Найти в Дзене

Район Хамовники в Москве: от льняных парусов до тайных знаков и символов

В каждом городе есть районы, улицы или площади с необычными, странными и даже смешными названиями, и чем древнее и богаче история города, тем больше в нем таких мест. Немало их и в Москве с ее 877-летней историей – случается, что даже те, кто родился и вырос в этом городе, не знают, что означают те или иные названия на его карте. Еще больше порой изумляются «заковыристым» названиям гости столицы, но узнать, как они возникли, бывает непросто: их история может оказаться весьма запутанной, реальные факты могут перемешиваться с городскими легендами, и отличить одно от другого не всегда бывает просто.

Район Хамовники в Москве (фото из Википедии)
Район Хамовники в Москве (фото из Википедии)

Особенно «повезло» в этом плане району Хамовники, расположенному в самом центре столицы. У многих людей его название ассоциируется со словом «хам», и это часто становится предметом для несмешных шуток, обидных для его жителей. Между тем, имя этого района не имеет никакого отношения к хамам и грубиянам, а в его истории имеются намного более интересные, чем происхождение его названия, факты.

Слова «хам» и «хамовники» появились в русском языке намного раньше, чем названный им район – приблизительно в середине XIV века. Хамом называлась льняная ткань, а хамовниками, соответственно, мастера, которые ткали этот материал. Спрос на льняное полотно – как, впрочем, и на многое другое, от строительных материалов до украшений и игрушек – заметно вырос в России вскоре после окончания Смутного времени, к началу 20-х годов XVIIвека: жизнь начала налаживаться, и у людей появились средства на покупку разных вещей, в том числе тканей, одежды, скатертей и тому подобных изделий.

К тому времени в Москве уже существовало поселение ткачей под названием Тверская Константиновская слобода, где жили и работали мастера, переехавшие туда из деревни Константиновка, расположенной рядом с Тверью. После того, как в стране закончилась Смута, слобода начала расти – жившие в ней ткачи работали все больше, к ним приезжали из-под Твери новые мастера, и созданные ими льняные ткани и изделия из них вскоре уже продавались по всей столице. Слобода тоже стала известна всем москвичам, и ее переименовали в Хамовную, а кроме того, такое название стали давать ближайшим к ней городским объектам: появились 1-я, 2-я и 3-я Хамовнические улицы, Хамовнический переулок и Хамовническая же набережная.

Фрунзенская (в прошлом Хамовническая) набережная в Москве (фото из Википедии)
Фрунзенская (в прошлом Хамовническая) набережная в Москве (фото из Википедии)

Правда, до наших дней эти названия не дожили – улицы и набережная в ХХ веке были переименованы во Фрунзенские, а переулок стал улицей Льва Толстого. А вот название слободы, перешедшее впоследствии на ближайшие к ней жилые кварталы, так и осталось названием одного из московских районов – и напоминанием о том, что когда-то в этом месте создавались лучшие в стране льняные платья и рубашки, скатерти и полотенца, простыни и покрывала, а после прихода к власти Петра I и создания российского флота еще и паруса для кораблей.

Однако район Хамовники интересен не только своим названием. В нем находится несколько зданий, о которых и в этом районе, и во всей остальной Москве рассказывают любопытные легенды. Правда, есть ли в этих легендах зерно истины или они полностью вымышлены любителями тайн и загадок – вопрос спорный.

Два здания этого района связаны с творчеством писателя Михаила Булгакова. Одно из них поклонники его творчества считают прототипом дома, описанного в повести «Собачье сердце» - того, в котором жили профессор Преображенский и созданный им из собаки Полиграф Шариков. Но на самом деле дом профессора в этой книге – это «собирательный образ» двух жилых зданий, построенных в Хамовниках на рубеже XIX-XX веков. Вот только «повезло» войти в историю русской литературы только одному из них: о втором, как ни странно, знают только специалисты по творчеству Булгакова.

Дом № 24/1 на Пречистенке (фото из Википедии)
Дом № 24/1 на Пречистенке (фото из Википедии)

Первое здание, которым гордятся его жильцы и которое показывают туристам во время экскурсий по Хамовникам – это дом № 24/1 на улице Пречистенка. Его построил архитектор Семен Кулагин, создатель многих московских жилых домов, которые их жильцы и люди, проживающие по соседству, называли кулагинскими домами. А в книге «Собачье сердце» дом профессора Преображенского назван калабуховским, и сходство этих названий навело поклонников Михаила Булгакова на мысль, что он поселил главных героев своей повести именно в кулагинском доме. Кроме того, в здании на Пречистенке жили два дяди писателя, братья его матери Николай и Михаил Покровские, и Булгаков нередко бывал у них в гостях, а Николая литературоведы считают прототипом Преображенского, что тоже как будто бы указывает на то, что автор «Собачьего сердца» описывал в своей книге именно это строение.

Однако если внимательно прочитать все, что сказано в повести о доме профессора, оказывается, что он совсем не похож на кулагинское здание на Пречистенке. В этом здании не 12 квартир, как в доме Преображенского, а всего 8, в нем нет – и не было во времена Булгакова – большого холла с мраморным полом на первом этаже и стеклянных входных дверей, и в более мелких деталях оно тоже отличается от описанного в книге. Зато все перечисленное можно увидеть в другом доме, расположенном на этой же улице недалеко от кулагинского – это дом № 13, доходный дом Якова Рекка. В нем также жили знакомые Михаила Афанасьевича, он наверняка не раз бывал в нем и, по всей вероятности, посчитал именно его интерьеры подходящими для места действия своей повести. Тем не менее, дом Рекка не пользуется такой популярностью у поклонников Булгакова, как кулагинский дом, а большинство жителей других городов и других районов Москвы о нем даже не слышали.

