Найти в Дзене
Изида без покрывала

Вокалоиды - певцы-голограммы

Оглавление

Необычные певцы-голограммы, цветастые забавные японские маскоты с названием вокалоиды стали популярными благодаря своим уникальным голосам и способности исполнять самые разные жанры музыки достаточно давно. Но что это за звери? Популярны ли они сейчас? Чем они известны и почему? Сейчас и узнаем! Запасайтесь печеньками и кофейком, мы начинаем :3

Немного Мику, совсем чуток!
Немного Мику, совсем чуток!

Что такое вокалоид?

Vocaloid (часто обозначаемый ещё как «v1») - программное обеспечение для синтеза вокала, разработанное корпорацией Yamaha. Проект был на международном уровне, но считается результатом усилий Кэнмоти Хидеки.

В 1984 году была создана песня «Царицы ночи» из оперы «Волшебная флейта» Моцарта. Этот эксперимент, проведенный Ивом Потардом и Ксавье Роде с помощью синтезатора CHANT, стал самым успешным в XX веке.

Жорди Бонада, исследователь в группе музыкальных технологий Университета Помпеу Фабра в Барселоне, присоединилась к университету в 1997 году. По просьбе Yamaha, она работала над исследовательским проектом, включая некоторые уникальные идеи. Бонада создала модель, позволяющую синтезировать любую песню, учитывая тон и диапазон певца. Этот проект назывался «Элвис» и длился два года.

Хотя проект «Элвис» не стал завершенным продуктом, он помог установить, что фонетическая серия в широком диапазоне позволяет создать синтезатор на основе любого образца. Yamaha приняла решение помочь начать разработку нового проекта, к которому присоединился Кэнмоти Хидеки. Первые идеи были представлены в Японии в 2000 году.

Большая часть исследований проводилась в Университете Помпеу Фабра, улучшая обработку библиотек, написанных на C++. Yamaha отвечала за дизайн и развитие продукта. В то время синтезаторы могли занимать несколько дней на создание качественного звука, но вокальные партии всё равно слышались неестественно и были сгенерированы компьютером.

Так выглядит программа Vocaloid
Так выглядит программа Vocaloid

Целью проекта было создание быстрого и доступного способа получения естественного звучания, давая композиторам полный контроль над созданием музыки. Разработчики использовали предыдущий проект для поиска ответа на вопрос, как обрабатывать запись певца так, чтобы звучала как можно более натурально.

Изначальное название проекта Vocaloid было «Daisy Project». Программу назвали так по песне «Daisy Bell». Прототип проекта был создан в 2002 году. Первый голосовой образец EPR был разработан для преобразования вокального тембра.

В связи с ограниченными вокальными возможностями, существующими у Yamaha, программное обеспечение было доступно для сторонних студий. Английская и японская версии разрабатывались независимо друг от друга. Crypton Future Media начала работу с ними, чтобы найти студии для поддержки английской версии.

На шестилетие Vocaloid Хироюки Ито получил демо запись от Zero-G с мужским вокалом, что было неожиданным. На тот момент Vocaloid ещё находился на стадии разработки за рубежом.

На демонстрации на шестилетие Vocaloid, «Daisy» была представлена с песней «Fly Me to the Moon by Daisy», созданной 16 июля 2002 года в офисе Crypton. Название программы пришлось изменить из-за проблем с авторскими правами.

Электронные певцы

Программа для синтеза речи Vocaloid была названа после долгих раздумий. Слово «Vocaloid» оказалось на третьем месте в списке возможных названий, которое было выбрано спустя несколько недель из-за проблем с авторскими правами. Название составлено из слов «vocal» и «android». Новая технология была анонсирована кенмоти за день до своего дня рождения в 2003 году.

Арт с наиболее популярными вокалоидами
Арт с наиболее популярными вокалоидами

Kaito и Meiko были представлены Yamaha. Выпуск Кайто задержался на полтора года. первые виртуальные вокалоиды, le♂n и l♀la, были представлены в 2004 году. Vocaloid был первым решением для создания вокальной музыки, но реализация была смелым шагом из-за сложности реалистичного воспроизведения человеческой речи. В конце эпохи Vocaloid были три компании, участвующие в производстве программы: crypton future media, zero-g ltd и powerfx. powerfx также внес свой вклад в развитие технологии Vocaloid.

Стоит упомянуть помимо первых вокалоидов, ставших позднее настоящими персонажами-маскотами и получившими внешность и амплуа, и других популярных товарищей.

  • Хацунэ Мику была выпущена 31 августа 2007 года. Многие ошибочно считают ее первым вокалоидом, но на самом деле она просто стала самой популярной. Ее синтезатор речи основан на известной сэйю Саки Фудзите, и изначально был настроен на создание j-pop песен. Более подробный анализ ее произведений был проведен в исследовании Мелиссы-Лили Арендт, где автор выявил характеристики песен, провел параллели с другими японскими вокалоидами и обсудил перспективы этой сферы музыки. Хатсуне Мику имеет самую большую фанбазу среди поклонников вокалоидов и до сих пор приносит постоянный доход компаниям, производящим коллекционные предметы для фанатов.
Хацунэ Мику
Хацунэ Мику
  • Рин и Лен Кагаминэ были выпущены в декабре 2007 года. Несмотря на практически полную идентичность, они, по словам создателей, являются только коллегами-артистами и не связаны друг с другом ничем, кроме своей профессии. Их популярность обусловлена наличием двух голосов и соответственно большим разнообразием исполняемых песен.
Рин и Лен Кагаминэ
Рин и Лен Кагаминэ
  • SeeU была выпущена в октябре 2011 года. Это первый корейский вокалоид, голос которой основан на корейской идол-певице Дахи Ким. Несмотря на хорошие продажи, со временем ее популярность уменьшается из-за конкуренции с реальными идол-артистами.
SeeU
SeeU
  • Ло Тяньи была выпущена в июле 2012 года и является самым известным китайским вокалоидом. Ее голос основан на китайской актрисе озвучивании Шань Синь. Благодаря активному маркетингу создателей она быстро стала популярной в Китае и часто выступает с другими артистами, изменяя свой внешний вид под влиянием местных трендов.
Ло Тяньи
Ло Тяньи

За последние несколько лет вокалоидов больше не стало, зато увеличилось количество так называемых утау (от яп. «петь, певец») и фанлоидов – других подражающих вокалоидам интересных персонажей с синтезированным голосом.

Японское безумие и отаку

Как я говорила в других своих статьях здесь и здесь, культура отаку редко остаётся в стороне. Не остались отаку равнодушными и к этому феномену, что привело к тому, что почти каждый вокалоид был оформлен в виде айдола с уникальной внешностью, историей и характером (который может изменяться в зависимости от обстоятельств). Компания yamaha, поняв потенциал данного направления, активно способствовала распространению вокалоидов, что привело к проведению концертов, где выступают голографические маскоты, привлекающие не меньшее количество зрителей, чем на концертах реальных артистов. Также были созданы полноценные сеттинги, ранобэ и манга, среди которых выделяется известная серия «Хроники Эвиллиоса».

Комментарий в ныне запрещённом твиттере по поводу женитьбы Кондо
Комментарий в ныне запрещённом твиттере по поводу женитьбы Кондо

Более того, технологии достигли невероятного развития, и вокалоиды не только стали голограмами-артистами, но ещё и мужьями и жёнами. В Японии вполне реально жениться на Хацунэ Мику как японец Акихико Кондо, загрузить её голограмму в умное устройство и жить не тужить.

Современность

Совсем недавно я столкнулась с вокалоидами снова в коротких видео на Youtube (это были песни «Miku» и неприличная «Rabbit Hole») и очень сильно этому обрадовалась. Вокалоиды, как ни странно, были моим детством: я увлекалась программой анимации MikuMikuDance и погружалась во вселенную, поэтому новые песни вызвали у меня прилив ностальгии.

