Найти тему

Буддийское прошлое Термеза ч.2

После смерти Александра и распада его великой империи Бактрия вошла в состав державы Селевкидов. Здесь правили потомки македонского полководца Селевка I и самаркандской принцессы Аламы и из одной из лучших персидских провинций Бактрия сделалась одной из лучших провинций греческих. Но селевкидам не суждено было долго удерживать Бактрию.

В середине III в. до н.э., возникло Греко-Бактрийское царство. Его столица Бактры,ныне известная как Балх на территории Афганистана. Оно просуществовало до 125 года. Затем полчища диких массагетов всё-таки пришли и растоптали греков - в Бактрии укоренился среднеазиатский народ, известный китайцам как юэчжи, а персам как тохары. И как Согдиана семью веками позже превратилась в Маверанахр, так и Бактрия с рубежа двух эр известна как Тохаристан. Но это был не конец цивилизации,а совсем наоборот... Из Тохаристана выросла империя Великих Кушан, своим масштабом достойная Римской империи. При кушанском царе Канишке - в 100-144 годах нашей эры- это одно из величайших государств античного мира, занимавшее значительную часть Средней Азии, включая Ферганскую долину и Восточный Туркестан, всю Северную Индию, а так же территории современного Афганистана и Пакистана. Через Кушаны проходил Великий Шелковый путь. Вследствие этого империя быстро расцветала и богатела. Кушанская империя стала тем перекрёстком культуры и торговли на древнем Шёлковом пути, который сплетал воедино Восток и Запад.

Кушанское царство было веротерпимым. В нем сосуществовали греческий культ Олимпийских богов, буддизм, индуизм и зороастризм. Так греческая культура распространилась в Бактрии, в Согдиане доминировал зороастризм, в нынешнем Афганистане и Пакистане - буддизм. Постепенно Кушанское царство стало преимущественно буддистским, возник такой феномен, как греко-буддизм. Кушанский император Канишка прославился как покровитель буддизма. Именно в кушанской столице, городе Пешавар, прошел Четвертый буддистский собор, закрепивший разделение Махаяны и Хинаяны.

-2

Хинаяна (Малая Колесница) является сугубо монашеской формой буддизма. Строго говоря, в рамках этой традиции только монахи и могут считаться буддистами в собственном смысле этого слова. Только монахи могут реализовать цель буддизма — обретение покоя нирваны. Буддисты, принимающие обеты и вступающие в монашескую жизнь живут группами и соблюдают строгую монашескую дисциплину в соответствии с набором четко определенных и систематизированных правил.

Согласно Махаяне (Великая Колесница), просветлённого состояния Будды может достичь каждый, если выберет правильный путь. Махаяна – это абсолютное стремление к добру. Она учит буддиста изучать наследие Будды, медитировать и совершать добрые дела для других и признаёт божественную сущность Будды. Реформа Четвертого буддистского собора, превратила учение Будды из привилегии ученых- философов и аскетов-монахов в религию, понятную и доступную простому народу.Именно в форме Махаяны буддизм стал мировой религией.

Встреча двух монахов
Встреча двух монахов

При Канишке именно в Кушанской империи зародились буддийская скульптура и живопись. До II века нашей эры никто не создавал изображений Будды Шакьямуни, а тем более других Будд или Бодхисаттв — ни в камне, ни на холсте. Будду представляли только в виде символов — например, колеса Дхармы или отпечатков ступней, или пустого трона.

Именно греки создали классический образ Будды- спокойного человека в тунике с вечно юным лицом и курчавыми волосами. Под влиянием позднего эллинизма первые в истории каменные Будды выглядели, как Аполлоны.

-4

Индийцы же, продолжив традицию представлять Будду в скульптуре в его человеческом облике, стали усаживать Будду в позу лотоса.

Сидящий Будда. Индийский скульптор уходит от традиций гиперреализма, убирая излишние приметы мужественности Будды и делая его почти бесполым на вид, что подчёркивает его отрешённость от земных страстей.
Сидящий Будда. Индийский скульптор уходит от традиций гиперреализма, убирая излишние приметы мужественности Будды и делая его почти бесполым на вид, что подчёркивает его отрешённость от земных страстей.

И всё это зародилось не в джунглях Индокитая и не в холодных обителях Тибета, а в солнечных греко-бактрийских городах, строившихся по эллинистическим канонам.

Участие в развитии буддизма не полностью удовлетворило самолюбие Канишки. Император пустил в оборот легенду про самого себя. Она гласила, что однажды Будда с монахами увидели мальчика, который лепил одна на другую горсти глины, так что получалось строение, очертаниями напоминающее ступу. Будда указал на мальчика и произнес: «Через много столетий этот ребенок станет великим императором и на этом самом месте возведет великую ступу». Канишка затеял строительство ступы, самой высокой в буддийском мире — в наших единицах измерения ее высота превышала бы 200 метров! Еще при жизни кушанский царь увидел плод своих усилий. Недалеко от современного города Пешавар (Пакистан) выросла грандиозная ступа, окруженная множеством маленьких ступ. Внутри главной святыни в золотом контейнере содержались реликвии, из которых самыми драгоценными были остатки костей Будды Шакьямуни.

Возможно ступа Канишки выглядела так...
Возможно ступа Канишки выглядела так...

К сожалению, сейчас от ступы Канишки остались только руины.

