- Саш, ну теперь давай думать, почему Денис ушёл-то, и почему ты уверена, что насовсем. Он же как-то должен был озвучить причину своего ухода? Ну не может же быть такого, чтоб всё было хорошо-хорошо, он тебя горячо поцеловал, и тут же в сторону сплюнул и сказал: "Всё, Сашка, а теперь я ухожу навсегда!" Что-то же этому предшествовать должно? Он же как-то объяснил причину своего ухода?
Для непосвященных: у меня два приемных ребенка. Уже взрослых. Опекунство у нас прекратилось, а отношения - нет. Старший, Макс, уже совсем вырос. Ему уже 28 лет, он полностью самостоятельный и давно живет отдельно, уже в Петербурге. Женился вот уже. Сейчас живем с девочкой Сашей ровно 19-ти лет от роду. Сейчас уже у нас с Саней все хорошо. Даже не верится, что спустя семь лет у меня вот такая дочь получилась. Начиналось у нас все настолько трудно, что даже приходили мысли от Сашки отказаться. Макс пришел ко мне в 8 лет, Саня - в 12. Если интересно, как живут семьи с приемными детьми - милости прошу в начало канала. А теперь канал будет про то, как мы живём после того, как опекунство закончилось.
И ещё: на этом канале комментарии читать ОБЯЗАТЕЛЬНО! Они часто интереснее и полезнее самой статьи.
Да, Сашка если не всё свое горе бездонное, то половину расплескала, пока гоняла с Антохой по пустырю. С Санькой уже вполне можно разговаривать.
- Да, сказал. Денис сказал, что ему всё это надоело, что он так уже больше не может, и что я обещаю каждый раз измениться, а сама не изменяюсь. Он меня любит, но когда я изменюсь и больше так делать не буду, то он вернётся!
- Ну, уже легче. Забрезжил свет в конце тоннеля. В чём ты обещаешь измениться, но не меняешься? Что Денису в тебе так принципиально не нравится?
- Ну, Денис говорит, что я не учусь и не работаю, а просто целыми днями дома сижу. И у меня никаких интересов по жизни нет. А он и учится, и работает, и друзья у него еще есть, с которыми он хочет встретиться. Мааама, а у меня даже моих друзей нету, понимаешь? У меня все друзья - это друзья Дениса! Мне сейчас даже пойти с кем-нибудь погулять - не с кем. Потому что за два года, пока мы с Денисом, так получилось, что это всё или его друзья, или наши общие друзья, а именно моих-то друзей и нету! И когда Денис на учёбе или на работе, то да, я сижу дома и жду, когда он вернётся. Чтоб куда-нибудь вместе пойти, хоть в магазин за продуктами! А он мне говорит - "Я устал, иди в магазин одна!" Я его целый день жду-жду, а он мне: "Отстань, я устал!" То есть для всего Денис находит время, а мне, своей девушке, внимание можно и вообще не уделять?
- Саш, ну а почему бы действительно тебе и одной в магазин не сходить, пока Денис на учёбе или на работе?
- Ну смотри, как я думаю. Вот если бы Денис один жил, без меня, то он бы поучился, потом поработал, а потом ему бы все равно пришлось идти в магазин! Только потом бы ему надо было еще и самому себе еду готовить, а ему же, мам, после операции-то особенно, просто шаурму себе купить нельзя! То есть он бы после своей работы всё равно пошёл бы в магазин, а потом ему бы надо было еще себе суп какой-нибудь сварить, а потом надо было бы посуду самому перемыть, а потом вещи себе постирать и на следующий день приготовить. А если я за день, пока Дениса ждала, всё это переделала, то почему ему трудно со мной просто вместе в магазин сходить? Я же всё-таки девочка! Почему я должна сама пакет с продуктами домой нести, одна?
А действительно! Почему это Санька, обустроив быт для Денисочки в своём жилье, еще и за продуктами для двоих ходить в магазин одна? То есть к Денискиному возвращению на столе должно дымиться диетическое пареное-вареное, как в детском садике, потому что жирное, острое и жареное Денису нельзя, на веревке должны сушиться носки, на полке должны находиться трусы, проглаженные с двух сторон, а Саня к назначенному времени должна занять у входной двери стойку застоявшегося пуделя?
