Виталий Ванчурин – молодой физик из Института перспективных исследований Дулута и Национальных институтов здоровья США считает, что весь мир не что иное, как нейросеть. В рамках этой теории он и его коллеги-физики и биологи Евгений Кунин, Юрий Вольф, Михаил Кацнельсон выпустили несколько статей о теории обучения и эволюции.
Проблема наблюдателя
Ванчурин начинал свою научную деятельность в качестве космолога, и еще тогда понял, что проблема меры в космологии глубже, чем кажется и опирается она на проблему квантовой гравитации. Чтобы решить эти проблемы, ученый решил расширять кругозор.
Так он вышел на различные теории квантовой гравитации, в частности теорию струн. Однако в итоге пошел совершенно иным, своим собственным путем, придумав и изложив свое объяснение гравитации и квантовой механики нейросетями.
«Решая проблему квантовой гравитации, я понял, что можно таким же способом попробовать решить проблему наблюдателя в квантовой механике: если есть нейросеть, то есть и наблюдатель», – отметил Ванчурин.
Тут появилась и третья проблема наблюдателя (мы уже о ней писали), так что еще и ее пришлось решать одновременно с остальными. С этой целью фундаментальным объектом решено было выбрать нейрон, а Вселенную описать с помощью нейронных сетей, тренируемых математических структур.
Обучение Вселенной
Обычно это описывается простой математической формулой. Математическая модель частиц Вселенной получается настолько хороша, что из нее можно вывести и общую теорию относительности, и квантовую механику. В видении Ванчурина Вселенная – гигантская самообучающаяся система (нейросеть), а ее законы – это самообучающиеся элементы. Возможно, пространство возникло из минимально заложенных начальных условий, а исходом всего был не Большой взрыв, а взаимодействие частиц.
«Вселенная такая не просто потому, что в других нет жизни, а потому, что она учится. Из-за того что она учится, ей выгодно, с точки зрения теории обучения, произвести внутри себя наблюдателей, которые будут наблюдать», – заметил Ванчурин.
Здесь противопоставляются идеи о том, что Вселенную в ее параметрах кто-то настроил и о том, что она сама себя настраивает. Последнее приводит к возникновению подсистем, которые можно наблюдать, то есть жизни. Так и Вселенная лучше «учится», и каждый внутренний наблюдатель наилучшим образом приспособлен наблюдать все, что вокруг него происходит.
Фазовый переход
По мнению Ванчурина, в наблюдаемой Вселенной человек не играет какой-то особенной роли. Просто мы сейчас находимся на наивысшем уровне обучения. Проявляется это в том, что мы стали большими популяциями, что сделало нас частью биосферы. Если вымрет человечество, – не страшно, считает исследователь, появится что-то другое. Биосфера в свою очередь, это та подсистема, которая изучает свою окружающую среду.
❗Участившиеся случаи ограничения каналов вынудили нас заняться поиском альтернативных площадок. Канал про Космос мы уже перенесли в приложение SFERA. А скоро в SFERA появится и сервис для статей. Скачать мобильное приложение SFERA:
Физический фазовый переход Ванчурин описывает подобно бурлению кипятка, когда от появления первых пузырьков система постепенно переходит из жидкости в газ. Модель биологического фазового перехода ученые еще не смогли толком построить, на это нужно время.
Так, можно представить набор молекул, как систему самовоспроизведения. Они способны, с одной стороны, изучать себя, а с другой стороны у них нет самого главного – способности передавать информацию друг другу. Каждая такая молекула имеет набор постоянных переменных, ее описывающих, нейтральных переменных (симметрии), но не имеет приспосабливающих переменных.
Перенормировка
Появление последних Евгений Кунин называет разделением на генотип и фенотип. Случилось это резко и довольно быстро, но когда? Пока неизвестно. Как, впрочем, и то, что было «до» и «после».
Искусственные нейронные сети в последнее время стали невероятно большими, что очень подходит для статистической механики. Да и в биологии многие специалисты думают и рассуждают об эволюции как раз в рамках теории обучения: в природе происходит обучение, в рамках которого что-то меняется.
В этом моменте Ванчурин в желании конкретизировать задачу объединяет биологию и физические формулы, математические уравнения. Идеальная задача – это идея перенормировки. Это то, над чем он сегодня работает.
Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Срочные новости будут в закреплённых сообщениях.
❗️ Ставьте 👍 и подписывайтесь на наш канал!
Читайте также: