Найти тему
М

Купить бренд ценой души или "я сам обманываться рад".

На протяжении многих веков модные тенденции в одежде сопровождали не одно столетия, диктуя популярные силуэты, принты, аксессуары и прочее. Всего пару десятков лет назад модная одежда была доступна не всем, она являлась показателем статуса, влияния и достатка. Со временем рынок модной одежды стал переходить в массовый, охватывая всё большие и большие слои общества. Модно одеваться мог любой- начиная от высшего класса и заканчивая среднестатистическим членом общества. Мода теперь не была привилегией, она стала являться «осознанным» выбором каждого, ведь появился абсолютный доступ к информации и рынку. Почему люди добровольно поддаются новым модным тенденциям, для чего приобретают излишне надобности и способны ли они противостоять модным веяниям?

Стоит понимать, что современное общество кардинально отличается от того общества, что проживало, к примеру, сто лет назад. Оно разивалось во всех возможных направлениях, а вместе с ним развивалось самоосознание и ощущения собственного Я. В психологии человека изначально заложены социальные навыки и потребности. «Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом…Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным.» Это отличительная черта делает наш биологический вид уникальным. С этой точки зрения, можно рассмотреть первопричины, почему же люди реагируют на моду. Для выживания в стае/стаде можно выделить две основные формы поведения: это либо выделиться и стать лидером, либо стать как все, не допуская, чтобы тебя причислили к изгоям.

Мода позволяет на информационном уровне сделать и то, и другое. Отсюда стремление определённой части общества немедленно приобщиться к «последним тенденциям». Особенно это заметно по представителям «звёзд» шоу-бизнеса, различным медиа-персонам. Таким образом, они стараются закрепить за собой позиции вожаков, за которыми идёт бездумная толпа.

Будучи венцами творения нам кажется, что мы полностью контролируем свои действия, чувства, а самое главное мысли. Мы точно не будем говорить то, что не хотим и делать то, что не хотим. Однако можем ли мы знать, чего мы хотим в действительности? За собой можно нередко заметить смутное представление собственных желаний. К примеру, мы увидели только что выпущенный блейзер из новой коллекции на блогере, за которым мы следим. Затем мы находим похожую или такую же вещь и покупаем. Эйфория от новой покупки длится максимум неделю, спустя пару месяцев мы замечаем, что фасон совсем не идет, цвет отталкивает и вообще такие блейзеры больше никто не носит. И тут встает вопрос: правда ли мы хотели эту вещь или сыграл какой-то иной фактор?

В любом обществе должна присутствовать культура, как объединяющий фактор. Это может быть религия, политические взгляды, патриотические чувства и прочее, но всё это невозможно объединить абсолютно для каждого человека на Земле. Люди исповедают разные религии, имеют разные политические взгляды, а материки не являются одной дружной страной. Необходим общий рычаг управления массовым сознанием. У всех людей есть нечто общее- биологические потребности в еде, сне, защите и т.д. Они весьма просто удовлетворимы, а для постоянного заработка и контроля необходимо дать этим банальным вещам смысл. Теперь мы не просто надеваем кофту, чтобы прикрыть тело и согреться, теперь мы надеваем кофту бренда, вдохнувшего в него философию, или может кофту, которая является отличительным признаком субкультуры, или кофту, которая была сделана людьми, протестующими против загрязнения природы. Это уже не просто кофта- это часть твоей личности.

Чтобы понимать, как это работает нужно понимать теримн Я- концепция. Я-концепция (или образ Я) представляет собой относительно устойчивое, в большей или меньшей степени осознанное и зафиксированное в словесной форме представление человека о самом себе. Эта концепция — результат познания и оценки самого себя через отдельные образы себя в условиях самых разнообразных реальных и фантастических ситуаций, а также через мнения других людей и соотнесения себя с другими. Подражание, один из процессов, который позволяет нам чувствовать себя единым целым и в то же время быть рабами определенных тенденций, предлагает восприятие себя как других.

