Найти в Дзене

И снова об алиментах на несовершеннолетних детей (открытое письмо коллеге-юристу Ирине Корниловой)

Две статьи подряд было опубликовано на моём канале о проблемах алиментных платежей на несовершеннолетних тетей. В прежние времена тоже неоднократно писал на эту тему, чаще всего – под впечатлением и по результатам дел (семейных споров) в судах. По двум упомянутым статьям были комментарии, конструктивные и не очень, добрые и злые, излишне резкие и даже оскорбительные. Это легко объяснить. В статьях – рекомендации относительно принуждения неплательщиков к исполнению своего родительского долга, причем в процентах от реальных доходов неплательщика. Кому понравится, когда тебя к чему-либо принуждают? Мною также были даны советы, как увеличить размеры алиментов с учетом изменившихся жизненных обстоятельств, а также как взыскать алименты за период времени, предшествующий разводу.

-2

Группа единомышленников.

Неплательщики алиментов – народ дружный, в обиду своих не дают. Развито в них чувство корпоративной солидарности. Когда публикуешь статью на близкую к алиментам тему, всегда бывает активная реакция со стороны неплательщиков. Я к этому уже привык к воспринимаю критику, а иногда и обидные реплики в мой адрес, спокойно. Никогда не скрывал своего отношение к этим людям, поскольку уверен, что редко можно найти оправдания биологическому отцу (или матери), которые считают возможным лишать средств к существованию собственного ребенка.

Неплательщики алиментов бывают разные

За исключение случаев, когда личность матери, ее паталогические склонности и особенности психики не оставляют отцу иного выхода и он перестает платить, понимая, что алименты до ребенка не доходят. Если отец при этом ищет другие способы заботиться о ребенке – я на его стороне. Были у меня такие дела в судах. Мы тогда ввели практику, при которой мой доверитель сам покупал детские вещи, развивающие игровые приставки, другие дорогостоящие детские товары, оплачивал секции и лечение ребенка, накапливая подтверждающие финансовые документы. Хорошая, кстати, практика, рекомендую.

Но вернёмся к теме статьи

-3

Радость автора была краткосрочной

Я был доволен реакцией подписчиков и гостей канала, даже написал об этом в статье, опубликованной в прошедшую пятницу (31.05.2024 года). Теперь понимаю, что, видимо, «сглазил»: На ленте публикаций вижу статью юриста – Ирины Корниловой под заголовком «Изменения к расчёту, новые поправки к законам об алиментах на детей в 2024 году. Меры и поддержка родителей в "Год семьи". Содержание статьи повергло меня в шоковое состояние, поскольку статья, размещённая сразу после моей, полностью опровергает мои доводы, содержит информацию, которая противоречит моим аргументам. Причем ссылок на мою статью – никаких, но содержание прямо указывает на то, что я со своими доводами просто отстал от жизни. Давненько не испытывал таких нервных перегрузок, отвык, видимо.

Когда молчать нельзя

Но потом постепенно справился с растерянностью и сел готовить этот материал. А какой у меня выход? На тридцать первом году юридической практики принимать косвенные упреки в непрофессионализме? Не вижу в этом никакой необходимости. К автору - Ирине Корниловой, решил обратиться с этим открытым письмом. Литературный жанр, конечно, несколько устаревший, но зато соответствующий взрасту автора. Так что, как говорят мои молодые коллеги – поехали?

-4

Уважаемая Ирина. С удивлением узнал из вашей статьи о том, что новые правила по алиментам, оказывается, уже начали своё действие в 2024 году. Источники своей осведомленности вы не называете. Из недавних законов упоминаете лишь № 403-ФЗ от 31 июля 2023 года,

в там нет ни одного упоминания о тех поправках в законодательство, которые в вашей статье перечислены, как уже свершившийся факт. Статья 81 Семейного кодекса РФ - на своём месте, в прежней своей редакции, а ведь именно она регулирует порядок определения размера алиментов. Причем, последние поправки вносились совсем недавно (31.10.2023 года и 26.10.2023 года). В обоих случаях законодатель статью 81-ую не видоизменял. В ее прежней редакции статьёй руководствуются приставы и суды. И размер алиментов по-прежнему не зависит от МРОТ и прожиточного минимума в регионе.

Полагаю, информацию для статьи вы позаимствовали из какого-либо законопроекта, внесенного на рассмотрение Госдумы РФ. Не случайно же вы пишите (правда, более мелким шрифтом), что «… ждем вступления в законную силу всех поправок и изменений о размерах алиментов». Так, может быть, лучше было бы все-таки дождаться?

Сообщаю вам, что инициатива законодательного закрепления размера алиментов в фиксированном минимальном размере, в процентах от МРОТ или прожиточного минимума не получила одобрения в Госдуме РФ, с учетом возражений правового управления, одного профильного комитета и Комиссии при Президенте Российской Федерации. Следовательно, ожидания ваши бесполезны. Но ведь теперь это еще и ожидания ваших подписчиков… Как выходить из такого щекотливого положения планируете?

Если использовать такой метод, то есть комментировать не законы, вступившие в силу, а законопроекты, можно совсем запутать читателей. Законопроекты, вносимые на рассмотрение Госдумы РФ, особенно родившиеся непосредственно в профильных комитетах и депутатских фракциях, вообще рассматривать не следует, поскольку далеко не все законопроекты становятся законами и некоторые законодательные инициативы вызывают, мягко говоря, недоумение. Даже если закон одобряется и проходит все предусмотренные процедуры (вступает в законную силу), это всегда уже вовсе не тот законопроект, который был когда-то внесен на рассмотрение. Некоторые законопроекты в Госдуме РФ иногда рассматриваются годами.

