Найти тему

Как правильно определить бизнес-цели и выстроить соответствующую ИТ-стратегию?

Оглавление

Рассмотрим основные причины разработки ИТ-стратегии. Какую роль играет подготовка ИТ-стратегии в диагностике текущей деятельности и выявлении направлений совершенствования бизнеса? Назовем распространенные проблемы, связанные с ИТ-стратегиями и метрики, позволяющие оценить эффективность ИТ-стратегии.

ИТ-стратегия как долгосрочный план развития технологий — это не только инструмент реализации бизнес-стратегии компании, обеспечения ее устойчивости к внешним вызовам и угрозам, но и способ трансформировать бизнес-модель. Прежде чем подойти к ее формированию, нужно правильно определить ее основную цель. Это лишь первый шаг. Логика должна включать возможные узкие места, метрики оценки эффективности стратегии, правильную расстановку приоритетов и умение оценить ресурсы.

Основные причины разработки ИТ-стратегии

Поддержка достижения целей существующей бизнес-стратегии. Многим компаниям знакома ситуация, когда вроде бы ИТ-сотрудники занимаются развитием и поддержкой бизнеса, команды работают эффективно, но из-за загрузки им хронически не хватает времени сделать шаг в сторону и посмотреть, как можно организовать процессы лучше. В данном случае подготовка ИТ-стратегии — это инструмент диагностики текущей деятельности и выявления направлений совершенствования, позволяющий заложить прочный фундамент для роста бизнеса.

Например, крупный холдинг, включающий продажу автомобилей, бизнес в сфере развлечений, отельный бизнес и букмекерское направление, для достижения стратегических целей по диверсификации и выручке решил использовать накопленные в системах данные о клиентах (понимание региональных предпочтений по услугам и толерантности к риску) для запуска бизнеса по страхованию и лизингу автомобилей

Ответ на принципиально новые вызовы для компании. Такими вызовами могут быть изменение бизнес-модели, M&A, новые регуляторные требования (например, реализация программы по импортозамещению ПО), конъюнктурные сдвиги (например, пандемия, экономический или политический кризисы).

Подобные изменения могут потребовать принципиально новых технологий и компетенций в ИТ. В таком сценарии роль ИТ-стратегии состоит не только в минимизации рисков и возможных потерь бизнеса от изменений, но и в использовании потребности в перенастройке для повышения эффективности управления процессами и даже полной трансформации компании.

Наиболее ярким рыночным примером являются изменения в ретейле и общепите в ответ на пандемию Covid-19, когда компаниям пришлось пересматривать свою модель ведения бизнеса и уходить в онлайн, что влекло за собой значительные изменения в ИТ-ландшафте (приложения для клиентов, программы для бесшовного взаимодействия с партнерами, инфраструктурные мощности для хранения значительно увеличившегося объема данных и т. д.)

Неэффективность текущего взаимодействия ИТ и бизнеса. Когда в компании существует сильная усталость команд бизнеса и ИТ друг от друга из-за накопленных противоречий, совместная подготовка ИТ-стратегии может помочь перезагрузить рабочий процесс.

Например, если в компании принято на уровне культуры воспринимать ИТ не как полноценного партнера, а как Helpdesk для реализации своих задач, возможность работы в команде лицом к лицу может раскрыть для бизнеса потенциал ИТ для совместного поиска решений бизнес-проблем.

Распространенные проблемы, связанные с ИТ-стратегиями и метрики, позволяющие оценить эффективность ИТ-стратегии

Независимо от причины возникновения потребности в подготовке ИТ-стратегии, наиболее распространенными проблемами в ее разработке являются:

Планирование ИТ-стратегии в отрыве от планирования бизнес-целей и, соответственно, ошибки в постановке целей ИТ-стратегии и показателей их достижения. Эффективность ИТ-стратегии должна оцениваться с помощью метрик эффективности бизнеса: объем продаж по цифровым каналам, скорость выпуска новых продуктов на рынок, скорость подключения партнеров, показатели лояльности клиентов. По инициативам, которые нацелены на совершенствование внутренних процессов, дополнительно оценивается решение проблем организационного взаимодействия: снижение ошибок в процессе разработки и возвратов на доработку, сокращение количества ручных операций, повышение удовлетворенности внешних и внутренних клиентов сервисом. Если не ставить четких бизнес-целей, на которые направлены инициативы, то может получиться «автоматизация ради автоматизации», а также внедрение других популярных на рынке подходов и инструментов — ИИ, Agile разработка и т....

Подробнее на it-world.ru