Найти в Дзене

Воспитание ребёнка трудом. Личный опыт

Сегодня детей нельзя привлекать к труду без согласия родителей. А вот моё поколение выросло в постоянном труде. Как мы работали дома в детстве, рассказываю. Мне посчастливилось родиться в сельской местности. Да, именно посчастливилось. Осознанная часть моего детства прошла в 90-е годы. Их называют лихими, тяжёлыми, бандитскими. Так оно и есть. Но в деревне мы были укрыты от многих опасностей. Здесь было спокойно. Но было время, когда мои родители остались без работы. После распада СССР наш Аминевский совхоз развалился. Большинство людей осталось без работы. А жить как-то надо, ведь у всех дети. Я училась в начальной школе, когда отец впервые покинул дом и уехал на заработки в город Нягань. Он находится в Ханты-Мансийском автономном округе. Многие мужчины из нашего села также были вынуждены уехать из дома на север. В деревне жить стало не на что, а там, на севере, активно строились города, добывались нефть и газ. Работы было много, людей принимали на вахтовый метод. С тех пор отец до
Оглавление

Сегодня детей нельзя привлекать к труду без согласия родителей. А вот моё поколение выросло в постоянном труде. Как мы работали дома в детстве, рассказываю.

Мне посчастливилось родиться в сельской местности. Да, именно посчастливилось. Осознанная часть моего детства прошла в 90-е годы. Их называют лихими, тяжёлыми, бандитскими.

Так оно и есть. Но в деревне мы были укрыты от многих опасностей. Здесь было спокойно. Но было время, когда мои родители остались без работы. После распада СССР наш Аминевский совхоз развалился. Большинство людей осталось без работы. А жить как-то надо, ведь у всех дети.

Папа (слева)где-то на севере
Папа (слева)где-то на севере

Я училась в начальной школе, когда отец впервые покинул дом и уехал на заработки в город Нягань. Он находится в Ханты-Мансийском автономном округе. Многие мужчины из нашего села также были вынуждены уехать из дома на север. В деревне жить стало не на что, а там, на севере, активно строились города, добывались нефть и газ. Работы было много, людей принимали на вахтовый метод.

С тех пор отец дома бывал мало и редко. Месяц дома, месяц там. Иногда он задерживался, а мы ждали. Платили мало и постоянно задерживали оплату. Папа уволился и поехал устраиваться в другие города и посёлки. Ноябрьск. Там перевахтовки случались часто. Однажды папа работал девять месяцев в Ноябрьске. Приехал за это время только один раз на Новый год на две недели.

Мои родители, 2006 год
Мои родители, 2006 год

Потом были Ханымей и Муравленко. Здесь было стабильнее, тут он проработал дольше всего.

Все тяготы по хозяйству легли на плечи мамы. Летом она искала трактор, чтобы скосить сено. Потом искала-нанимала людей, чтобы это сено собрать, сметать, привезти домой. На всё нужны были люди, техника, время, деньги, нервы.

Нужно было покупать комбикорм, таскать мешки с зерном. Это не женский труд, всегда нужна была помощь со стороны. Мама всегда была озабочена этими вопросами.

Домашние обязанности детей в деревне

Мы с сестрой помогали, как могли. Утром мама выпускала коров из ночной стайки в дневную, где с вечера было почищено и наложено сено. В обед мы приходили домой после школы, часа в два, переодевались и сразу бежали поить коров.

Мама приехала к папе в Ноябрьск
Мама приехала к папе в Ноябрьск

Присоединяли один конец длинного шланга к крану на кухне, другой конец бросали в колоду. Двери прикрывали, на сколько получалось и шли выпускать коров. У животных была своя иерархия. Они пили воду в строгой очерёдности. Никогда младшие по статусу и возрасту не пили раньше старших. Попробуй только влезть - получишь рогами по шее.

Каждая коровка пила много и долго. Вода из крана шла тёплая. Напившись, они вставали на солнышко и грели бока. Последними пить выходили овечки. У них иерархии не было. Они пили всё и сразу, теснясь вокруг колоды.