Так что, я бы повременил радоваться поправкам, которые еще не одобрены (более того - «забракованы»). Тем более, нужно было повременить сообщать об этих поправках читателям. Иначе люди, прочитав статью, начнут требовать перерасчета размера алиментов, основываясь на правилах, которые вы уже объявили вступившими в законную силу в 2024 году. То есть, люди будут пытаться использовать права и возможности, которые им пока не предоставлены.

Прочитав вашу статью, я заинтересовался, откуда эти новости? Может, действительно что-то пропустил и не знал о внесенных поправках. Но нет, по-прежнему не нахожу ничего похожего в законодательстве, в том числе в Семейном кодексе РФ, в части размера алиментов, никто никаких поправок не вносил. Тогда откуда эти сведения? Вы – не первая, кто сообщает о введении нового порядка начисления алиментов, исходя их минимального размера оплаты труда (в процентах), а тем более в процентах (30%, как вы пишете) от прожиточного минимума. Может быть, «поправками в закон» вы просто именуете перечень законодательных инициатив, то есть лишь предложения, вынесенные на предварительное рассмотрение Государственной Думы России.

Реестр должников по алиментным обязательствам действительно создан, в этом вы правы. Но я не стал бы переоценивать перспективы его использования. В Федеральной службе судебных приставов России такой реестр существует давно, причем знающие юристы и продвинутые пользователи применяют этот реестр, например, женщины - для проверки благонадежности поклонников. Но что-то не заметил я особого эффекта от использования этой «Всероссийской доски позора», которая существует уже, видимо, лет двадцать. Почему же только в 2024 году столько славословий в адрес Реестра должников по алиментам? Да ясно же, все дело в том, что это – «Год ребенка». А вы эту «рекламную акцию государства» преподносите, как эффективную меру защиты прав детей (и делаете это, начиная с заглавия статьи). Неужели не понятно: есть Указ Президента о создании реестра; есть закон, вступивший в силу, но нет денег на то, чтобы создать такой государственный реестр, по-настоящему, как государственный информационный ресурс, имеющий надлежащее нормативно-правовое оформление. Получается, делать что-то надо, а денег на это нет. Что делать? Есть в России проверенный метод: взять (бесплатно) информационный ресурс ФССП России и объявить его только что созданным, государственным, в открытом доступе. То, что никакого толку от этого реестра не будет, никого не интересует: в «Год ребенка» заботу о детях обозначили, есть чем рапортовать… И ведь мало кому придет в голову, что этот реестр – для накопления сведений о должниках, которые уже привлекались ранее к уголовной или административной ответственности, либо уже объявленных в розыск. Иными словами, он – для судебных приставов и правоохранительных органов. Для решения проблем большинства одиноких матерей этот реестр бесполезен. Вы этого не поняли, Ирина, иначе не написали такого по поводу «создания» реестра, существующего с ФССП РФ уже, наверное, четверть века…

Государство борется с «неплательщиками алиментов» уже много лет и проигрывает в этой борьбе: ограничительные меры и запреты неплательщики быстро научились преодолевать, для своих действий выработали определенную идеологию и заставить этих людей вспомнить свой родительский долг можно лишь тогда, когда они сами этого захотят. 25%, которые государство хотело бы получать от всех доходов плательщиков алиментов, никто платить не начинал и не намерен.

Вы вообще представляете себе, уважаемая Ирина, последствия такой своей статьи? Неплательщики алиментов смогут размахивать вашей статьей, как боевым знаменем. Раньше они не платили на свой страх и риск, изобретая всевозможные предлоги для оправдания своего поведения. Теперь скажут: «…вы, для начала, в масштабе государства разберитесь, на законодательном уровне, сколько нам платить». Многие неплательщики алиментов, после вашей статьи, станут вашими подписчиками, в знак благодарности. Что такое алименты в размере не менее 30% от прожиточного минимум (вы об этом сообщаете в статье)? Вдумайтесь в саму формулировку – 30% от прожиточного минимума. Если вторые 30% вносит второй родитель, значит на содержание ребенка – чуть больше половины суммы, минимальной для выживания. Если реализовать все те новации, о которых вы пишете, это будет означать, что государство «капитулировало» в своей многолетней борьбе с неплательщиками алиментов. Фиксированный размер алиментов, да еще минимальный, если говорить о состоятельных должниках, это подарок судьбы. Они боятся, что алименты буду взыскивать в прежних процентах, но от их реального дохода. Вы их от этих страхов избавили, и напрасно: не будет никакого фиксированного размера алиментов, ни в 2024 году (как вы утверждаете), ни далее, и не надейтесь, господа неплательщики.

Да, в своей статье вы используете упоминания о «рассмотрении законопроекта», примерно третья часть статьи – описание того, какова нормативно-правовая регламентация сегодня (перечислены действующие законы). Но с чего вы начинаете статью? Ведь прочитав в самом начале, в подзаголовке, фазу «Новые правила по алиментам начали своё действие в 2024 году», любой решит, что это – уже действительно «правила». И это – через три месяца после того, как Госдума РФ отклонила соответствующий законопроект.

Уверяю вас, уважаемая Ирина, что не было у меня желания писать такое письмо. Никогда не позволил бы себе такое поведение, если бы не оказались наши статьи рядом, на ленте платформы Дзен. Другого выхода у меня нет. У вас тоже свой канал, вы должны меня понять. Но примите совет многоопытного юриста: с информацией, тем более, предназначенной для публичного распространения, надо быть осторожнее.

С уважением,

Евгений Постнов