Мода на одежду, несмотря на то, что большинство людей считают, что они не подвержены ей, оказывают сильнейшее влияние на общество и на сознание каждого в отдельности. Вот несколько аспектов, которые диктует мода:

• Способствует формированию ментальных ярлыков- что и куда мы можем надеть

• Способствует социальным изменениям- мода всегда подвергалась изменениям в связи с политическими, общественными изменениями

• Укрепляет потребность в одобрении и принятии

• Является социальным регулятором- не смотря на более стертые социальные рамки, одежда делится на сегмент высшей, средней ценовой категории и демократической марки

Мода- это временное господство определенного стиля и в его временности заключается невозможность удовлетворения этой потребности, то есть этот процесс является не прекращаемым. Напомним, что мода — это информация, и скорость её циркуляции всегда напрямую зависит от господствующих технологий своего времени. В современном мире в связи с полной глобализацией благодаря средствам связи мода сменяется быстрее. Наиболее активными источниками продвижения являются социальные сети, так как их присутствие в жизни человека сейчас имеют большую роль, из-за чего авторитетами поколения в большей степени являются те, кто способен быстрее и проще передать нам эту информацию.

Самый наглядный пример моды как выражения своих взглядов, а в данном случае и протеста можно просмотреть во всех четырех волнах феминизма. Первая-1800-е-1920-е: появление брюк в женском гардеробе, короткие прически, становление образа “новой женщины”. Основные цвета в образах суфражисток- белый (символизирующий честность и женственность), фиолетовый и зеленый (символизирующие верность принципам и собственное достоинство).Вторая волна-1940-е-1980: противостояние гиперболизированной сексуальности посредством оверсайз-комбинезонов, представление красной помады и каблуков как методички для “удобной” женщины. В 1960-е годы Мэри Куант ввела в женский гардероб мини-юбку, ставшую символом сексуальной революции. Третья волна-1990-е-2010-е: панк и первые открытые разговоры про домашнее насилие.

Не смотря на такое явное выражение проблем и целей в одежде, за частую те, кто продвигал это делали это далеко не из благих намерений. Взгляды и идеи всегда продавались лучше, чем товар, просто брюки женщина покупала куда менее охотно, чем брюки, которыми ты можешь показать свою независимость. «В тот момент, когда массы начинают стремиться к необычности, отклонению от нормы, само отклонение становится нормой» - Ги Дебор "Общество спектакля"

Моду на женские брюки задала Коко Шанель, кем же она является? Нет, она не дизайнер и не знаменитость, она авторитет. И мы снова возвращаемся к принципу стаи с вожаком. Вожаки, так же, как и идеи, которые они демонстрируют разделены между собой и для каждого человека существует свой вожак, которого человек выбрал, по его мнению, не потому, что он хочет быть таким как вожак, а потому что вожак говорит то, что хочет он. «Звезды существуют, чтобы олицетворять типы разнообразных жизненных стилей и стилей понимания общества способных осуществляться глобально. Они воплощают недоступный результат общественного труда, имитируя побочные продукты этого труда».

В сущности, никаких негативных последствий подобное влияние и массовое мышление не оказывает, порой модные тенденции оказывают позитивное влияние, к примеру, недавно набравший популярность боди- позитив. Одежда ассоциируется у нас с украшением человека или наоборот с его помощником в жизни. Одежда вызывает у нас чувство радости, помогает подчеркнуть свою внешность и выразить себя. В конце концов одежда — это необходимый атрибут, от которого отказаться просто невозможно. Совсем другое дело отношение к ней и способы влияния с ее помощью на сознание. В любом деле в том числе и покупке одежды необходимо разумение. Человек наделенный мышлением способен мыслить независимо, а также ограничивать себя. Покупая рубашку из вторсырья гораздо разумнее для начала не оставлять после себя отходов, а тратя деньги на популярную сейчас вещь и из-за этого имеющую наценку лучше отказать себе в этом и пожертвовать эти деньги. Поступки гораздо сильнее отражают свое Я нежели нашивка, а мировые звезды существуют только пока гаджет включен.