Найти тему

Саломея,Клеопатра и Ида Рубинштейн глазами Бакста.

В 1908 году в Большом зале Консерватории блестяще состоялась генеральная репетиция спектакля-балета «Саломея» на музыку Александра Глазунова. Режиссером был Всеволод Мейерхольд, танцы ставил знаменитый балетмейстер Михаил Фокин, главную роль исполняла Ида Рубинштейн, а костюмы и декорации спектакля придумал Лев Бакст. Репетиция прошла блестяще, но тут вмешалась царская цензура. Фактически, от спектакля остался только одна сцена - «Танец семи покрывал», которая и была впоследствии представлена публике.

Саломея. Эскиз костюма Иды Рубинштейн для «Танца семи покрывал».
Саломея. Эскиз костюма Иды Рубинштейн для «Танца семи покрывал».

Во время исполнения танца демонстрировались невероятно красочные,парчовые покрывала,которые танцовщица срывала с себя одно за другим. В конце сцены на Иде Рубинштейн оставалось лишь одно прозрачное голубое покрывало, сплошь украшенное нитями бус.

Отзывы на постановку были крайне противоречивыми. Однако, Фокин считал «Танец с семью покрывалами» удачным, и позже перенес его в балет «Египетские ночи» на музыку Антона Аренского, но танец этот был уже не не Саломеи а Клеопатры. В 1909 году за постановку «Египетских ночей» Фокин получил от дирекции Мариинского театра 3000 рублей, а министерство двора наградило балетмейстера золотой медалью «за отличную и полезную службу» и предоставило ему оплаченный отпуск за границу.

Клеопатра. Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра».
Клеопатра. Эскиз костюма для Иды Рубинштейн к балету «Клеопатра».

В том же 1909 году Сергей Дягилев предложил Фокину переработать балет «Египетские ночи» в балет «Клеопатра». Музыка Аренского была сильно сокращена и добавлены музыкальные композиции других русских авторов, счастливый конец был заменен трагическим финалом , а также был добавлен «Танец вакханок» на музыку Глазунова , который впоследствии не раз приводил в восторг парижскую публику.

Сирийская танцовщица. Эскиз костюма к балету «Клеопатра».
Сирийская танцовщица. Эскиз костюма к балету «Клеопатра».

На роль Клеопатры была вновь приглашена Ида Рубинштейн. Сценография и «чувственные и варварские» костюмы Льва Бакста ( как их охарактеризовали французские критики) также повлияли на успех данной постановки.

Еврейский танец. Эскиз костюма к балету «Клеопатра».
Еврейский танец. Эскиз костюма к балету «Клеопатра».

«Клеопатра» вошла в репертуар первого Русского сезона Дягилева и триумфально прошла по Европе и Америке. Благодаря предложениям Дягилева, новаторской хореографии Фокина, декорациям и костюмам Бакста балет стал гвоздем сезона 1909 года в Париже.

Саломея. Эскиз костюма.
Саломея. Эскиз костюма.

Несмотря на цензуру, образ Саломеи вслед за Клеопатрой все же проник в балетный театр. В 1913 году в «Русских сезонах» Дягилева был поставлен балет «Трагедия Саломеи» на музыку Ф. Шмитта.

-6

«Лев Бакст. Античные костюмы.» Издательства «Печатная слобода», «Воскресный день», «Белый город».