Ну,а мы вернемся в Термез,который в 1-2в.н.э. оставался городом Кушанского царства и при Канишке стал северным остриём буддийского мира. Нужно сказать,что сам Термез был основан еще правителем греко-бактрийского государства Деметрием на месте небольшого поселения на берегу Окса. Поселение он назвал Деметрисом. Впоследствии Деметрис трансформировался в Термез. По другой версии, название «Термез» переводится с древнеиранского как «место прохода»-Тармита. В древние времена здесь была переправа через некогда могучую реку Амударья. Здесь проходил широченный коридор Шелкового Пути, по которому шли не только торговые караваны,но и странствующие буддийские монахи. В течение нескольких веков Термез был одним из главных центров буддизма в Центральной Азии, о чем свидетельствуют целый ряд уникальных культовых памятников, сохранившихся до наших дней в Сурхандарьинской области Узбекистана, вблизи Термеза. Некогда посетивший Тармиту (Термез) паломник Сюан Цзан насчитал в округе двенадцать монастырей, в которых проживало не меньше тысячи монахов. Описанная им исполинская ступа, в последствии получившая название Зурмала, до сих пор высится на выезде из современного Термеза. Ступа была первой буддийской структурой, найденной на территории Центральной Азии.

-7

Ее принадлежность к буддийским культовым сооружениям, была определена еще в 1927 году участником научной экспедиции Музея восточных культур А. Стрелковым. Раскопки в начале 1960-х годах, проводимые Г.А. Пугаченковой, выявили платформу ступы, позволили уточнить её датировку (кушанское время), а также реконструировать общую высоту сооружения. Для ее возведения использовалось просто колоссальное даже по современным меркам количество строительных материалов – более 1,2 млн кирпичей.

-8

Ступа выступала хранилищем для реликвий. В первые годы после смерти Будды ступы были своеобразными божьими домами, где в ящик кубической формы укладывали прядь волос с его головы, лоскут его одежды, часть его мощей. Этот ящик-реликварий ставился на вершину ступы, над ним ставили Благой Зонтик, который в иносказательном смысле защищает от невзгод и страданий.

-9

Первоначально она имела форму колокола, 16 метров в высоту и 15 в диаметре, и стояла на каменном основании 22 x 11 метров. Считается, что когда-то она была богато украшена орнаментом, а её фасад был красного цвета. Буддийская ступа со временем превратилась почти в бесформенный глиняный курган, в котором едва можно распознать ритуальное буддийское сооружение.

А мы едем на развалины буддийского монастыря Каратепа.

-10

Буддийский культовый комплекс Каратепа переводится как «чёрный холм» и расположен на трех холмах. Первым, кто обследовал эту местность, был историк А. С. Стрелков, который в 1928 году осмотрел три пещеры и высказал предположение, что это остатки буддийского пещерного монастыря. В 1977г. работы были продолжены экспедицией под руководством Б. Я. Ставиского. Некоторые помещения были высечены в виде пещер. Здесь проживали монахи-буддисты из Кашмира, а спустя века пещеры использовались в качестве мест для захоронений суфийских дервишей.

-11
-12

Потребовалось три сезона, чтобы расчистить несколько пещер и квадратный двор. По его периметру лежали каменные базы колонн, круглые, на квадратных основаниях. Во дворе археологи обнаружили обломки статуй.

-13

Особенно примечательная находка, сделанная на Каратепа - фрагмент стенной росписи «Будда и монахи». Роспись упала когда-то со стены, а сверху обрушились глина, щебень, песок, но она не разлетелась на тысячу кусков, а только пошла трещинами, пролежав под тяжестью завала семнадцать или восемнадцать столетий.

-14

Пещерных и наземных сооружений Каратепа много – здесь не один храм или монастырь, а целый буддийский комплекс.

-15
-16

Мы уезжаем с Каратепа,впереди нас ждет еще один буддийский монастырь-Фаяз-тепа.

-17

Комплекс Фаяз-тепа был открыт в 1963 году археологом Л.И. Альбаумом. Раскопки велись на протяжении нескольких лет. Директор краеведческого музея в Термезе, Р. Фаязов, оказал огромную поддержку археологам. В честь Р. Фаязова и был назван обнаруженный комплекс. Храм, монастырь и хозяйственные постройки с трапезной-всего 19 помещений.

-18
-19

Среди самых известных находок Фаязтепа – различные изображения Будды.

-20

Одна из знаменитых археологических находок - изящная статуя Будды с двумя монахами (Триада), найденная также на раскопках Фаяз-тепа, выставлена в музее истории Узбекистана в Ташкенте.

-21

Справа над храмом возвышается небольшая ступа с идеально круглым куполом и крестообразным фундаментом, внутри которой спрятана ступа симметричная ей, но меньшая по размерам – всего 2,8 метров в диаметре.

-22

На Фаязтепа существовал водопровод - вода подавалась в храм по акведуку длиной 2,5 км.

В раскопках, наряду с узбекистанскими учеными, принимал участие и японский археолог - профессор Като Кюдзо, который награжден орденом «Дустлик». В Узбекистан профессор университета Сока приехал,когда ему было почти 70 лет, Все свое время он посвящал раскопкам и изучению буддийских древностей. Он говорил: "Если прав Сюань-Цзань, который видел 10 храмов, то должны быть и еще. Надо только искать их. И я буду до конца жизни их искать вместе с узбекскими учеными". Он остался верен своим словам и умер в 2016г. в Термезе. Ему было 94 года.

-23

После выполнения реставрационных работ, проведённых в течении 2004 – 2006 годов, комплекс Фаязтепа превратился в музей под открытым небом.

В IV веке на землю Бактрии вступили войска новых завоевателей - иранских царей из династии Сасанидов. Значительная часть буддийских храмов была разрушена и превратилась в глиняные холмы. В этот период многие пещеры использовались под усыпальницы и входы в них закладывались кирпичами. В VII веке через Амударью переправились арабы под зеленым знаменем Ислама. Но это уже совсем другая история.