И я так Саньку понимаю! Потому что я сама когда-то давным-давно как раз так и жила, почти год. Жила в состоянии застоявшегося пуделя! Ну, видели же всякие видео, как собака у двери на задних лапках вся такая секутится, лапками сучит, шейку вверх тянет? Да. Я тоже была такая. И мне Санькины обиды очень даже знакомы. Это я точно так же тогда, в конце 80-х, в Москве, в квартире Диминых родителей, уехавших на год в загранкомандировку... Без работы, без прописки, без своего города, без своих друзей... Ещё и сотовой связи же не было, даже просто поговорить по телефону со своими друзьями или родителями - это надо было оплачивать междугороднюю телефонную связь, а это дорого! Имею ли я право на эту телефонную болтовню, если я живу в чужой квартире и за чужой счет фактически?
На работу без прописки меня в Москве, само собой, не брали. Ну, чтоб не чувствовать себя полной нахлебницей, я как-то быстренько нашла себе подработку, на машинке перепечатывать мемуары какого-то заслуженного генерала, прошедшего войну. Мемуаров хватило месяца на три, и платил генерал нормально, надо признать, но... Но это была работа, которую надо было делать, не выходя из дома!
Как протекал мой день, если не было "понаехавших в Москву" гостей? Мой Дима рано утром отправлялся на работу. Я вставала раньше и готовила на завтрак яичницу. Ага, ту самую грёбаную яичницу, когда белок должен быть твердым, а желток - жидким, а у меня этот желток всё время получался твердый, твердый, твердый, и меня ежеутренне в этот желток тыкали носом, как нашкодившего котёнка. "Вот приедет мама, мама нас рассудит!"
- Мама научит тебя правильную яичницу жарить! На завтрак должна быть яичница из трёх яиц, и чтоб непременно желток был жидкий, а не такой, как у тебя! Ну ладно, так и быть, и такой завтрак съем сегодня. Но ты уж завтра постарайся приготовить желтки как надо!
В семь Дима уходил на работу, потому что до неё ещё доехать надо, а я отправлялась в магазин за продуктами. Несмотря на то, что Москва, и московские магазины было не сравнить с нашими волгоградскими пустыми прилавками, на утреннюю охоту надо было отправляться всё равно... Потом из добытого надо было приготовить ужин, убрать квартиру, перестирать-перегладить, перепечатать на портативной машинке дневную норму страниц для генерала, разбирая его почерк... И всё это - одна, в чужом городе, в чужой квартире... А к вечеру я смотрела на часы и начинала у входной двери пляски застоявшегося пуделя! Я подбегала к двери и вслушивалась, не гудит ли, поднимаясь, лифт. Лифт не гудел, хотя по времени было пора... Я смотрела в глазок. Коридор пустой. Я отходила от двери... Ой, кажется, гудит лифт! Я прилипаю глазом к дверному глазку... Нет, это соседка с работы вернулась... Ладно... Отходим от двери. Лифт опять загудел? Я вприпрыжку опять к дверному глазку! Нет, лифт, кажется, поехал выше...
Плюс-минус полчаса ожидания, пока Дима мой вернётся с работы... И вот - ура, ура, ура! Хозяин любимый вернулся! Я распахиваю дверь и чуть не повизгиваю от счастья, от того, что моя одиночная камера закончилась на сегодняшний день. Я забираю Димкин дипломат из рук и тащу его в зубах в комнату. Я тащу в зубах тапки. Я выхватываю Димкино пальто и вешаю его на вешалку. Пока Дима отправляется мыть руки, я мчусь на кухню разогревать ужин. Не желтки, хорошо, что не желтки!!!
И мы вместе ужинаем, и Дима рассказывает мне про свои дела, а у меня-то какие дела? О чём интересном я могу поведать? Как мне сегодня в магазине сливочного масла не хватило, завтра утром пораньше пойду? Или о том, какие закорючки почерк у этого генерала? Вот у Димы-то, конечно, у него жизнь! У него и работа, и друзья, и репетиции в ансамбле, где Дима играет, поэтому завтра он придёт вообще не в семь вечера, а в 22, наверное. Ты, Люся, главное - не скучай тут, главное - что мы с тобой вместе и понимаем друг друга!
Ага. Вот это мы - вместе... Это сейчас, с высоты своих шестидесяти лет, я прекрасно понимаю Димину маму и почему мне было позволено год в Москве пожить, на время их загранкомандировки. Квартира в порядке, сын накормлен-напоен-спать уложен. Лучше одна-единственная, хоть и малопонятная девица в квартире, чем череда беспрерывная непонятно кого. И друзья Димкиных родителей, время от времени посещающие нас, мне тоже понятны. Сейчас. Всё под контролем было, всё под контролем...
