Впервые за много лет в дальневосточной столице открылась выставка каллиграфии. Она была задумана еще до пандемии и стала возможна только сейчас, когда снова налаживаются культурные контакты с Китаем. Свитки иероглифов и картины тушью представлены в музейно-выставочном комплексе Владивостокского государственного университета.
Нам повезло — в выставочном пространстве, где весь день курсируют студенты и преподаватели, оказался неслучайный зритель. Приехал издалека, в дождь — специально, чтоб посмотреть «живую каллиграфию». Это не перепечатано из интернета, объясняет он непосвященным. Сергей Бондаренко сам пишет тушью, имеет учеников и понимает, что значит рука мастера.
- Казалось бы — ну что такого? А вот сделайте это ровно, сделайте это гармонично относительно всех иероглифов.
Сергей Бондаренко, зритель:
"Вот особенно именно эта работа лично мне очень импонирует... Если мы присмотримся к иероглифам, мы видим, где тушь заходила, где выходила. Небольшие даже недочеты — они прекрасны! Как говорится, есть наслаждение изъяном. Вы знаете, есть хорошая поговорка: все, что от бога — имеет изъяны, у дьявола — изъянов нет. Но нет и души!"
Душа сокрыта в каждом из экспонатов этой выставки. Ее и назвали - «Пейзажи сердца». Здесь зашифрованы афоризмы, стихи, новогодние пожелания. Свитки иероглифов и картины тушью привезли из Китая этой весной. Их авторы — группа художников во главе с мастером Ли Ехуа. На вернисаже он рассказал о китайской каллиграфии, самой древней из существующих, и провел мастер-класс для всех желающих.
Надежда Сухарева, директор Музейно-выставочного комплекса Владивостокского государственного университета:
"Это произведение написано рукою легкою, воздушною. Каждый иероглиф прописан и следует определенному ритму. Каллиграфический свиток — это не только некое количество знаков, но и энергетический поток, который растворен в этом произведении".
На выставке можно увидеть четыре сокровища каллиграфа — кисти, рисовую бумагу, тушь и чернильный камень, на котором растирают брусок туши с небольшим количеством воды. А брусок этот — не что иное, как смесь сажи и смолы. Оттенки чернил особенно важны в традиционной живописи «гохуа».
Надежда Сухарева, директор Музейно-выставочного комплекса Владивостокского государственного университета:
"И следует заметить удивительное свойство традиционной китайской живописи: она пишется практически в один сеанс — то есть нет никакого предварительно нанесенного эскиза. И мастер пишет свиток, двигая бумагу и выстраивая целостное произведение на этом полотне".
Выставка «Пейзажи сердца» находится в открытом выставочном пространстве Владивостокского госуниверситета. Здесь рады каждому зрителю, вход свободный. И это еще один шаг к знакомству с богатой культурой Китая.
Сергей Бондаренко, зритель: "...Разбирая многие иероглифы с учениками, мы приходим к выводу, что они показывают человека, солнце — то есть до нас дошли обозначения мира вокруг нас через иероглифы!"
Оксана Данилюк, Данил Костин, «Вести. Приморье»