, переворачивая вверх ногами. То есть языческое не уничтожали, но и не воспринимали эту их сакральность, перепосвящали материал истинному Богу.
Е.Смирнова: - Когда я была в коптских храмах на Святой Земле, меня поразило, что вместо наших врат там завеса от стены до стены. Это сохранилось с библейского храма, видимо.
Д.Янкин: - У них много заимствований их ветхозаветной богослужебной традиции. С этим связано и положение завесы, которая сейчас символизирует то же – пелену, которая отделяет человечество от Иерусалима Небесного, места, где незримо пребывает Бог. На завесе у них изображается святой, которому посвящен храм. У нас традиция другая совсем. Храмовая икона обычно вторая в первом ряду. Так у нас определяется посвящение. У них святой изображен на завесе. По традиции любой прихожанин у них может подойти к этой завесе, укутаться, молиться святому, которому посвящен храм. Богослужение утреннее и вечернее строится вокруг чинопоследования «приношение кадила», по сути напоминает наше храмовое каждение, но у них оно является центральным в богослужении. Кадильный дым мы интерпретируем как молитву, которая должна от земли возноситься к Богу, то у них дым кадила имеет чисто ветхозаветное толкование, связанное с Шхиной, как с видимым присутствием Бога. Это такое ветхозаветное облако, которое периодически осеняло праведников и сопутствовало народу. Они народ в этом смысле избранный и много переняли от ветхозаветного богослужения. Много читают и поют Писание, псалтирь. Поют иначе. Мы привыкли к многоголосному пению, там, как правило, одноголосное и даже не в греческой традиции. Группа поет и использует музыкальные инструменты – треугольник металлический и две маленькие размером с ладонь тарелочки, которыми они ловко выстраивают ритм музыкального произведения, который сам по себе особенный. Мы приходили на богослужение, которое у них совершается на арабском, чтобы большинство понимало, фрагментами на греческом и коптском. Мы не понимали ничего ровным счетом. Обычно когда ты не понимаешь службу, то находит некоторая сонливость, но здесь так не случилось. Музыкальные инструменты сыграли важную роль, ритмическая устремленность такова, что начинают они медленно, а по мере службы они ускоряют ритм, начинается новая значительная фраза или кант, и они резко сбрасывают ритм до спокойного или торжественного. Этот непостоянный ритм на меня произвел сильное впечатление. У нас такого нет, мы всегда стараемся находиться в одном темпе, в чем есть свои преимущества. Копты молятся так, что чувствуется их восточная горячность, эмоциональность, экспрессия. Там я себя почувствовал северным человеком, более сдержанным что ли. Они же более непосредственны даже на богослужении, соединяют молитвенный порыв со свойствами своего характера и темперамента. Побывав в Египте, понимаешь, почему люди себя ведут так, когда сходит благодатный Огонь.
Цель нашей поездки установить отношения между духовными школами, познакомиться с системой образования. Наши системы отличаются, но не формально, потому что мы в этом смысле живем похоже: 4-5 лет образования типа нашего бакалавриата, потом магистратура, у них ближе в нашему дореволюционному делению. Есть семинария, есть академия. А вот цели мы преследуем совершенно разные. Наша семинария имеет более научный, схоластический подход, наши преподаватели дают источники, положения, заставляют сравнивать, искать. Их семинарии готовит иначе. Человек после окончания семинарии очень хорошо знает Писание, близко к тексту, трепетно относиться к точности изложения мысли при рассуждении о Писании, которое они читают в основном на коптском языке, бывает, что на арабском, а греческий не очень популярен, хотя для Нового Завета это оригинал. Думаю, это связано с их противостоянием с Александрийской Православной Церковью, поскольку копты себя дистанцируют и греческий для них никогда не был основным. Но если посмотреть на коптский рукописный шрифт, по сути видишь греческие буквы – они не смогли избежать греческого влияния. Есть слова заимствованные в копсткий.
