О том, что унижение ведет к смирению, а почести – к гордыне, и почему смиренномудрые радуются унижению и огорчаются от похвал.
Е. Из Отечника
Об авве Агафоне говорили, что однажды к нему пришли люди, слышавшие, что он обладает великим даром различения. Они, желая испытать его, подвержен ли он гневу, спросили:
– Ты Агафон? Говорят, ты блудник и гордец?
– Да, это так, – был ответ.
Они спросили снова:
– Тот ли ты Агафон, который болтун и лжец?
– Да, я.
– Ты Агафон еретик? – спросили они.
– Нет, я не еретик, – сказал он.
Тогда они с недоумением спросили:
– Скажи, почему, чтобы мы тебе ни говорили, ты со всем соглашался, а слово еретик не смог вынести?
Он ответил:
– С первым я соглашался, ибо это на пользу моей душе. Еретик же тот, кто отвергнут Богом, а я не хочу быть отлученным от Бога.
Они, услышав это, удивились его рассудительности и ушли, укрепленные в вере.
Сказал старец: «Восхваляющий монаха предает его сатане».
Старцы рассказали, что как-то Скиту пожертвовали немного инжира, и его, как вещь ничтожную и малоценную, не стали посылать авве Арсению, чтобы он не счёл это за оскорбление. Старец, узнав об этом, не пришёл на богослужение, сказав:
– Вы же сами решили не давать мне пожертвования, которое Бог послал братьям, ибо я недостоин его.
Когда все это услышали, получили духовную пользу, видя смирение старца. Тогда пресвитер взял инжир и отнес ему, и старец пришёл на богослужение с радостью.
Об авве Амоне говорили, что однажды к нему пришли люди, чтобы он их рассудил, но старец притворился безумным. Какая-то женщина, стоявшая рядом с ним, сказала:
– Этот старик совсем без ума.
Когда авва услышал, что она говорит, громко заметил:
– Я столько трудился в пустыне, чтобы стяжать это безумие, а теперь ради тебя должен потерять его? Никогда.
Как-то в Келлиях проводили собрание по одному делу. Авва Евагрий выступил на нём. Но авва монастыря заметил ему: «Мы знаем, авва, что, если бы мы жили в твоей стране, ты смог бы стать начальником над многими. А у нас ты только гость».
Тот, будучи задет, не смутился, кивнул головой и сказал:
– Поистине так и есть, отче, если я один раз брал слово, то второй раз не буду выступать.
Сказал авва Иоанн, что врата неба – смирение, и наши отцы через многие унижения с радостью вошли в град Божий.
Он же сказал брату своему:
– Даже если мы совершенно презираемы людьми, будем бодры, ибо удостоимся чести у Бога.
Авва Иоанн всегда горел духом. Один человек зашёл к нему и похвалил его работу, когда он плел веревку, но тот промолчал. Гость снова заговорил, но авва опять не ответил, когда же тот заговорил в третий раз, сказал:
– Ты вошёл сюда и отдалил Бога от меня.
Однажды, когда он жил в Скиту, братья обступили его и стали расспрашивать о своих помыслах. А кто-то заметил ему:
– Иоанн, ты как блудница, которая украшает себя, чтобы привлечь побольше любовников.
Старец обнял его и сказал:
– Ты истину говоришь, отче.
– Но разве тебя это не задело, авва? – спросили его.
– Нет. Ведь я какой снаружи, такой и внутри, – ответил он.
Авва Иаков сказал, что кого хвалят, тот должен поразмыслить о своих грехах и понять, что он недостоин того, что про него говорят. Тогда он не получит слишком большого ущерба от похвал.
Об авве Макарии рассказывали, что, когда брат приходил к нему как к святому и великому старцу со страхом, то он не разговаривал с ним. А если кто-нибудь из братьев спрашивал: «Авва, когда ты был погонщиком верблюдов, воровал селитру и продавал, охранники тебя не лупили?» – то с ним он охотно разговаривал, о чем угодно.
Об авве Моисее говорили, что, когда он стал клириком и на него надели облачение, архиепископ заметил:
– Теперь ты весь белый, авва Моисей19.
То ответил:
– Разве Папа рукополагает только внешне или изнутри тоже?
Архиепископ, желая испытать его, сказал клирикам:
– Когда авва Моисей войдет в алтарь, прогоните его, пойдите за ним и послушайте, что он скажет.
Когда старец вошел в алтарь, его стали бранить и гнать.
– Уходи отсюда, эфиоп.
Тот вышел и сказал:
– Правильно с тобой поступили, черномазый, – ты не человек, а лезешь к людям.
Старец сказал: «Тот, кого почитают больше, чем он заслужил, терпит ущерб во многом. А тот, кого люди вообще не почитают, оказывается прославлен свыше».
Брат попросил старца:
– Дай мне совет, который я мог бы соблюсти и от того обрести жизнь.
– Если сможешь переносить унижения, – ответил старец, – это выше всех добродетелей».
Старец сказал: «Смиренномудр не тот, кто себя называет ничтожным, но кто с радостью переносит оскорбления и бесчестия от ближнего».
