Ежегодно 1 июня отмечается Международный день защиты детей. Праздник, призванный привлечь внимание людей к проблемам детей и защите их прав, также напоминает нам и о самом детстве — жизненном этапе, во время которого закладываются ключевые знания о мире и основах полноценной жизни в обществе. Последние годы всё более важным становится вопрос экологического просвещения, в том числе бережного отношения к лесу и окружающей среде. Поэтому сегодня, в первых числах лета, мы хотим поговорить о школьных лесничествах — объединениях, где каждый ребенок может научиться проявлять заботу о лесе и его обитателях и принять участие в различных экологических мероприятиях.
Что такое школьные лесничества
Школьные лесничества ведут свою историю с 1949 года. В это время в Брянской области появляется школьный отряд под названием “Лесной патруль”. Ученики вместе с лесничими ухаживают за лесом, мастерят скворечники и ходят в походы. Ученые из Брянского лесохозяйственного института делятся с ребятами правилами выращивания деревьев. Спустя 10 лет школьные лесничества распространяются по всей стране.
Сегодня под школьным лесничеством понимают общественное эколого-образовательное объединение учеников, созданное при участии педагогов из школы или центра дополнительного образования школьников и лесников из организации лесного хозяйства. Члены таких объединений занимаются лесохозяйственной, эколого-просветительской и исследовательской деятельностью. Такая форма работы с подрастающим поколением может служить дополнительным образованием или профессиональной ориентацией детей.
По данным на 1 апреля 2024 года, в России создано 1917 школьных лесничеств, в которых состоят более 41,5 тысячи участников. Например, Центральный федеральный округ насчитывает 548 таких объединений, Приволжский ФО — 480, а Сибирский ФО — 242. Эти округа — лидеры по количеству школьных лесничеств. Ознакомиться с адресами лесничеств и, возможно, найти единомышленников своему ребенку можно здесь. Как правило, новых участников принимают в начале учебного года.
Чем занимаются юные лесники
Члены школьных лесничеств получают как теоретические, так и практические навыки. Они изучают лесоводство, экологию и биологию леса, деятельность по защите лесов от болезней и вредителей, а также проводят исследовательские проекты, посвященные изучению лесной флоры и фауны, экологии лесов и охране природы. Ежегодно число проектов достигает примерно 3 тысяч. Ребята создают пришкольные питомники и экологические тропы, принимают участие в уборке мусора и лесоохранных акциях, в том числе противопожарных, устанавливают скворечники и заботятся о лесных обитателях зимой, а также они посещают особо охраняемые природные территории.
Под руководством своих наставников подростки участвуют в восстановлении лесов: занимаются выращиванием посадочного материала в школьных питомниках, сбором семян лесных и декоративных растений (ежегодно собирается 16 тонн семян и шишек), лесоразведением и уходом за посадками. А во время популярных массовых акций по посадке деревьев школьники из лесничеств выступают в роли инструкторов, помогая участникам акций в освоении методов посадки и соблюдении технологии. Так, в том числе при помощи школьных лесничеств, во время ежегодных акций “Сад Памяти” и “Сохраним лес” высаживается более 1 тысячи га новых деревьев.
Ребята могут принимать участие в мероприятиях не только своего региона, но и всей страны. Один раз в два года проходит Всероссийский съезд школьных лесничеств, где лучшие юные лесоводы обмениваются опытом и знаниями о лесе. Ежегодно проводится Всероссийский юниорский лесной конкурс “Подрост”, на котором учащиеся представляют свои исследовательские работы. Для победителей и призеров предусмотрена возможность получения дополнительных баллов при поступлении в вузы. А детский центр “Орленок” ежегодно проводит для активистов профильную летнюю смену “Лесной подрост”, где ребята узнают о лесных профессиях, получают практические навыки охраны и защиты лесов, работают над экологическими проектами.
Важной задачей школьных лесничеств является формирование мотивации молодежи к овладению профессиями, связанными с лесом: развитием лесной науки, работой в лесничествах и лесных ведомствах. Поэтому в будущем некоторые из ребят становятся специалистами лесного дела.
Как создать школьное лесничество
Школьные лесничества, как мы упомянули выше, могут быть организованы на базе школ и центров дополнительного образования школьников. Для создания школьного лесничества образовательное учреждение заключает соглашение с региональной лесохозяйственной организацией, которое будет вести практические уроки по лесному хозяйству; утверждает образовательную программу, информирует регионального координатора о создании школьного лесничества. Все типовые документы по организации деятельности школьного лесничества можно найти здесь.
Вся работа школьных лесничеств направлена на то, чтобы воспитать у подростков бережное отношение к природе и углубить их знания в области лесного хозяйства и экологии. Здесь ребята осваивают навыки по уходу за лесом, восстановлению лесов, усилению защитных и использованию оздоровительных функций лесов. Участники школьных лесничеств учатся сами и учат других беречь природу.
👇 Подписывайтесь на наш канал и тогда вы будете в курсе последних эконовостей в России и мире.
❓ Оставляйте свои вопросы в комментариях, с удовольствием на них ответим!