В их образовании очень чувствуется влияние египетской культуры, огромная склонность к тому, чтобы истолковать все, что видишь вокруг. Всё должно быть истолковано. Но объяснения часто иррациональны. Они очень любят образы. Мы как-то общались со студентами. Принимали нас очень радушно, нам показывали устройство престола, что лежит, как устроено. Речь зашла про кадило. Нас спросили, как мы понимаем кадило, дым, уголь. Мы скромно объяснили, поскольку никогда у нас не было здесь ничего заоблачного. Кадило – инструмент, дым – символ нашей молитвы. Они были расстроены. Им толкования не хватило, они любят подробности, детали. Мы быстро стали их расспрашивать. Получили ответ очень развернутый, на котором можно ясно видеть, как они понимают весь мир. У нашего кадила верхняя часть заканчивается двумя колечками, которые священнослужитель надевает на пальцы и оно держится в руке. Они долго пытали нас, что значат эти два кольца. Да ничего, просто для удобства. У них же кадило завершается крючком, на котором оно вешается где-то, а кадят они, держась за цепочки. Мы сначала подумали, что тоже до удобства, но нет. Крючок кадила символизирует Кенозис, Господа, который снизошел с неба на землю, а дальше снисхождение символизирует уголь в кадиле, уголь – Сам Иисус Христос, а потому всё кадило представляет собой Неопалимую Купину, которая есть Божия Матерь, Которая приняла в Себя неопально Божество Христа и не претерпела никакого уничтожения. Потому дым от угля – видимое присутствие Бога в виде облака, которое символизировало для иудеев присутствие Божие. Три цепочки держат части кадила – это троичность Божества, центральная цепочка купола – единство Божества, а бубенцы на кадиле, точнее их звук, символизируют поступь Бога. Так у них строено всё! Любой элемент на иконостасе, архитектура, любой элемент. Спроси – услышишь интересное толкование. Здесь воплотилось египетское мировоззрение, когда вся реальность – есть та или иначе проекция реальности небесной. Они так живут, учат это в семьях, семинариях. Такое мифологическое восприятие мира, не рациональное с нашей точки зрения. Все законы научные им ясны, но первично – это. И мы себя там почувствовали необычно. Мы же обычно обвиняем студентов на западе в схоластичности, а тут мы почувствовали такими себя. Но в хорошем смысле мы попали в сказку, где всё имеет свой смысл, интерпретацию. Открытие было настоящее.
У них есть храмы, где на иконостасе висит страусиное яйцо или несколько. Для нас всех это символ Воскресения. И мы начали уверенно разговаривать про эти яйца, но натолкнулись на непонимание. Они осмысляют страусиное яйцо иначе. Живя в гонениях, они получили яйцо как символ отношений человека с Богом. У них есть наблюдение, что когда гнезду страусиному грозит опасность, то мама-страус не отводит взгляда от яйца, что бы с ней не происходило. Для них взгляд страуса возвышен до взгляда Бога. Мы живем в другой реальности, гонений таких у нас не было. С темой гонений связано и то, что у них отсутствуют любые литургические практики, связанные с запасанием Даров, хранением их на престоле. Поскольку главная задача – не допустить осквернения святыни. Древние монастыри, которые пережили гонения, в центре имеют башню-форт, к которому ведет подвесной мост, а при необходимости его легко демонтировать. Верх башни – храм. Они долго могли обороняться, стены очень толстые. При набеге задачей было собраться в храме, сломать подвесной мост, забаррикадировать входы. Если завоеватели не отступали, то нудно было совершить Литургию, причаститься, потребить все Дары. От башни обычно шло много подземных ходов, до которых добирались по узким тоннелям, отполированных настолько, что человек по ним просто скользил вниз, как турбина. Было всё очень узко. Монахам было просто - они всегда были аскеты, худенькие. Всё это для того, чтобы врага задержать. Мусульманин же не мог просто войти в христианский храм, для него это было осквернение. Туда он мог въехать только на лошади. До постановления исламских властей о том, чтобы двери сооружений были большими и широкими настолько, чтобы туда мог въехать человек на коне, делались двери очень низкие и узкие, чтобы мусульмане не могли попасть внутрь. Когда мы рассказывали им о Преждеосвященной Литургии, они были очень удивлены. Зачем хранить Дары, когда есть возможность каждый день совершать нормальную полную обычную Литургию. Мы объясняли им про сугубое покаяние, из-за которого полную Литургию постом мы себе позволить не можем. Им очень понравилось, но все равно непонятно до конца. Для них самое страшное осквернение Даров.