Программа для скелетной анимации MikuMikuDance
Программа для скелетной анимации MikuMikuDance

Однако отношение публики к вокалоидам сегодня кардинально изменилось: слушатели больше не видят в них «поп-звёзд». Индустрия в 2007-2011 годах развивалась как субкультура айдолов: фанаты боготворили «вокалоидных идолов» и превращали их в своего рода медийных личностей, благодаря которым, например, Хацунэ Мику стали узнавать во всем мире. Для фанатов было важно отслеживать все появления idle vocaloids в медиапространстве и всегда отслеживать «горячие» песни, чтобы попасть в тему. Но люди пересмотрели свое отношение к контенту. Многие обращались к композиции давно минувших лет, и на первый план выходили личные предпочтения. Например, в рейтинге Billboard Japan за 2022-12-28 год около половины песен, входящих в топ-20, были выпущены в период с 2017 по 2021 год, то есть за последние несколько лет.

Песни Vocaloid распространяются еще больше, особенно из-за огромной роли Интернета: когда зазвучат веселые мелодии, у каждого уже будет линейка знакомых песен, для этого не обязательно постоянно отслеживать хиты или интересоваться новыми исполнителями. Вы можете найти все через социальные сети.

Это связано с тем, что весной 2023 года в Tiktok начала набирать популярность песня «ke:fu:o:rubakku» («Сильный ветер со всех сторон»), выпущенная в 2023 малоизвестным продюсером vocaloid (который создает песни для vocaloid) Юкопи. За 26 месяцев песню посмотрели 4 миллиона раз на YouTube, и она заняла 1-е место среди самых прослушиваемых песен vocaloid на сайте Nico Nico Douga. Многие не фанаты вокалоидов, которым понравились песня и клип, переделали видео, сделали его со своими персонажами, перепели песню заново и стали изображать еще более комичную ситуацию, в которой героиня клипа вышла погулять в самый настоящий ураган.

«Сильный ветер со всех сторон»
«Сильный ветер со всех сторон»

На 1 из японских сайтов решили провести опрос: кого из продюсеров vocaloid можно назвать «супер хорошим», «добропорядочным», «нормальным», «не очень». По результатам опроса «Super Good» композитор DECO*27 занял 1-е место, 2-е место (медвежонок Кайрики) и 3-е место (Пиноккио) соответственно.

Кадр клипа «Rabbit Hole», про которого я писала ранее, как раз DECO*27
Кадр клипа «Rabbit Hole», про которого я писала ранее, как раз DECO*27

DECO*27 (читается «деко ни:на») называют самоучкой, но, несмотря на отсутствие профессионального образования в области музыки, он завоевал большую популярность. Продюсер Vocaloid заменил свои любимые цифры (2 и 7) на их звучание из-за большого лба (иероглифическая выпуклость, которая является одним из значений слова «лоб», в традиционном прочтении читается как "деко").

Продюсер опубликовал свою первую песню на веб-сайте Nico Nico Douga, о котором уже упоминалось в 2008 году. Вот что рассказал DECO*27 о том, как он впервые представил миру свою песню:
«Видео получило множество комментариев, и я был очень доволен. Вот почему мысль "я хочу, чтобы другие люди слушали мою музыку" укоренилась в моем сознании.»

Новые песни с голосами вокалоидов продолжают публиковаться и сегодня, и такие авторы как DECO*27 создают новые произведения с классным, глубоким смыслом для широких масс.

Подведём итоги

Итак, вокалоиды до сих пор представляют собой интересное явление, преодолевающее географические и культурные границы. Хоть технология изначально принадлежит японской компании и связана с японской медиасредой, вокалоиды представляют собой инструмент, способный адаптироваться к различным культурам и при этом сохранять свою уникальность.

А как вы относитесь к певцам-голограммам и синтезированным песням с голосами вокалоидов на разных языках?

Понравилась статья?
Не забывайте подписаться на канал и оставить лайк — впереди ещё будет много интересного!

Изида без покрывала | Дзен

Другие статьи про Японию можно прочитать в специальной подборке

Особенная Япония | Изида без покрывала | Дзен