Жители нынешнего Санкт-Петербурга знают станции метро Лесная и Площадь Мужества. Это на западной окраине Калининского района города. Перегон между ними проходит под той частью улицы Политехнической, которая известна встречей с эпизодом проспекта Непокоренных и «кушелевской» промышленно-складской зоной.
Что же произошло на этом перегоне в 1974 г? Всего лишь крупнейшая катастрофа в истории питерской подземки!
Строительство Кировско-Выборгской линии
Вообще-то первый раз подземку в Питере строили еще в 1941 году. Но ВОВ привела к тому, что выработки были затоплены…
Современную Красную ветку метрополитена в Ленинграде начали прокладывать раньше всех остальных. Причем, на протяжении первых 6 лет линия эта оставалась единственной. То есть на ней одной лежала вся нагрузка подземного пассажиропотока…
А еще на ней же располагается шикарная станция Автово. Ее в 2014 году занесли в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Третья особенность в том, что северо-восточный конец названной ветки уже уходит в Ленобласть (в Мурино).
Но нас интересует иное…
Чем отличалась ее прокладка? Первоначально задумка воплощалась с успехом. Соорудили 2 станции 1-го участка. «Выборгскую» и «Лесную». И началось активное возведение оставшихся.
Возведение участка №1 метрополитена в Северной Столице сталкивалось с серьезными трудностями из-за сложных геологических условий. Например, из-за сложностей с прокладкой наклонного участка, открытие станции Пушкинская было перенесено на апрель 1956 года...
Однако наибольшие трудности возникли позже, уже при строительстве перегона между станциями Лесная и Площадь Мужества.
Как вы поняли, именно о связанном с ними происшествии тут и пойдет речь.
Предпосылка аварии
Как выяснилось потом, виной всему стала неоправданная в плане безопасности спешка, связанная с открытием XXV съезда КПСС. На указанном перегоне, который вел линию на 14 метров вглубь, произошло нарушение технологии строительства.
В чем оно было выражено?
Тоннели между станциями должны были пройти в толще четвертичных водонасыщенных отложений и водоносных песков. Тех, которые с высоким напором воды (Северная Пальмира почти вся стоит на воде). Преодоление такого слоя (специалисты некоторых отраслей зовут его «плывуном») считалось сложной задачей. Слой был очень мощным.
Односводчатые станции глубокого заложения были первыми в стране. Эксперимент! Здесь, ну, никак нельзя было спешить!
Но спешка все же имела место! Не стали заморачиваться с доставкой соответствующего криогенного оборудования, решив использовать обычное. В итоге после аварии придется применять дорогостоящую технологию замораживания грунта. Но это будет потом.
А как выглядела сама ЧС, имевшая место на обозначенном участке метростроительства. Был… размыв!
Сам размыв
Плывун стремительно затопил перегонный туннель. Его плохо заморозили! А именно 8. 04. 1974 года около половины пятого вечера при бурении авангардных «разведывательных» скважин в нижнем тоннеле обнаружилась так и не замерзшая порода, из которой обильно поступала влага.
Губительный слой на глубине 90 м нашли намного раньше, чем на остальных уровнях. Однако подвергнуть его криогенному воздействию так и не получилось. В забое случилась беда. Он подозрительно быстро заполнялся подземными водами! Через трещины – то тут, то там!
Через какое-то время и верхняя «нора» (хотя у нее не было прямого сообщения с забоем) стала заполняться! Затворы (имеются в виду аварийные) по причине буйства плывуна полностью захлопнуть рабочим так и не удалось.
Итог? Оба тоннеля оказались затопленными на протяжении целого километра. Ведь значительная часть скованного льдом грунта разморозилась полностью...
Последствия аварии
В кварталах и автодорогах, прилегающих к пл. Мужества и на самой площади родились огромные провалы. Как следствие фасады зданий и прочих наземных сооружений тоже оказались треснутыми. Отпечаток происшествия даже сейчас имеется на двух производственных корпусах научно-производственного объединения «Аврора» (их реально разглядеть с той самой Политехнической улицы).
Часть упомянутых корпусов тогда вообще обрушилась: власти решили их не сносить, а лишь заделать несколько уровней здания со стороны Политехнической...
Но и это не все. Пришлось потратить много сил и средств, чтобы… останавливать плывун в подземке. Например, сооружать преграды уже не так далеко от следующей станции. От Лесной.
Для предотвращения разрушений на поверхности все вырытое было затоплено – как когда-то в военные годы. Ну, а в аварийные «норы» специалисты закачали уже водопроводную воду. Санкт-Петербургское метро – самое бедовое метро на территории Российской Федерации. Место такое.
Реакция властей
Правительство посовещалось с авторитетнейшими учеными. Оно постановило продолжать возведение красной линии по прежнему маршруту. Даже с применением уже затопленных «нор».
Но, дабы избавиться от главной помехи (подземных вод), спецы провели более глубокую заморозку почвы. Именно жидким азотом.
Участок движения был открыт на 2,5 года позже. Понес ли кто-нибудь за это (также как за частичное разрушение двух зданий и городских магистралей) наказание? Разумеется. Но это уже другая история…
Фильм, посвященный событиям
На тему «поистине значимой аварии» при строительстве транспортного тоннеля снято кино. На «Ленфильме». В 1986 году (в котором авариями даже более крупного масштаба было уже никого не удивить – это год Чернобыля!…).
Сюжет таков. Некто Полуэктов, руководитель «Ленметростроя» (человек и организация вымышленные), принял решение «родить» тоннель. Под подземной рекой. В процессе зыбучий песок начинает перемещаться по мерзлой земле.
Из окоченелой земли… прорывается плывун.
Туннель быстро затапливается оттаявшей подземной жижей. Сотрудники, осознавая свою уязвимость перед стихией, проходят через вырытый ими коридор к гермозатвору. А бригадир Осмеркин следует за ними, чувствуя себя ослабленным и неспособным сопротивляться судьбе. Двое рабочих пытаются найти бригадира. Но его так и не удается отыскать, когда двое рабочих выходят на его поиски, следуя приказу начальника работ. Мартынова. В общих чертах (лишь в общих) все показанное напоминает реальную активность. Ту, что была на перегоне между названными станциями в апреле 1974-го…
Что дальше? Руководство Ленметростроя принимает решение об эвакуации населения из зоны бедствия. В обозначенной операции принимают участие даже военные. Полуэктов, по совету инженера Костыри, решает построить бетонный тоннель и затопить его перемычкой, согласно предложению, представленному ему на совещании.
Все это время на земле образовывались проломы и разрушались конструкции.
Мартынов доводит до Полуэктова, что одной перемычки недостаточно. В итоге глава Ленметростроя предоставил ему лишь два часа на создание второй перемычки. Результат? Он пробудет в затопленной «норе» несколько часов (как люди на перегоне между ленинградскими станциями Лесная и Площадь Мужества).
Лишь потом герой вернется домой…