Найти в Дзене
Изида без покрывала

Появление и развитие анимэ

Анимэ — это уникальное явление в мире искусства, возникшее на стыке японской культуры и западных технологий мультипликации. Зародившись в начале XX века, аниме прошло долгий путь развития и сегодня является одним из самых популярных и любимых видов развлечения для миллионов людей в Японии и по всему миру. В этой статье мы рассмотрим основные этапы становления и развития анимэ, затронем разные жанры и приведём примеры знаковых анимационных работ. Запаслись печеньками и какао? Отлично! Начинаем! Что такое анимэ? Японское слово анимэ произошло от английского слова «animation» и означает для европейского человека японскую стилизованную анимацию, однако сами японцы привыкли называть так любую анимацию вне зависимости от страны её производства. Стоит отметить, что в отличии от западной анимации, которая нацелена в большинстве своём только на детскую аудиторию, анимэ имеет абсолютно разные целевые аудитории в зависимости от сюжета. Кроме того, в отличии от мультипликаторов мангаки и художники
Оглавление

Анимэ — это уникальное явление в мире искусства, возникшее на стыке японской культуры и западных технологий мультипликации. Зародившись в начале XX века, аниме прошло долгий путь развития и сегодня является одним из самых популярных и любимых видов развлечения для миллионов людей в Японии и по всему миру.

В этой статье мы рассмотрим основные этапы становления и развития анимэ, затронем разные жанры и приведём примеры знаковых анимационных работ. Запаслись печеньками и какао? Отлично! Начинаем!

Что такое анимэ?

Японское слово анимэ произошло от английского слова «animation» и означает для европейского человека японскую стилизованную анимацию, однако сами японцы привыкли называть так любую анимацию вне зависимости от страны её производства. Стоит отметить, что в отличии от западной анимации, которая нацелена в большинстве своём только на детскую аудиторию, анимэ имеет абсолютно разные целевые аудитории в зависимости от сюжета. Кроме того, в отличии от мультипликаторов мангаки и художники, создающие анимэ в первую очередь воспринимаются аудиторией как художники. Роль такого художника считается очень важной для общества и высоко ценится.

Термин «аниме» был создан из-за того, что в японской транскрипции слово «animation» произносится очень трудно и длинно. Другая версия появления слова «анимэ» гласит, что японцы заменили слово «animation», которое можно перевести с английского языка как «одушевление», на «аниме», более близкое к латинскому корню anima (рус. «душа»). Поскольку термин появился сравнительно недавно, до его появления использовалось выражение «манга-эйга» (яп. «кино-комикс») которое до сих пор используют любители.

Появление анимэ относится к XXв, когда японские кинорежиссёры стали экспериментировать с техникой анимации. Важно отметить, что в то время анимэ использовалось в качестве антиамериканской пропаганды. Даже после 1945 года, став вторым по величине производителем анимации в мире, японцы всё ещё находились под сильным влиянием номер Соединенных Штатов Америки.

Самое старое японское анимэ

Старейшая из известных нам сохранившихся японских анимаций — «Кацудо Сясин» длится всего 3 секунды и имеет 50 кадров. В анимации показан мальчик в костюме матроса, который пишет на доске «кацудо сясин» (рус. «Движущиеся картинки»), затем поворачивается лицом к публике и снимает шляпу в знак почтения. До того, как «Кацудо Сясин» был найден преподавателем университета искусства и музыки Осака-Токио Мацумото Нацуки в Киото, самой старой анимацией считалась «Швейцар Имокава Мокудзо», созданная Отэном Симокавой в 1907 году. Одним из первых анимэ стал также продемонстрированный в 1917 году двухминутный комедийный фильм «Namakura Gatana». В этой мультипликации самурай собирался испытать свой новый меч, но потерпел поражение от простого

Кадр из анимации «Кацудо Сясин»
Кадр из анимации «Кацудо Сясин»

Анимэ и Disney - друзья или враги?

Производство анимэ предполагает собой достаточно трудоёмкий и дорогостоящий процесс, но несмотря на это и на приобретение большой популярности мультипликации студии Disney, японцы продолжали создание отечественной мультипликации. Ярким примером борьбы с западной мультипликацией в XX в. является основанная в 1948 году студия «Тоэй», старый логотип которой вы можете увидеть на рисунке 3. В результате правильного распределения бюджета «Тоэй» быстро стала одной из ведущих японских студий анимации и начала получать заказы с Запада. «Тоэй» остается на лидирующих позициях в индустрии и по сей день, но в 50-х японская мультипликация как самостоятельный жанр все еще была мало привлекательна для западных зрителей, хотя уже в конце десятилетия появился первый японский полнометражный мультфильм, как будто предсказывая скорый взлет индустрии.

Логотип студии «Тоэй»
Логотип студии «Тоэй»

Несмотря на достижения «Тоэй», асновоположником традиций современного анимэ принято считать Осаму Тэдзука, которого часто также называют «богом анимэ и манга». Осаму Тэдзука заложил основы того, что позднее эволюционировало в современные анимэ-сериалы. Например, Тэдзука заимствовал у Диснея и развил манеру использования больших глаз персонажей для передачи эмоций; именно под его руководством возникали первые произведения, которые можно отнести к ранним анимэ. Кроме того, созданная им в 1962 году студия «Муси» выпустила самую успешную в своей карьере мангу, на основе которой был снят ещё более успешный черно-белый анимэ-сериал «Астробой». Стоит отметить, что Астробой приобрёл невероятную популярность у американской аудитории.

