В 1908 году в Большом зале Консерватории блестяще состоялась генеральная репетиция спектакля-балета «Саломея» на музыку Александра Глазунова. Режиссером был Всеволод Мейерхольд, танцы ставил знаменитый балетмейстер Михаил Фокин, главную роль исполняла Ида Рубинштейн, а костюмы и декорации спектакля придумал Лев Бакст. Репетиция прошла блестяще, но тут вмешалась царская цензура. Фактически, от спектакля остался только одна сцена - «Танец семи покрывал», которая и была впоследствии представлена публике.
Во время исполнения танца демонстрировались невероятно красочные,парчовые покрывала,которые танцовщица срывала с себя одно за другим. В конце сцены на Иде Рубинштейн оставалось лишь одно прозрачное голубое покрывало, сплошь украшенное нитями бус.
Отзывы на постановку были крайне противоречивыми. Однако, Фокин считал «Танец с семью покрывалами» удачным, и позже перенес его в балет «Египетские ночи» на музыку Антона Аренского, но танец этот был уже не не Саломеи а Клеопатры. В 1909 году за постановку «Египетских ночей» Фокин получил от дирекции Мариинского театра 3000 рублей, а министерство двора наградило балетмейстера золотой медалью «за отличную и полезную службу» и предоставило ему оплаченный отпуск за границу.
В том же 1909 году Сергей Дягилев предложил Фокину переработать балет «Египетские ночи» в балет «Клеопатра». Музыка Аренского была сильно сокращена и добавлены музыкальные композиции других русских авторов, счастливый конец был заменен трагическим финалом , а также был добавлен «Танец вакханок» на музыку Глазунова , который впоследствии не раз приводил в восторг парижскую публику.
На роль Клеопатры была вновь приглашена Ида Рубинштейн. Сценография и «чувственные и варварские» костюмы Льва Бакста ( как их охарактеризовали французские критики) также повлияли на успех данной постановки.
«Клеопатра» вошла в репертуар первого Русского сезона Дягилева и триумфально прошла по Европе и Америке. Благодаря предложениям Дягилева, новаторской хореографии Фокина, декорациям и костюмам Бакста балет стал гвоздем сезона 1909 года в Париже.
Несмотря на цензуру, образ Саломеи вслед за Клеопатрой все же проник в балетный театр. В 1913 году в «Русских сезонах» Дягилева был поставлен балет «Трагедия Саломеи» на музыку Ф. Шмитта.
«Лев Бакст. Античные костюмы.» Издательства «Печатная слобода», «Воскресный день», «Белый город».