Он же сказал: «Если кто тебя будет хвалить в лицо, вспомни свои грехи и попроси его: «Ради Господа, брат, прекрати меня хвалить, ибо я человек жалкий, и не по мне тяжесть похвал». А если будет тебя хвалить важный человек, помолись Богу от всего сердца и скажи: «Господи, укрой меня от похвалы и от хулы человеческой».
Как-то раз авва Иоанн Колов сидел напротив церкви. Его окружили братья и стали открывать ему свои помыслы.
Кто-то из старцев это заметил и от зависти сказал:
– Ты, Иоанн, горшок, полный яда.
– Ты прав, авва. Но ты видел только внешнее, а что бы ты сказал, если б увидел, что у меня внутри!
Однажды во время собрания в Скиту братья, желая испытать авву Моисея, стали обижать его:
– Что ты, эфиоп, крутишься тут среди нас?
Авва Моисей выслушал и промолчал. После собрания его спросили:
– Авва, разве ты не был возмущен?
Он ответил:
– Возмутихся, но не возглаголах.
Авва Пимен сказал: «Какой бы труд ни достался тебе, победа над ним – молчание».
О каком-то старце говорили, что кто больше унижал или выводил его из себя, тем лучше он относился к нему, такие люди, по его словам, помогают совершенствоваться тем, кто внимателен к себе; а кто называет тебя блаженным, те обманывают и смущают душу. В Писании сказано, что они вводят тебя в заблуждение и путь стезей твоих испортили (Ис. 3:12).
Ж. Из аввы Исаии
Авва Исаия сказал: «Если по малодушию брат ответит тебе не так, переноси это с радостью. А если исследуешь свой помысел, как если бы судил тебя Господь, найдешь его греховным.
Если душа обращается с покаянием к Богу, она спокойно переносит унижения, а её плач ограждает от всего мирского. Если человек не порицает себя, то и не выносит гнева.
Смиренному человеку нет дела до людских упреков. Память о своих грехах становится ему оружием и защитой от гнева и мести да ещё и учит переносить любые неурядицы. Ибо что упрекает человека сильнее, чем собственная совесть пред Богом, когда он осознает свои грехи?
Кто в состоянии переносить злое слово нерадивого и наглого человека ради Бога и ради сохранения спокойствия своих помыслов, тот может стяжать телесный, душевный и духовный мир. Когда эти три начала находятся в согласии, не ополчаются против умственного закона и человек освобождается от плотского плена, тогда он становится сыном мира, и Святой Дух поселяется в нём. Ибо Он уже Дух этого человека и не оставит его.
Брат, верь, огромная польза для спасения твоей души, если ты с радостью и спокойствием будешь терпеть оскорбления и унижения, которые тебе причиняют ради Господа. Думай о том, что за свои грехи ты заслужил и ещё больших унижений и что, вообще, пострадать ради Господа есть дело достойное. Перенося постоянные скорби и унижения, я хотя бы на миг становлюсь подражателем Страстей Бога моего. Если ты будешь вспоминать о своих оскорбителях как о тех, кто больше всех тебя обогатил, и молиться за них от всей души и искренне, то никогда не будешь жаловаться на них.
Возненавидь всякое властолюбие и славолюбие и желание людских похвал, как страшную смерть, погибель твоей души и вечный ад.
Строго внимай себе, чтобы не впасть в скорбь или гнев, когда кто-нибудь обидит тебя. Смолчал ли ты, не говорил ли сверх подобающего? Смирил ли ты сперва своё сердце молитвой, прежде чем объясниться с братом?
З. Из аввы Марка
Людские поношения вызывают скорбь в сердце. Но если человек терпит их, он очищается и освящается. Если хочешь не в суд себе выслушивать людскую похвалу, сначала полюби, чтобы тебя обличали за твои грехи. Если кого укоряют за истину Христову, то многие прославят его стократно. А ведь лучше тебе заранее делать всякое благо, чтобы наследовать будущее. Когда заметишь в себе помысел, соблазняющий тебя добиваться людской славы, знай наверняка, что от этого получишь позор.
Корень постыдного вожделения – человеческая похвала. А корень целомудрия – обличение злых дел. Мы не только слушать должны, как нас обличают, но и внутренне с этим соглашаться. Когда тебя наказывают, бранят или гонят, не думай о сегодняшнем дне, но смотри в будущее и поймешь, что тем самым ты приобрел многие блага и не только в настоящем, но и и будущем веке.
Если ты видишь, что тебя притворно хвалят, считай, что тебя хулят. А если кто-то тебя бесчестит, представь, сколь велика от этого может быть слава от Бога. Когда тебя бесчестят, не скорби и не пугайся. Только постарайся остаться верным и безупречным, чтобы, когда придет слава, ты не осрамился.
Когда по благоволению Божию многие начнут тебя хвалить, постарайся не примешивать ничего показного к Божиему промыслу спасения, а то превознесешься и себе же навредишь. Когда ты видишь, что человек страдает от великого бесчестья, знай, что он одержим помыслом тщеславия и поэтому сам не знает, что пожинает всходы посевов своего сердца. Любителя наслаждений оскорбляет хула и лишения, а боголюбца – похвала и излишества.
...........................................
монах Павел Эвергетинос
Благолюбие. Том 2
https://azbyka.ru/otechnik/prochee/blagolyubie-tom-2/2