Найти тему
Рослесинфорг

Школьные лесничества

Оглавление
Школьные лесничества
Школьные лесничества

Ежегодно 1 июня отмечается Международный день защиты детей. Праздник, призванный привлечь внимание людей к проблемам детей и защите их прав, также напоминает нам и о самом детстве — жизненном этапе, во время которого закладываются ключевые знания о мире и основах полноценной жизни в обществе. Последние годы всё более важным становится вопрос экологического просвещения, в том числе бережного отношения к лесу и окружающей среде. Поэтому сегодня, в первых числах лета, мы хотим поговорить о школьных лесничествах — объединениях, где каждый ребенок может научиться проявлять заботу о лесе и его обитателях и принять участие в различных экологических мероприятиях.

Что такое школьные лесничества

Школьные лесничества ведут свою историю с 1949 года. В это время в Брянской области появляется школьный отряд под названием “Лесной патруль”. Ученики вместе с лесничими ухаживают за лесом, мастерят скворечники и ходят в походы. Ученые из Брянского лесохозяйственного института делятся с ребятами правилами выращивания деревьев. Спустя 10 лет школьные лесничества распространяются по всей стране.

День защиты детей учредили тоже в 1949 году, но впервые отметили в 1950 году.
День защиты детей учредили тоже в 1949 году, но впервые отметили в 1950 году.

Сегодня под школьным лесничеством понимают общественное эколого-образовательное объединение учеников, созданное при участии педагогов из школы или центра дополнительного образования школьников и лесников из организации лесного хозяйства. Члены таких объединений занимаются лесохозяйственной, эколого-просветительской и исследовательской деятельностью. Такая форма работы с подрастающим поколением может служить дополнительным образованием или профессиональной ориентацией детей.

По данным на 1 апреля 2024 года, в России создано 1917 школьных лесничеств, в которых состоят более 41,5 тысячи участников. Например, Центральный федеральный округ насчитывает 548 таких объединений, Приволжский ФО — 480, а Сибирский ФО — 242. Эти округа — лидеры по количеству школьных лесничеств. Ознакомиться с адресами лесничеств и, возможно, найти единомышленников своему ребенку можно здесь. Как правило, новых участников принимают в начале учебного года.

Чем занимаются юные лесники

Члены школьных лесничеств получают как теоретические, так и практические навыки. Они изучают лесоводство, экологию и биологию леса, деятельность по защите лесов от болезней и вредителей, а также проводят исследовательские проекты, посвященные изучению лесной флоры и фауны, экологии лесов и охране природы. Ежегодно число проектов достигает примерно 3 тысяч. Ребята создают пришкольные питомники и экологические тропы, принимают участие в уборке мусора и лесоохранных акциях, в том числе противопожарных, устанавливают скворечники и заботятся о лесных обитателях зимой, а также они посещают особо охраняемые природные территории.

Школьные лесничества ежегодно изготавливают более 22 тысяч кормушек для птиц.
Школьные лесничества ежегодно изготавливают более 22 тысяч кормушек для птиц.

Под руководством своих наставников подростки участвуют в восстановлении лесов: занимаются выращиванием посадочного материала в школьных питомниках, сбором семян лесных и декоративных растений (ежегодно собирается 16 тонн семян и шишек), лесоразведением и уходом за посадками. А во время популярных массовых акций по посадке деревьев школьники из лесничеств выступают в роли инструкторов, помогая участникам акций в освоении методов посадки и соблюдении технологии. Так, в том числе при помощи школьных лесничеств, во время ежегодных акций “Сад Памяти” и “Сохраним лес” высаживается более 1 тысячи га новых деревьев.

Ребята могут принимать участие в мероприятиях не только своего региона, но и всей страны. Один раз в два года проходит Всероссийский съезд школьных лесничеств, где лучшие юные лесоводы обмениваются опытом и знаниями о лесе. Ежегодно проводится Всероссийский юниорский лесной конкурс “Подрост”, на котором учащиеся представляют свои исследовательские работы. Для победителей и призеров предусмотрена возможность получения дополнительных баллов при поступлении в вузы. А детский центр “Орленок” ежегодно проводит для активистов профильную летнюю смену “Лесной подрост”, где ребята узнают о лесных профессиях, получают практические навыки охраны и защиты лесов, работают над экологическими проектами.

Юные лесники очищают от мусора около 5 тысяч га лесов в год.
Юные лесники очищают от мусора около 5 тысяч га лесов в год.

Важной задачей школьных лесничеств является формирование мотивации молодежи к овладению профессиями, связанными с лесом: развитием лесной науки, работой в лесничествах и лесных ведомствах. Поэтому в будущем некоторые из ребят становятся специалистами лесного дела.

Как создать школьное лесничество

Школьные лесничества, как мы упомянули выше, могут быть организованы на базе школ и центров дополнительного образования школьников. Для создания школьного лесничества образовательное учреждение заключает соглашение с региональной лесохозяйственной организацией, которое будет вести практические уроки по лесному хозяйству; утверждает образовательную программу, информирует регионального координатора о создании школьного лесничества. Все типовые документы по организации деятельности школьного лесничества можно найти здесь.

Вся работа школьных лесничеств направлена на то, чтобы воспитать у подростков бережное отношение к природе и углубить их знания в области лесного хозяйства и экологии. Здесь ребята осваивают навыки по уходу за лесом, восстановлению лесов, усилению защитных и использованию оздоровительных функций лесов. Участники школьных лесничеств учатся сами и учат других беречь природу.

👇 Подписывайтесь на наш канал и тогда вы будете в курсе последних эконовостей в России и мире.

❓ Оставляйте свои вопросы в комментариях, с удовольствием на них ответим!