Думаю, что каждый российский гражданин прекрасно понимает о чём идёт речь. Это, конечно же не места на дорогах, где можно перекусить, отдохнуть и расслабиться. Под этим определением я подразумеваю места, где можно расстаться с некоторым количеством своих денежных средств, причём на вполне законных основаниях. «Ловушки», «Кормушки» их как угодно можно называть, представляют собой места дорог для движения автотранспорта, на которых водителю, чтобы не быть оштрафованным, необходимо отличное знание правил дорожного движения и предельная концентрация при управлении транспортным средством. Думаю, практически, каждый водитель со стажем вождения два года и более, знает не одно подобное место. Такие «кормушки» часто готовятся заранее; устанавливаются нужные знаки, делается соответствующая разметка, так что инспектору ГАИ нужно только припарковаться в удобном для наблюдения месте и ждать, когда «добыча» угодит в расставленную сеть. Во времена застоя ходил такой анекдот: «Приказ по отделению ГАИ: За отличное несение службы выдать лейтенанту Иванову А.А. дорожный знак «Ограничение скорости 30 км/час» сроком на три дня».
Сейчас, мало что изменилось. В нашем районе, например, одну из улиц, длинной около 400 метров обустроили следующим образом. Двустороннее движение. В одну сторону две полосы движения, одна из которых предназначена для общественного транспорта. В другую, одна единственная полоса для любого транспорта, в том числе и автобусов. Линии разграничения везде сплошные. В районе автобусной остановки «кармана» нет и машины, следующие за автобусом, вынуждены останавливаться и ожидать, пока не закончится посадка, высадка пассажиров. Так вот, не у всех хватает терпения ждать. К тому же многие думают, что существует правило: «Если перед тобой что-то стоит, это что-то нужно объехать». Конечно, такого правила нет, но логика событий неумолимо гонит водителей на встречку. А «карманы» для ГАИ, в отличие от углублений для остановки общественного транспорта на этой дороге предусмотрены. Штраф за выезд на встречную полосу предусматривает, в том числе, и лишение водительских прав, а это хороший козырь для инспекторов ГАИ.
Есть и другие, известные мне примеры такой организации дорожного движения, однако, не вижу смысла в их перечислении, поскольку, как я указал ранее, почти каждый водитель сталкивался с нечто подобным. Ничего особенного тут нет.
Вопрос в другом. А как к этому относиться? Как относиться к организации мест, где водителей, фактически провоцируют на нарушение правил дорожного движения. Я, несмотря на то, что сам в такие «ловушки» попадал, отношусь к этому явлению положительно. Будь моя воля, я бы существенно увеличил их количество. Почему?
Всё дело в том, что наряду со своей очевидной негативной ролью, на описании которой не вижу смысла останавливаться, «кормушки» одновременно играют роль учебных центров, где водители, за определённую плату могут улучшить свои знания в области ПДД. Взять хотя бы улицу, организацию движения на которой я описал выше. Да, сплошная разделительная полоса запрещающая обгон на протяжении 400 м. Да, стоящий на остановке автобус, объезд которого запрещён, в связи с наличием сплошной. Ну и не нужно никого объезжать и обгонять. Ведь 400 метров – это не такое уж большое расстояние на преодоление которого уйдёт масса времени. Ничего страшного, можно и потерпеть. Автобусная остановка, мягко говоря, тоже не самая многолюдная. Больше одного, двух пассажиров, ожидающих транспорт, здесь редко можно увидеть. Так, что много времени не потеряешь. Зато, перед водителями открывается прекрасная возможность за умеренную плату, для кого закрепить, а для кого и открыть для себя заново те пункты правил дорожного движения, на нарушение которых их провоцируют в данном месте. К тому же улица, с точки зрения интенсивности движения очень спокойная, заторов, практически, не бывает, поэтому, на мой взгляд, как нельзя лучше подходит для «учебных» целей. Конечно, я не призываю устраивать такие «учебные центры» в местах, где временами транспорт едет со скорость черепахи из-за большой интенсивности движения, или на скоростных магистралях. Там, такого рода обучение может быть не безопасно, да и средняя скорость движения замедлится. Ну а что касается тихих, спокойных улочек, тут сам бог велел.
А зачем такие «учебки» нужны? Ведь каждый водитель для того что бы получить права, проходит соответствующее обучение и сдаёт экзамен. Так-то оно так, но на деле вот, что получается. Приведу несколько примеров.