Ребята... Я за год проживания в Москве с Димой ни разу не то что в театре или в музее каком, я в кино ни разу не была! Что мы делали в выходные? Счастье великое, если меня брали на репетиции их любительского вокально-инструментального ансамбля! Это был Димин город, Димин дом, Димины друзья, Димины развлечения, Димины интересы, Димины правила... И если я приехала в Москву на всё готовенькое, то мне надо принимать эти правила! Правила тоскующего пуделя. Мне оставалось только учиться готовить яичницу с этим сопливым желтком и по вечерам бегать заглядывать в дверной глазок... И повизгивать у двери от счастья, как пудель, когда - ура, ура! Хозяин вернулся!!!
Поэтому я Сашку понимаю, очень хорошо понимаю... Но... Это я была в другом, чужом городе, отрезанная от своего привычного мира, без прописки, без денег, без друзей, без прав... Санька, у тебя-то многое по-другому! Ты - в своём жилье. Ты - в своём городе! Это я не могла без прописки в Москве на работу устроиться никуда, ты-то... Да мы же сто раз с тобой говорили об этом! О том, что у тебя сейчас есть и время, и деньги. Ну не то чтоб прям мешок денег, но... Но за этот год сто раз можно было найти себе какое-то независимое занятие! Ты сколько раз хотела, например, пойти учиться рисовать? Сколько в Волгограде вот таких студий, где первый пробный урок - вообще бесплатный?
- Мама... Ну я же сто раз говорила, что я без Дениса никуда ходить не хочу, вообще, что мне одной, без него - скучно!
- Ну ладно. Вот Денис пришёл вечером, сказал тебе, что он устал, он же действительно устал, если смотреть на происходящее его глазами. Он сначала учился полдня, а потом полдня работал. Вот он приехал домой, он хочет тарелку супа и лечь на диван, а тут ты его тянешь в магазин. Ты его тянешь в магазин, а он отказывается? Ты что делаешь?
- А я по-разному делаю! То начинаю говорить, что я девочка и хочу к себе внимания, а у Дениса только учеба и работа на уме. А зачем ему тогда я, если он мне вообще внимания уделять не собирается? И тогда мы ругаемся. Я могу начать говорить, что я боюсь без Дениса в магазин ходить, боюсь с кассирами или продавцами разговаривать, плачу...
- Стоп. То есть ты не боишься с незнакомыми людьми разговаривать?
- Ну мама! Только не пали контору! Ну если я не скажу, что я боюсь на кассе разговаривать с кассиром, а купить надо, например, только хлеб, и пакет совсем не тяжёлый будет, то Денис же скажет, чтоб я одна шла!
- Сашка, а как же... налоговая, например? В которую ты меня так просила съездить вместо тебя?
- Ну нет, мам, налоговая - это вообще другое. В налоговую я и правда идти боюсь, потому что я не знаю, что там говорить. А ты все равно по делам ездишь, ну вот свои дела сделаешь, а потом тебе же ничего не стоит в налоговую заскочить! И ты там два слова скажешь, и тебя сразу все поймут, и ты с готовой бумажкой ко мне заедешь. А мне надо собираааться, ехать специально в эту налоговую, потом я там буду бекать-мекать, объясняя, что мне надо...
То есть - никаких фобий нет? То есть я в голове гоняю, как излечить Сашкину социофобию, я тут комментарии людские читаю, ищу этому подтверждения разные, думаю, как это из Сани изгнать, а изгонять-то, получается, нечего, что ли? Нет там никакой социофобии, там одни манипуляции?
Ладно. С социофобией или с манипуляциями мы потом разбираться будем. Сейчас на повестке дня - совсем другой вопрос.
- Саш, а может, ты это... Слезами злоупотребляешь? Ну кому понравится приходить домой с работы, а тут тебя за руку куда-то идти тянут, а если ты идти отказываешься, то ревут?
