А и сильные, могучие богатыри на славной Руси Москве жили раньше! Видимо, с такой фразой в голове из-под крыла наших киношников и вышла эта пафосная, но по-славянски обаятельная франшиза. На самом деле, тема сказок довольно кинематографична и на большие экраны она может быть перенесена красиво, самобытно и увлекательно, особенно если речь идет о русских былинах. Давайте же субъективно пройдемся по самой успешной и популярной live-action богатырской серии, и поймем, стоила ли игра свеч или же это попсовое вырождение народных преданий о сверхлюдях в кольчуге, что боролись с нечистой силой. Но прежде…
КНИГА МАСТЕРОВ (2009) - ГЛЯНЦЕВЫЙ ПЛАГИАТ ЗАРУБЕЖКИ
До первой части стоит обговорить, что это не первый заход в масштабный сказочный блокбастер интернационального масштаба. До этого, в 2009 году, Вадим Соколовский поставил фэнтези «Книга мастеров», снятое под эгидой «Walt Disney Company СНГ». Да, у Диснея была практика давать отдельным странам шанс снимать фильмы со своей культурой и эстетикой, при этом на постерах проектов красовалось известное лого мышиной корпорации.
В свое время «Книга мастеров» была разгромлена и критиками, и зрителями, канув в небытие. Об этом недоразумении сейчас никто не помнит, и это вполне объяснимо. «Книга» что раньше, что сейчас не представляет из себя ничего такого ценного или запоминающегося, чтобы кино прошло проверку временем и о нем люди говорили долгие годы спустя.
Сюжет представляет из себя просто лоскутное одеяло из взаимодействия сказочных персонажей, которые зачастую появляются на экране для зрительской реакции наподобие «О, это же ты!», при этом значительно не влияя на сюжет. При всем уважении к Максиму Локтионову, сыгравшему Ивана, его персонаж - этот воистину Дурак. Причем Дурак не забавный, харизматичный или же уморительный, а скучный, деревянный и пресный.
Кстати, слово «плагиат» в заголовке стоит не просто так, ведь каркас истории подозрительно сильно похож на типичную американщину об избранном и его непростом пути к цели и красивой девушке в придачу. Из индивидуальности у фильма уклон в русскую мифологию, но на одной отдельной оболочке далеко не уедешь. К сожалению, эта самая база истории не подкрепляется какими-то отличительными характеристиками или креативными, может даже, инновационными на тот момент решениями - простыми словами, халтура и посредственность.
ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ (2017) - ВОЗВРАЩЕНИЕ В ПРАВИЛЬНУЮ СТЕЗЮ
Первый блин был очевидным комом, и на работу над ошибками потребовалось много не мало 8 лет. В какой-то момент Дмитрий Дьяченко, который ранее работал с Квартетом И над легендарными «О чем говорят мужчины», решил снять добрый и универсальный блокбастер для всех возрастов. «Последний богатырь» так же представляет из себя детище Диснея, только теперь еще и в сотрудничестве с «Yellow, Black and White», наиболее известной по восхитительной и уже культовой «Кухне».
Бюджет у кино составляет 370 млн. ₽, и в принципе видно, куда пошли вложенные деньги. Реклама лилась из каждого утюга, и особое внимание уделялось бэкстейджу, где в самых сочных подробностях демонстрировалась отдача всей команды, от режиссера до актеров, что искренне хотела создать народную сказочную киновселенную, не наступая на те же грабли, что были подложены «Книге мастеров». Стоит ли говорить, что план Дьяченко удался?
Фильм гораздо интереснее и качественнее своего предшественника: кадр стал значительно приятнее, общий антураж Белогорья все больше напоминает сказочный мир, ну и самое главное: герои с сюжетом прокачались и вышли на новый уровень. Иван в исполнении Виктора Хориняка - это такой простой дурашливый приколист, у которого за улыбкой до ушей скрывается смекалка и большое сердце. Задумка попаданца из современный Москвы в невиданное «там не знаю где», который сначала страшится нового мира, но впоследствии постепенно привыкает к нему, мне импонирует.
Остальные ребята, Василиса (Мила Сивацкая), Яга (Елена Яковлева), Кощей (Константин Лавроненко) и Водяной (Сергей Бурунов) тоже выделяются и неплохо развлекают. Очень понравилась то, что злодеи и некоторые протагонисты поменялись ролями, и зритель теперь болеет за сказочных антагонистов, нежели распрекрасных доблестных героев. Местами шутки специфические и на любителя, но общий юмор довольно-таки приятен и мил. Из недостатков сразу хочется выделить музыкальное сопровождение: когда герои русских сказок идут по не менее русским локациям и землям под зарубежные шлягеры, это выглядит очень странно и совершенно не вписывается в контекст. Графика тоже очень спорная и нередко проседает, становясь дико мультяшной. Но в целом чувствуется стремление создателей снять хорошее и доброе кино, и у них это получилось. Не без грехов и не на 100%, конечно, но с другой стороны, а кто из нас святой?
ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: КОРЕНЬ ЗЛА (2021) - СПОРНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ НЕ БЕЗ СВОИХ ИЗЫСКОВ
Сарафанное радио и любовь непуганого российского зрителя к киносказкам сыграли создателям на руку. Большинство крепко и по достоинству оценило фильм, так что портфолио и актеров, и авторов пополнилось новым пунктом, а финальный миллиард в кассе лишь подтвердил: франшиза только начинает обороты, и продолжение неизбежно. Каст и съемочная команда в целом не изменились, и с таким же энтузиазмом делалась и вторая часть. По большому счету, она не так уж и далеко ушла от первой: это те же яйца, только в профиль.
Идея расширить лор Белогорья, добавив в него еще и заснеженные, дальние уголки со своей жизнью и тайнами мне кажется здравой и любопытной. Видно, как фантазия создателей развивается дальше, и это выливается в рыбу-кита, что служит здешним аналогом Аэрофлота или же колобка, внешне напоминающего Олега Монгола и говорящего голосом Гарика Харламова. Так карикатурно и немножко упорото, но зато так нешаблонно и нестандартно. За это мне и симпатизирует эта вселенная: несмотря на то, что ей звезд с неба не хватает, она действительно пытается завлечь зрителя и удержать его внимание.
Вот из-за чего мне «Корень зла» кажется значительно хуже оригинала, так это сценарий и общая фабула. Она очень примитивна и не пытается дать зрителю более-менее новый опыт, как было в первой части. Здесь иистория банальнее, плохиши стали больше в размерах и в режущем глаза CGI, но сами ничего из себя не представляют, кроме концепта «Я - злодей, потому что злой, а злодействую, потому что во зло». Персонажи отупели, их архетипы стали проще, а сюжетные повороты тоже прописаны очень дешево и смехотворно, будто бы на коленке. Улыбка не то, чтобы полностью спадает с лица к концу, однако появляется стойкое чувство того, что серия медленно, но верно выдыхается.
ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ: ПОСЛАННИК ТЬМЫ (2021) - СКОМКАННЫЙ ФИНАЛ БЕЗ ЧУВСТВА ВАЖНОСТИ
Не удивляйтесь тому, что третья часть вышла в одном и том же году, что и предыдущая. Оба фильма снимались одновременно, что мне категорически не нравится. Авторы наверняка знали, что сиквел, как и предшественник, взорвет кассу, но такая спешка, скорее всего, негативно отразится на качестве финального продукта, что и вышло в итоге.
«Посланника тьмы» хочется назвать именно продуктом, а не художественным фильмом, потому что делали его спустя рукава. Казалось бы, теперь все герои былин переносятся в Москву, сколько же простора для ситуативно юмора и крутых находок на фоне контраста античности и современности, но что-то вдруг пошло не так. Никогда такого не было и вот опять! «Посланник тьмы» выглядит еще более дешевым и незначительным в контексте франшизы, хотя это вроде бы финал, который закольцовывает историю Ивана!
Но нет, давайте уделим внимание петросяновским прибауткам, а-ля «колобок пугает всех москвичей своей рожей» или «надеюсь, избу на курьих ногах не снесут по программе реноваций». Есть, конечно, парочку остроумных сцен, например, кикиморы-администраторы, что своей бухгалтерией буквально крадут время и энергию людей, или же Киркоров / жар-птица, что объясняет его страсть к блеску и роскоши. Однако вот такие обрывки не в состоянии улучшить общее впечатление от всего фильма.
К тому же, некоторые персонажи становятся просто лишними: например, Василиса, так что ее спокойненько вырезают из почти всего повествования. Кушайте - не обляпайтесь! «Посланник тьмы» служит как средняк, фильм на шестерочку, и не тянет на грандиозное завершение, хоть какие-то задатки на это у него и были, исправь он ошибки второй части и не создав кучу новых.
Но сказочке явно не конец, потому что стриминг Start анонсировал продолжение конвейера в виде сериала «Последний богатырь. Наследие» о постаревшем Иване и о похождениях его дочерей - богатырши Марьи и колдуньи Софьи (проект уже не принадлежит Disney).
А уже в начале следующего года свет увидит приквел, обозванный «Финистом. Первым богатырем». Это сказ о, кто бы мог подумать, Финисте (Кирилл Зайцев) и его взаимодействии с молодой Ягой в исполнении Юлии Пересильд («Вызов»). Финист уже фигурировал в «Корне зла», и забавно, как Яга сильно видоизменилась и постарела со временем, а Финист - вообще нет. Два варианта: либо ботокс, либо черная магия.
Как мы видим, не такой уж богатырь и последний! И что же по итогу: все же причин знакомиться с этой франшизой больше, чем мотивов обходить ее стороной. Старания Дьяченко и его коллег заслуживает одобрительного кивка и хотя бы минимального уважения. Эти молодцы показали свою силушку богатырскую, вся Русь гордится!