Еще одна важная новость, которая окажет существенное влияние на российский бизнес, связанный с Китаем. Знаменитый китайский маркетплейс Alibaba прекратил обслуживать российских клиентов: теперь там невозможно провести оплату в рублях и/или настроить доставку в Россию. Даже по тем платежам, которые уже прошли, компания не будет отправлять товар, а деньги пообещала вернуть. При этом в развитие своей российской дочки - AliExpress компания Alibaba прекратила инвестировать еще в 2022 году.
Алибаба - всегда был излюбленный источник закупок для представителей малого бизнеса. И в 2024 году, в то время, когда крупный бизнес уже испытывал проблемы с платежами и искал обходные пути, мелкие предприниматели и компании до настоящего времени продолжали делать там закупки. Но недолго - уже спустя несколько месяцев и для них китайскую лавочку прикрыли.
Представители бизнеса жалуются, что на сайте Alibaba перестали принимать оплату с российских карт, также перестали принимать оплату в рублях даже со счетов и карт других стран (Казахстана, Армении и т.д.). Кроме того, при настройке доставки товара невозможно выбрать страну Россию.
Экономические эксперты, комментируя ситуацию для СМИ, сходятся во мнении, что все это тоже связано с опасением вторичных санкций, а попытки искать обходные пути приведут к сильному замедлению расчетов и поставок, а также их сильному удорожанию.
При этом крупному бизнесу искать обходные пути проще, чем мелкому, закупающемуся на Алибабе. Потому что сам этот маркетплейс предполагает лишь ограниченные варианты проведения оплаты и доставки, и ради России что-либо нового выдумывать, вероятно, не будет (тем более, он в этом случае будет рисковать попадением под вторичные санкции).
То есть, это российские предприниматели должны искать пути формирования заказов прежними способами но, например, через другие страны, другие валюты. Мелкому бизнесу, как вы понимаете, это может стать совершенно нерентабельно. Поэтому часть таких предпринимателей просто уйдет с рынка, а у оставшихся продукция очень заметно подорожает. Итог для конечного потребителя в России всегда будет один - рост цен.
Вот еще пару важных фактов, свидетельствующих о перспективах и динамике сотрудничества. В 2022 году Alibaba полностью прекратила инвестиции в развитие своей российской дочки Aliexpress, которая пока продолжает работу, но с сильным снижением оборотов. Так, в 2023 году прибыль Aliexpress снизилась в годовом выражении на 36% до 10 млрд рублей. При этом она является "виртуальной" - компания была вынуждена списать долги на 8,4 млрд другой дочерней китайской структуре. Валовая прибыль получена не от основной деятельности - говорится в отчетности компании.
"Появление прибыли связано с порядком ведения бухгалтерской отчетности по РСБУ и не является следствием улучшения бизнес-показателей", - комментируют финрезультат в консалтинговой компании.
Фактически, бизнес компании в России после 2022 года стал убыточным, и неизвестно, сколько он так просуществует.
При этом в 2021 году этот бизнес показывал более чем двухкратный рост и строил грандиозные планы на будущее.
Это данные из официального пресс-релиза: компания тогда планировала за год увеличить штат в Москве вдвое и создать дополнительные 6 тыс рабочих мест в обслуживающих структурах.
Но вместо этого просто полностью свернула инвестиции в российский бизнес и теперь показывает "отрицательный рост".
Как видите, из России постепенно уходят не только западные компании, но и китайские, ранее долгое время успешно работающие и развивающиеся. Недавно, например, ушла и компания Hikvision - крупнейший в мире производитель камер видеонаблюдения.
Ситуация с Alibaba и Aliexpress - еще один яркий пример "переориентации на Восток" и развития бизнеса с Китаем.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.