Все люди моего возраста и, возможно, чуть моложе или старше, помнят фильм "Дорогая Елена Сергеевна" - советскую драму, снятую режиссёром Эльдаром Рязановым по пьесе Людмилы Разумовской, написанной ею в 1981 году. Фильм рассказывает о подростках, которые затеяли жестокую и циничную игру со своей учительницей. Снят фильм творческим объединением «Ритм» киностудии «Мосфильм» за 22 дня - с сентября по октябрь 1987 года. В прокат картина вышла в 1988 году. Напомню сюжет: трое выпускников плохо написали экзаменационную контрольную по математике - теперь ни один из них не добьётся своей цели: кто-то не поступит в выбранный вуз, не добрав баллов аттестата, а кто-то и банально не получит аттестат, пока не пересдаст. У Володи - умного мажора, который, кстати, справился с контрольной, но захотел помочь товарищам, созрел план: прийти к учительнице математики, уговорить её дать им ключ от учительской, где лежат контрольные, и, пока никто не знает о результатах, тихонько заменить их на уже готовые и решённые работы. Предлог для посещения учительницы они выбрали самый безобидный - поздравить Елену Сергеевну с Днём рождения. И вот Витя, Паша, Володя и Ляля (Оля) приходят к Елене Сергеевне. Витя дарит учительнице дорогой тогда подарок - фужеры из богемского стекла. Володя обещает определить тяжело больную маму Елены Сергеевны в дорогую клинику. Но когда они предлагают учительнице сделку, принципиальная и честная Елена Сергеевна отказывается, говоря, что лучше умрёт, чем пойдёт на подлог. Тогда выпускники, уже под действием выпитого в честь Дня рождения шампанского, начинают обыскивать квартиру и саму Елену Сергеевну в поисках ключа. Они открывают шкафы, вываливают на пол их содержимое, включают громкую музыку и обрезают шнур телефона. Оля спустя время понимает, что всё зашло уже слишком далеко, успокаивает Елену Сергеевну и призывает ребят прекратить свои действия и покинуть квартиру. В принципе, трое "пострадавших" от принципиальности Елены Сергеевны и готовы были бы уйти, но у Володи уже возник спортивный интерес - он уже не ради друзей, а ради самого себя вступает в поединок с учительницей, идя на самые грязные методы. Отправив Витю, парня Ляли, на чердак, он делает вид, что собирается изнасиловать девушку. Тогда учительница швыряет им ключ, но они почему-то его так и не берут. Елена Сергеевна запирается в ванной, Володя сразу теряет интерес к происходящему, ссорится с ребятами и уходит, советуя остающимся всё же воспользоваться ключом. Возможно, он чувствует себя победителем, ведь ему удалось добиться своего, а от последствий происшедшего его отмажут влиятельные родители. Финал фильма открыт: Ляля не может достучаться до Елены Сергеевны, и мы не знаем, что с ней: сердечный приступ и внезапная смерть, самоубийство или просто способ остаться в одиночестве, не видеть хотя бы на время свою разгромленную квартиру? Вероятно, теперь виновников происшедшего ждут не аттестаты, а судебные разбирательства.
До фильма я смотрела спектакль в Хабаровском ТЮЗе, поставленный по только что написанной тогда пьесе - в 1981 или в 1982 году. Я сама была тогда десятиклассницей, и уверяю, что ни одному моему однокласснику и в голову не пришло бы так поступить. Более того: мы уважали своих учителей, они и правда были дорогими для нас. С некоторыми из них я до сих пор поддерживаю связь, и не только я... Спектакль меня глубоко потряс, хотя, по сравнению с версией Рязанова, он был не настолько жёстким: в спектакле дети издевались над учительницей под "Давайте говорить друг другу комплименты", а не под "Арию" и прочее. Актёры играли хуже, чем в фильме, да и тема мне казалась неактуальной. Мне кажется, что в начале восьмидесятых такой ситуации просто не могло быть, автор её придумала и в чём-то опередила время. А Рязанов, сняв фильм, попал в точку: картина стала своевременной и современной именно в момент выхода фильма на экраны, так как именно в конце восьмидесятых наметилась резкая трещина во взаимоотношениях поколений, и это озвучила Ляля в разговоре с Еленой Сергеевной: "Вы ведь не живёте, а выживаете, а мы будем бороться за то, чтобы жить лучше". Близился развал СССР, трещали по швам идеалы, на которых десятилетиями пытались воспитывать детей. По сути это фильм о войне мировоззрений и жизненных позиций, когда слова порядочность и социальное благополучие становятся контекстными антонимами времени, они просто несовместимы. Основной конфликт, конечно, между Володей и Еленой Сергеевной, остальные просто попадают под влияние своего друга и делают всё по его плану.
Но, в принципе, я начала писать об этом фильме не для того, чтобы анализировать сюжет. Воспоминания о нём навеяли сегодняшний ОГЭ по русскому языку, а также ЕГЭ по этому же предмету, сданный выпускниками 11 класса 28 мая. С какой стати? Я точно знаю, что мои ученики никогда не придут ко мне с подобной целью, более того - они, я надеюсь, все, в меру своих сил ( и заготовленных шпаргалок, вытащенных и просмотренных в нужное время в туалете, куда не проникает ещё всевидящее око видеокамеры), сдали экзамен и вполне будут довольны результатом. В конце первой части, в которой я сочла нужным вспомнить содержание фильма, мне хотелось бы ( пока, перед высказыванием основных мыслей этого опуса) спросить: а что - могло ли подобное случиться, допустим, в год написания пьесы или даже в семидесятые? Слышал кто-нибудь о таком тогда? Лично я - нет. А вы?
Далее ( во второй части) я расскажу, что думаю о Елене Сергеевне и о том, почему я в принципе заинтересовалась вопросом: какой была бы сейчас "дорогая Елена Сергеевна"? Сейчас, когда в школах происходит полный бардак, а экзамен - средство отмывания денег для огромного аппарата бесполезных функционеров от образования? Благодарю всех читателей, ежели таковые случатся. Всем добра.
Ссылка на фильм "Дорогая Елена Сергеевна".