Найти тему
MisSova

"Железный провал": хотели как лучше, а получилось... "Железное пламя"

Давненько я с таким удовольствием не пожевывала попкорн, ожидая выхода очередной шумной новинки. Обычно же как это происходит? Издательство анонсирует книгу, активно ее пиарит, из-за чего у тебя где-то под кожей возникает зуд: оно мне надо! Потом объявляют, что книга выйдет... ну, условно, через месяц. Потом эта планочка отодвигается еще на два, потом пока тебе довезут книжечку... Ну, в общем, месяц пишем - три в уме.

Как сделали "Кислород", которые выпускают новую суперпопулярную серию "Эмпирей"? Ну, почти по старой схеме, но только с условными оговорками, которые начинались в стиле: "Хотели как лучше...", а как все заканчивается - вы и сами знаете.

Сегодня - день старта продаж. Но читатели требуют свои предзаказанные томики примерно с таким видом. Коллаж автора
Сегодня - день старта продаж. Но читатели требуют свои предзаказанные томики примерно с таким видом. Коллаж автора

С чего все началось

Наверное, даже если вы не очень близки к литературному/блогерско-литературному миру, то все равно знаете про серию "Эмпирей". Потому что в прошлом году первую книгу, "Четвертое крыло", пиарили так, что не то, что каждый утюг про нее знал, а каждая собака от каждого утюга что-то слышала и прочитать захотела.

Книжка с успехом вышла, собрала противоречивые отклики (каюсь, книгу купила давно, но читать еще не начала, так что тут описываю в стиле "не читал, но обсуждаю!") и стала бестселлером. А теперь вот, сегодня, в продажу пошло ее прямое продолжение - "Железное пламя".

И с ним все вышло в стиле "второй блин комом". Что за комья и почему я вместо сериалов теперь читаю чаты "Кислорода" (издательство), с удовольствием вам расскажу.

Предзаказ и ругань

Как вы, наверное, знаете, предзаказы - важная штука для издательства. Они показывают, насколько популярна будет книга и сколько можно выпустить экземпляры.

В последнее время я заметила, что многие издательства стараются как можно больше продать книг перед выпуском. И для этого они дарят своим читателям подарки за раннюю покупку. Обычно это какой-то недорогой мерч по книге: календарик с героями, открытка, закладка.

В общем, что не сильно напряжно для издательства, но приятно для фанатов. Тем более, что такую вещь в свободную продажу не выпустят. Вы (и еще пара тысяч человек) будете счастливыми обладателями эксклюзивного товара.

Вот и "Кислород" пошел по тому же пути и решил к предзаказу сделать людям подарок. Правда, тут совершил своеобразный маневр, который привел к первым (и как мы потом выяснили, не самым большим) волнам хейта.

Издательство решило разделить мерч (кстати, это делает не только "Кислород"). Так что к тем, кто решил предзаказать книжку в "Читай-городе" (и магазинам сети), отправят открытки, а к тем, кто в "Озоне" - плакат.

Эта идея породила волну гнева. Люди (вполне справедливо) возмущались, что хотят себе какой-то определенный вид подарков, но не получат его, потому что у них в городе нет определенного магазина.

Издательство на это молчало. Покупатели ворчали (пока тихонько) и делали предзаказы. Был апрель.

Тишина

Эта книга должна была выйти 15 мая. Читатели помечали ее как красный день календаря, потирали ручки и нетерпеливо ждали выхода книгули. Время подходило к майским праздникам.

А потом пошли первые звоночки. Книга внезапно... пропала из "Читай-города". Тут, каюсь, я была одной из первых, кто поднял панику. Ну просто представьте: заходишь к себе на страничку просмотреть заказ, а там... 0 покупок, за которые ты честно отвалила 800 рубликов. Я была в культурном шоке.

Сразу же начала писать в группу в ВК и Телеграме издательства. В ответ - тишина.

В этот момент я вспомнила, как торжественно обещала себе никогда больше и ничего не покупать по предзаказу. Но! Пиар-акция и мерч были сильнее меня - я заказала и сразу оплатила книгу и теперь очень жалела об этом.

Издательство продолжало отмалчиваться. Другие покупатели тоже просмотрели свои заказы, чтобы констатировать: да, у всех одинаково - 0 товаров в корзине при полной оплате. Мы паниковали от мысли, что книги нам не придут и торжественно поздравляли друг друга с тем, что мы - великие лош неудачники.

Издательство продолжало молчать. Тогда люди обратились в поддержку уже магазина, где всех оперативно успокоили и дали ответы, что книги придут. Читатели делились скринами друг с другом.

Спустя несколько дней издательство... просто обвинило магазин в сбое. Больше никаких комментариев.

Ворчание читателей стало чуть громче.

Отложенный выпуск и блогеры

Дальше прошла масштабная пиар-акция с блогерами (нет, меня не позвали, да, я про нее просто прочитала). В общем, там раздавали блогерам мерч и книги лимитированного издания (там обрез с узором и суперобложка).

Вскоре после этого, практически за неделю до обещанного выхода книги, издательство опубликовало пост, где... говорило о том, что желающих купить было слишком много (простыми словами), поэтому типография не успела все отпечатать, поэтому срок продажи книг они откладывают до начала июня (по факту - на пару недель).

Вот это сообщение открыло портал в ад. После него любой пост, касающийся "Пламя" стал особенно горячим.

Люди обвиняли издательство в том, что оно не оценило свои возможности и долго не закрывало предзаказ. Обвиняли в том, что блогеры получили книжки за бесплатно, что им они не нужны (говорят, кому-то даже серия не понравилась, а кто-то сразу начал продавать книгу на сайтах-посредниках).

Говорили, что смысл предзаказа - получить книгу чуть раньше (кстати, у вас когда-нибудь такое было?), а теперь придется еще долго ждать.

Ругань, ругань, ругань... Впрочем, до пекла, на тот момент, было еще далеко.

Обещали, обещали, но что-то пошло не так

В конечном итоге издательство прислушалось к комментаторам и выпустило пост, где обещало отправить книгу по предзаказу раньше срока продаж.

Знаете, мне кажется, это было хоть и доброе, но, все же, ошибочное решение. Как показало время, очень ошибочное.

Потому что выяснилось, что разные магазины отправляют книги в разные сроки. В то время, когда "Озон" начал отправлять книги в 20-х числах мая (ближе к концу), "Читай-город" (и вся его сеть) показывал, что у него книг нет даже на складе.

В итоге получилось так, что кто-то заказал книгу в апреле и все еще ее не получил, а кто-то - в мае и уже был с ней. Кого в этом обвинять стали? Конечно, издательство.

Эта ругань продолжается до сих пор. К слову, всем, действительно, отправили книги до начала продаж. Но, как и мне, большинству их отправили... 2 июня (день старта продаж - 3 июня). Придет эта книга, скорее всего, через неделю-полторы. Кому-то ее еще дольше ждать.

Читатели до сих пор негодуют, ругают издательство и божатся, что больше книгу у нашего издательства заказывать не будут, а лучше купят сразу в оригинале.

Вот и вышло, что хотели как лучше, а вышло как всегда.

С одной стороны, я со смехом читаю эти комментарии. Ну, откровенно говоря, неделей раньше, неделей позже получу книгу - какая разница? Ведь у меня есть куча книг на прочтение.

С другой стороны, я вот представляю себя в эпоху Гарри Поттера. Если бы меня тогда прокатили с выпуском любимой книги, я бы очень злилась на издательство.

А вы ждете "Железное пламя"? Уже получили его?