Осаму Тэдзука и фигурка Астробоя
Осаму Тэдзука и фигурка Астробоя

После Астробоя, Осаму Тэдзука выпустил манга и одноимённое анимэ «Белый лев Кимба», которое стало первым цветным анимэ в Японии. «Белый лев Кимба» лёг в основу западного мультфильма «Король Лев», который до сих пор пользуется популярностью как среди детей, так и среди взрослых. Компания Disney отрицает факт плагиата. Японская студия решила не судиться с Disney - по словам представителей японской компании, просто не располагала ресурсами для этого.

Кимба и Симба в сравнении
Кимба и Симба в сравнении

Развитие и рождение новых жанров

В 1960-1970 гг. японцы активно развивали в анимэ темы героических приключений и популярного на западе жанра si-fi. Кроме того, анимэ стало подразумевать ориентированность на определённую аудиторию, а также делиться на поджанры и подподжанры. Например, в 60-е анимэ, вслед за манга, начало делиться на мультфильмы для мальчиков — сёнэн — и мультфильмы для девочек — сёдзе. От этого разделения зависело то, кем обычно представляют в анимэ главным героем. Стоит отметить любопытный факт: самый длинный анимэ-сериал "Садзаэ-сан" начать выходить в 1969 году по мотивам манги Матико Хасэгавы, и показ этого анимэ-сериала не закончен до сих пор.

В 1980-е гг. индустрия манга и анимэ стала расти с удивительной скоростью. Продолжалась эволюция жанров и поджанров, помимо того начались смелые эксперименты по смешиванию жанров. Развитие технологий позволило добиваться более высокого качества анимации и заниматься дистрибуцией через видеокассеты.

В 1988 году выходит анимэ «Акира», повествующее о правительственных экспериментах над людьми и бандитских разборках в городе Нео-Токио, пережившем ядерный взрыв. Важно отметить, что в самой Японии «Акира» не вызвал такого бурного восхищения, как в США и Европе. Тем не менее, для искусства анимации это несомненно был прорыв: «Акира» - первое анимэ, снятое со скоростью 24 кадров в секунду, да еще с грандиозной детализацией, которой раньше не бывало в японской мультипликации.

Обложка анимэ «Акира»
Обложка анимэ «Акира»

В 1980-е гг. также стал набирать популярность Хаяо Миядзаки. В это десятилетие появилась студия «Гибли», а уже в 1984 году режиссер выпустил свой первый по-настоящему популярный мультфильм «Навсикая из Долины ветров». Следом за ним было выпущено анимэ «Небесный замок Лапута» в 1986 году, «Мой сосед Тоторо» в 1988 году и «Ведьмина служба доставки» в 1989 году. Тот факт, что Хаяо Миядзаки получил за свои работы премию Оскар и «Золотого льва» на 62 фестивале в Венеции, даёт нам понять, что анимэ стало не просто восприниматься как патриотичная мультипликация Японии, но и как вклад в мировое киноискусство.

Обложки работ Хаяо Миядзаки
Обложки работ Хаяо Миядзаки

В 1990-е гг. в Японии, России и Европе набирают популярность такие анимэ как «Покемоны», «Хелло Китти», «Кэнди-Кэнди», «Гонщик Спиди» и другие. Одним из самых запоминающихся образцов стало анимэ «Сейлор Мун: Луна в матроске» о группе старшеклассниц, перевоплощающихся в воинов для борьбы со злом. Благодаря новым веяниям социума, анимэ получили ряд существенных изменений: романтическая линия потеряла доминирующее положение, героини стали более социально активными и проявляли лидерские качества, как будто эти мультфильмы сняли в наши дни под влиянием новой волны феминизма.

Кадр анимэ «Сейлор Мун: Луна в матроске»
Кадр анимэ «Сейлор Мун: Луна в матроске»

Ключевой особенностью стало то, что сериал объединил в себе черты сёдзе и сёнен анимэ: главные героини были девушками, и романтическая линия оставалась частью сюжета, однако эти девушки были воинами, и в каждой серии они с кем-нибудь сражались. Важным элементом также шоу стало то, что девушки ходили в достаточно коротких юбках и при перевоплощении из обычных девушек в воительниц показывали их обнаженный силуэт — это служило своеобразной приманкой для мальчиков.

Анимэ сегодня

В наши дни анимэ по-прежнему популярно не только в Японии, но и за её пределами. Сериалы от разных студий выходят в больших объёмах, простого обывателя поражает спектр жанров и поджанров этого творчества. К сожалению, за границей продолжают считать, что анимэ предназначено лишь для детей, тогда как анимэ на самом деле имеет достаточно разнообразную возрастную аудиторию. Тем не менее, анимэ привлекает в Страну Восходящего солнца туристов, иностранных рабочих и иностранные капиталы, что положительно сказывается как на популярности, так на внешней политике и экономике страны.

Кадр анимэ «Spy Family»
Кадр анимэ «Spy Family»

Понравилась статья?
Не забывайте подписаться на канал и оставить лайк — впереди ещё будет много интересного!

Изида без покрывала | Дзен

Другие статьи про Японию можно прочитать в специальной подборке

Особенная Япония | Изида без покрывала | Дзен