Найти в Дзене
SFERA — Pro Технологии

Не решились ни в Европе, ни в Китае: в России построен первый алюминиевый автодорожный мост

Впервые в истории Евразии создан полностью алюминиевый автодорожный мост. Проект его создания стал настоящим прорывом в инженерии. Строительство длилось целых пять лет и потребовало огромных усилий специалистов и внедрения инноваций. Путь в будущее В 2019 г. мост через реку Линду в Нижегородской области признали аварийным, после чего приняли решение о строительстве новой переправы. И вот, спустя 5 лет возведение моста на автодороге Толоконцево — Могильцы завершено. «Первый в РФ автомобильный алюминиевый мост построили в Нижегородской области», — пишет nta-pfo.ru. Его протяженность — свыше 70 м. Отличительная особенность конструкции — алюминиевые балки пролётов и ортотропные плиты. Генеральным подрядчиком строительства выступила компания «Виадук-М». Алюминий для проекта предоставили Красноярский и Самарский металлургические заводы. Сумма контракта составила более 400 млн руб. Мост состоит из 4 пролетов по 18 метров каждый и из плит толщиной от 25 до 42 мм сплава 1565Чм, ортотропная пл
Оглавление

Впервые в истории Евразии создан полностью алюминиевый автодорожный мост. Проект его создания стал настоящим прорывом в инженерии. Строительство длилось целых пять лет и потребовало огромных усилий специалистов и внедрения инноваций.

Все фото из репортажа «Сделано в России. РБК»
Все фото из репортажа «Сделано в России. РБК»

Путь в будущее

В 2019 г. мост через реку Линду в Нижегородской области признали аварийным, после чего приняли решение о строительстве новой переправы. И вот, спустя 5 лет возведение моста на автодороге Толоконцево — Могильцы завершено.

«Первый в РФ автомобильный алюминиевый мост построили в Нижегородской области», — пишет nta-pfo.ru.

Его протяженность — свыше 70 м. Отличительная особенность конструкции — алюминиевые балки пролётов и ортотропные плиты. Генеральным подрядчиком строительства выступила компания «Виадук-М». Алюминий для проекта предоставили Красноярский и Самарский металлургические заводы. Сумма контракта составила более 400 млн руб.

-2

Мост состоит из 4 пролетов по 18 метров каждый и из плит толщиной от 25 до 42 мм сплава 1565Чм, ортотропная плита выполнена из сплава 6082Т6. Для обеспечения долговечности сооружения проводили гидроизоляцию, а в качестве покрытия использовали литой асфальтобетон.

Прочнее стали

Алюминий уже долгое время используется при строительстве мостов, но только для пешеходных. А в крупных автодорожных и железнодорожных сооружениях этот металл не применялся до сегодняшнего дня. Чтобы доказать инженерам и миру, что алюминий имеет право на существование как материал для строительства крупных мостов, за дело взялась целая алюминиевая ассоциация производителей.

Алюминий обладает несколькими преимуществами перед сталью. Во-первых, он менее подвержен коррозии, что увеличивает срок службы мостов. Во-вторых, этот металл прочнее и тверже, что замедляет возникновение усталостных процессов. Это обеспечивает безопасность использования моста на протяжении длительного времени. На фоне стали алюминиевые сплавы смотрятся как вечные.

-3

Для проекта привлекли ведущие научные центры России, в том числе Институт легких материалов и сплавов (ИЛМиТ), Московский государственный строительный университет (МГСУ), Центр научных исследований искусственных сооружений «Мосты» (ЦАДИ), пришлось разрабатывать специальные сплавы, технологии и проводить огромный комплекс исследований, испытаний и экспериментов. Также было необходимо наладить технологические процессы производства элементов конструкции.

Строители очень не любят применять сварку при возведении мостов, и на то есть много причин. Одна из главных заключается в том, что сварочный шов становится слабым местом моста. При возведении сборных алюминиевых конструкций удалось полностью избежать сварки и использовать только болтовые соединения.

-4

Первый алюминиевый

«Алюминиевый автодорожный мост — первый не только в России, но и на континенте», — пишет vestinn.ru.

Разработкой конструкции ортотропной плиты и подборами сплавов занималась группа ученых МГСУ совместно со специалистами Красноярского металлургического завода. В 2023 г. к испытаниям балок и ортотропных плит, устойчивых к сверхнагрузкам, присоединился ЦАДИ.

«Здесь у нас две опоры, на которые установлена ортотропная плита и распределительная балка, так называемая траверса, она в двух точках опирается на балку. Распределяя нагрузку, моделируем колею проездов автомобилей. Балку нагрузочную приводит в действие соленоид, который создает усилие. У нас даже не выдерживают стенды. Соленоид один вышел из строя», — сказал Игорь Сухов, руководитель испытательной лаборатории.
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...
SFERA — Pro Технологии — Подписывайтесь...

Каждый из образцов без повреждения и деформации должен был пережить 2 млн циклов, что приравнивается к десяткам лет максимальной непрерывной нагрузки. На плите устанавливали особо чувствительные датчики. Данные о поведении образца сравнивали с данными расчетной модели моста. Это дает возможность прогнозировать поведение каждого из элементов и участков в реальных условиях эксплуатации. Вот такой трудоемкий процесс.

Россия совершила очередной технологический рывок, открыв дорогу массовому использованию этого легкого металла в строительстве. А это российской алюминиевой отрасли очень нужно после разрыва отношений с ЕС. Ведь это новый рынок сбыта продукции. Конечные изделия из алюминия в виде элементов мостовых сооружений можно поставлять на экспорт.

Читайте также:

Материал создан при поддержке проекта SFERA

Чтобы не потерять нас, подпишитесь на telegram-канал, который мы ведём для проекта SFERA. Срочные новости будут в закреплённых сообщениях.