Доходный дом Я.Рекка в Москве (фото из Википедии)
Доходный дом Я.Рекка в Москве (фото из Википедии)

Также в Хамовниках есть строение, широко известное по всему району и за его пределами из-за легенды, связанной с его владельцем и выставляющей этого человека в не очень привлекательном свете – хотя, вполне вероятно, что в этой легенде нет даже доли истины и она полностью является выдумкой. Речь идет о доме № 3/14 по улице Остоженке, более известном москвичам как «Дом под рюмкой» - его стали так называть еще в начале ХХ века, вскоре после того, как он был построен. Причиной этого стало архитектурное украшение на одном из углов его крыши в виде купола с круглым навершием, похожее по форме на большую перевернутую рюмку.

Именно из-за этой «рюмки» о хозяине дома, купце Якове Филатове, начали ходить не слишком лестные слухи о том, что он якобы очень любил выпить и незадолго до строительства этого нового здания едва не пропил все свое состояние и не разорился. Однако, как рассказывали передающие эти сплетни горожане, купец все-таки сумел бросить пить и восстановить утерянные капиталы – а потом, поручая архитектору Валентину Дубовскому построить для него доходный дом на Остоженке, попросил сделать на нем купол в виде перевернутой рюмки, которая символизировала бы его победу над пьянством.

Доходный дом Я.М. Филатова, он же "Дом под рюмкой" (фото из Википедии)
Доходный дом Я.М. Филатова, он же "Дом под рюмкой" (фото из Википедии)

Возможно, в этой легенде и была некоторая доля истины – богатый купец вполне мог и правда быть любителем горячительных напитков. Но вот о том, что он был зависим от алкоголя и чудом не пропил все деньги и имущество, никакой достоверной информации не сохранилось. Мало того, купол в форме рюмки или бокала был в те годы не таким уж редким архитектурным элементом: и Дубовский, и другие архитекторы время от времени украшали свои творения таким образом, и перевернутые рюмки можно было увидеть на крышах других зданий как в Москве, так и за ее пределами. Вряд ли владельцы всех таких домов были едва не спившимися, но завязавшими алкоголиками – более вероятно, что такие слухи о Якове Филатове запустил в народ кто-нибудь из его недоброжелателей, которых у богатого купца, уж наверное, было немало.

Можно не сомневаться, что если эти сплетни дошли до самого Филатова, он был от них далеко не в восторге. Но зато благодаря людям, распустившим такой слух, в столице родилась еще одна городская легенда, а его дом уже больше ста лет остается одной из московских достопримечательностей.

Человек вообще часто склонен видеть разные символы и знаки в самых простых и ничего не значащих в действительности вещах, и «Дом под рюмкой» оказался не единственным зданием в Хамовниках, которое стало «жертвой» любителей искать глубокий смысл в разных мелочах. На другом доме этого района столичные конспирологи обнаружили почти полный набор масонских символов, и о его бывшем владельце тоже распространились необычные слухи. Это дом № 11 в Гагаринском переулке, который был построен еще в первой четверти XIX века, после Отечественной войны 1812 года, но в конце позапрошлого века реконструирован новым владельцем, инженером и архитектором Николаем Фалеевым. После этой перестройки здание обзавелось несколькими архитектурными украшениями: скульптурами грифонов на крыше и рельефными изображениями разных инструментов над входом. Эти изображения и вызвали у знатоков разных тайных символов бурный интерес, не ослабевший и в наши дни.

 Дом № 11 в Гагаринском переулке (фото из Википедии)
Дом № 11 в Гагаринском переулке (фото из Википедии)

Дело в том, что над дверью своего дома Фалеев изобразил складывающиеся в замысловатый узор топор, лопату, циркуль и шахтерскую кирку, которые опутывает веревка или канат, на фоне треугольника – правда, без глаза внутри. Московские любители конспирологии, увидевшие этот узор, пришли в полный восторг: не так часто можно увидеть в одном месте столько масонских символов сразу! Так что вскоре после окончания реконструкции этого здания по столице поползли слухи о том, что его новые хозяева состоят в масонской ложе, и многие горожане, проходя по Гагаринскому переулку, бросали на 11-й дом любопытные и подозрительные взгляды. С тех пор мало что изменилось – дом Фалеева по-прежнему остается одной из достопримечательностей Хамовников, и специалисты по разным тайным знакам продолжают спорить о том, что мог означать вылепленный на его стене орнамент из инструментов.

Рельеф на доме Фалеева - масонское "комбо"? (фото с Яндекс.Карт)
Рельеф на доме Фалеева - масонское "комбо"? (фото с Яндекс.Карт)

Скептики считают, что в орнаменте нет никаких масонских знаков и что все изображенные там предметы – это просто-напросто символы профессий владельца дома, архитектора и инженера. Известно, что подобными рельефами или рисунками украшали свои жилища и другие представители этих профессий и что в XIX веке в Москве было еще несколько зданий с такими изображениями – только они, в отличие от дома Фалеева, не сохранились до нашего времени. Но любители тайн и загадок возражают на это, что если лопата и топор действительно используются при возведении домов, а циркуль – при их проектировании, то кирка является рабочим инструментом шахтера, а не инженера или зодчего, да и канат мало ассоциируется со строительством. Есть у них и возражения против аргумента о том, что в России существовали другие дома с похожими узорами: может быть, их хозяева тоже состояли в тайных ложах?

Так это или нет, но дом Фалеева с его орнаментом остается одним из самых загадочных зданий Хамовников – района с богатой историей, когда-то снабжавшего всю Москву прекрасными льняными тканями…

Татьяна Минасян