Никогда не замечали, каких правил придерживаются водители при езде во дворах, где нет ни знаков, ни разметки. Одно из правил: преимущество при проезде равнозначного перекрёста имеет транспортное средство, движущееся по прямой. Справа от вас помеха или слева здесь роли не играет. Попробуйте выехать где-нибудь в московском дворике на равнозначную дорогу повернув при этом направо. Ваш коллега слева, в лучшем случае, успеет затормозить, обложив вас при этом трёхэтажным матом. Ну а в худшем – готовитесь к ремонту, хорошо хоть за его счёт. Слава богу, в таких местах, скорости автомобилей не запредельные. Так что, скорее всего, обойдётся без госпитализации.
В районе Белой дачи при съезде с внешнего кольца МКАД перед дорожной развязкой в сторону торгового центра до недавнего времени складывалась следующая дорожная ситуация. На «Т» – образном перекрёстке, по верхней планке буквы «Т» было организовано одностороннее движение слева направо. Соответственно машины, следовавшие по стойке «Т» вверх, выезжая на пересечение дорог, имели преимущество, так как дорожные знаки отсутствовали и действовало правило помехи справа. Только вот этим преимуществом мало кому посчастливилось воспользоваться. В этом месте мне доводилось побывать не один раз, и ни разу я не был свидетелем того, что бы кто-то пропускал приближающийся к нему справа автомобиль. Водители готовы были идти на таран, лишь бы не дать «гаду» втиснуться перед ними. Один раз сам ехал по верхней планке буквы «Т», прекрасно зная, что должен уступить дорогу на перекрёстке. Подъезжаю к месту, притормаживаю, жестом приглашаю водителя справа встать передо мной, а он на меня смотрит, как на сумасшедшего. Ещё пару секунд и выскочит из машины с кулаками. Пришлось подчиниться несуществующему правилу преимущественного проезда перекрёстка транспортным средством двигающимся по прямой.
Другой пример. Перекрёсток. Движение налево и на разворот регулируется стрелкой. Слева, на примыкающей к перекрёстку дороге движение направо тоже по стрелке. Обе стрелки загораются одновременно, но первая, которая разрешает разворот, горит одновременно с зелёным сигналом светофора, вторая, которая на поворот, с красным. Соответственно, это означает, что автомобили, совершающие разворот на перекрёстке имеют преимущество. Несколько лет назад у меня возникала необходимость разворачиваться на этом перекрёстке чуть ли не каждый день, и сколько я не пытался воспользоваться своим преимущественным правом проезда, у меня так ни разу это не получилось. На нём действовало правило: транспортное средство совершающее поворот должно беспрекословно пропускаться теми, кто совершает разворот, несмотря на сигналы светофора. Только вот я никак не могу понять, почему автоподставщики не пользуются такими перекрёстками? Ведь милое дело, выбрал любой автомобиль из тех, кто тебя не пропускает, и врезайся в него. Он, по любому, будет являться виновником аварии.
Тула. Центр. День города. Парковки во многих местах запрещены в связи с праздничными мероприятиями. Полиция ведёт себя очень корректно, не штрафует, а лишь вежливо просит владельцев неправильно припарковавшихся машин переставить автомобиль на другое место. Наблюдаю такую картину. Делегация, состоящая из четырёх водителей, подходит к представителю полиции и спрашивает: «А что обозначает стрелка, находящаяся под знаком «Остановка запрещена». Речь шла о табличке указывающей направление действия знака. Вопрос. Как эти товарищи умудрились в своё время сдать экзамен ПДД при получении прав? Ведь в каждом экзаменационном билете есть вопрос, где присутствуют такие указатели. Купили права? Дали взятку при сдаче экзамена? Забыли?
А теперь, возвращаясь к вопросу о пользе «дорожных кормушек». Поездив по улицам, где организованы, описанные мной выше «платные курсы по изучению ПДД», многие водители смогут резко повысить свои знания в области дорожного движения. Даже если водитель лично не будет привлечён к ответственности за нарушение правил, он наверняка заметит своих менее удачливых коллег, чьи автомобили были остановлены полицией, что может заставить его призадуматься, повторить ПДД и, в дальнейшем, относиться более внимательно к окружающей дорожной обстановке. Так, что я только за подобные мероприятия!