- Да, мам. Денис так и сказал. Что ему надоели мои слёзы, переходящие в истерики. Что я сижу дома, ничего не делаю, не работаю, не устаю, а он и учится, и работает, и устаёт, и по выходным ему к маме ездить помогать надо. А я его постоянно прошу или в кино куда вечером сходить, или просто погулять, если не вечером, то хотя бы в выходной. Я же весь день дома сидела! А Денису к родителям в свою деревню каждый выходной ехать надо! Вот знаешь, что мы в прошлый выходной целый день делали? Денис целый день в огороде провел, а мне надо было за малышами целый день смотреть, пока взрослые во дворе пахали! А зачем мне такой выходной? Я что, всю неделю этот выходной ждала, чтоб его провести не с Денисом, а с его братишками-сестренками? И вот теперь Денис ушёл, и сказал, что я каждый раз устрою истерику, потом успокоюсь, потом пообещаю ему измениться и вести себя по-другому, а через неделю не меняюсь, а веду себя опять точно так же! Вот Денис и сказал, что он меня еще любит, но вернётся только тогда, когда я действительно изменюсь, а не тогда, когда я раз в неделю ему обещаю измениться, а сама меняться и не думаю, и начинаю всё сначала!
- Слушай, Сань, да всё совсем не так уж плохо! Ну какие главные претензии к тебе Денис выдвигает? Всегда? Те, что ты обещаешь исправить, и не исправляешь? То, что ты не учишься и не работаешь, это мне кажется, главное. Потому что у тебя много свободного времени, а у Дениса его совсем нет. Тебе просто надо найти какое-то своё дело, своё увлечение, что ли. Ну вот если бы ты начала, например, ходить в школу рисования, то там бы у тебя и друзья новые нашлись, ТВОИ друзья, а не друзья Дениса или ваши общие друзья. Ну, учебу, пожалуй, можно из этого списка вычеркнуть, это Денису надо еще год учиться, учиться и учиться, а у тебя уже диплом в дверь стучится. Ну, месяц какой-то осталось подождать. Через месяц у тебя диплом в руках, и ты можешь смело устроиться на работу. Вот и получится, что через месяц ты исправишься, можно сказать. Устроишься на работу, и времени свободного у тебя станет гораздо меньше, и всё получится, как тебе Денис и говорит. Ты изменишься. Будешь работать, у тебя на работе появятся новые друзья, ТВОИ друзья... И слёзы лить некогда будет! Чуть-чуть осталось, подожди, диплом получишь, на работу устроишься, а там и Денис поймет, как ему без твоих супчиков плохо, и вернётся.
А сама думаю: ну, а за месяц немножко воды утечет. Тут же сейчас событие на событии начнёт разворачиваться, не до слёз будет. Сначала получение диплома, потом сразу Санькин день рождения. Я тут задумала Саньке романтический подарок сделать, на самой высокой крыше Волгограда, Волгоград-сити, романтический закат с шампанским под живой саксофон... Правда, тут предусматривалось наличие любимого, а теперь вот даже и не знаю, как быть. И уже сейчас Сашку надо разворачивать в сторону поиска работы... Ну, пару недель до диплома Сашка у меня поживёт, Антоху пока повыгуливает да к экзамену спокойно подготовится...
- Поэтому, Сань, надо выработать план действий по изменению тебя всерьёз, чтобы Денис вернулся. Ну, пусть не за один день ты изменишься, но что конкретно сейчас, хоть завтра, ты можешь сделать? Вот подумай! Ты можешь отправиться на любые занятия, хоть танцами, хоть тем же рисованием. И будешь в своих соцсетях выкладывать, как ты на эти занятия ходишь, танцуешь или рисуешь, как у тебя появились новые друзья, какая ты весёлая, а вовсе не льёшь слёзы, прислушиваясь, вернулся Денис или не вернулся. Пусть он теперь волнуется, что ты куда-то денешься! Ну, у меня бы ни в одном статусе не было ничего-ничего грустного, а наоборот! И не ныть Денису в сообщениях "вернись, я жить не могу без тебя!", а делом доказать, что никаких истерик больше нет и ты правда меняешься! Ну что, поехали к тебе, заберем необходимые вещи?
А у Саньки, вижу, глаз загорелся.
- Мам, ты меня извини, но я сегодня дома ночевать останусь. Не бойся, я реветь точно не буду. Просто мне кое-что обдумать надо. А я завтра утром снова к тебе приеду!
Ну, думаю, ага, конечно, обдумывать ты будешь... Ты просто надеешься, что сегодня вечером-ночью Денис вернётся, и все может пойти, как раньше. Но взрослый же человек Санька. Ну, пусть посидит ночку в своей комнате, еще немного побудет в образе застоявшегося пуделя, ждущего своего хозяина... Пусть даже поплачет. А завтра утром приедет, и мы всё то, о чем сегодня говорили, проговорим еще раз. На спокойную голову. Зерно-то, кажется, посеяно!
А наутро Санька не приехала...