мои родители
мои родители

Пока животные пили, мы шли чистить стайки от коровьих отходов. Сначала прибирали дневные места. Я чищу, сестра накладывает сено. Или наоборот. Мама дергала сено крюком, это труднее всего. Бывало, и мы сами дергали. Когда как получалось.

Когда всё было готово, звали коров. Именно звали.

- Белянка, заходи!

Белянка идёт на своё место. И одноглазая Марта тоже. Глаз у неё вытек после продолжительной болезни, спасти не получилось. Летом Марта слепой стороной прижималась к Белянке, таким образом спасаясь от опасности. И ведь та корова знала, понимала и не возражала.

-5

Каждая тёлочка и бычок знали свою кличку, понимали значение слов "иди", "заходи", " выходи", "айда". Коровы - очень умные и добрые животные. Пока они грелись на солнышке, я любила почесать им за ушком и внутри уха. Они от этого балдели. Чесала им шею - они её вытягивали. Почешешь немного, отойдешь, а она за тобой идёт, просит ещё почесать.

Иногда я нарочно делала вид, что не вижу её, так она слегка рогами в меня тыкнет. Мол, давай, чеши, забыла что ли? И я с удовольствием чесала.

После работы в дневной стайки закрывали коров и шли убирать ночные места. Коровьи лепёшки за полдня промерзали, из можно было убирать прямо руками.

Убирали, насыпали свежей соломы для тепла, накладывали сена. Вечером переводили коровушек и овечек в ночной сарай, в сильный мороз давали дополнительно комбикорм, чтобы не замёрзли.

-6

Закрывали ворота стайки для сохранения тепла, а сами шли опять убирать дневные клетки. Всё так же: чистим, накладываем сена, чтобы утром вывести коров на готовые места. И так изо дня в день.

00,

Часто после уроков нужно было вновь идти в школу. То рисовать стенгазету, то готовить танец, песню, какой-нибудь номер для очередного праздника, конкурса, смотра. Поэтому у нас был всего час, чтобы прибежать домой, напоить и задать корма домашним животным, пообедать самим и вернуться к трём в школу.

В пять часов приходили домой, садились за уроки, потом шли к коровам закрывать их на ночь и готовить места на утро. Потом ужин, уроки, чтение и спать.

Это я в те годы у старого дома
Это я в те годы у старого дома

И всё это было привычным делом, всё выполнялось на автомате. Так жили все семьи вахтовиков. Когда папа девять месяцев не мог приехать домой, мама поехала к нему сама. Один раз на две недели съездила, это было в марте. Мы остались с сестрой вдвоём хозяйничать. Мне тогда было 12 лет, сестре 15.

С коровами помогать остался двоюродный брат Роберт, иногда приходил дядя. Обедать и ужинать ходили к бабушке. В остальном сами справлялись: вставали утром, выпускали живность, шли в школу, потом к коровам и к бабушке обедать, потом в школу, домой. Уроки, хозяйство, ужин, спать. Всё, как всегда.

Никто нас не контролировал, сами знали, что и когда делать. Такое было воспитание, такие времена. Мама съездила и вернулась. Дома её ждали мы с сестрой.

Мой папа
Мой папа

А когда приезжал с вахты папа, мы бросались к нему на шею. А он привозил нам сладости и подарки. Я лезла в папин карман и доставала оттуда горсть мелочи. Это было моё богатство, папа специально копил её для меня.

Бывало, что отец приезжал ночью, когда мы уже спали. Мама, конечно, его ждала и не сводила глаз с окон. Напротив нашего дома находился памятник воинам Великой Отечественной войны. Его, кстати, реставрировал мой отец, он же был художником. Просто не было возможности получить образование, поэтому всю жизнь работал водителем.

Так вот как только памятник освещался фарами машины, мама знала, что это едет папа на такси.

Я каким-то образом тоже просыпалась, когда отец входил в дом. В ночной сорочке выбегала навстречу. Это были счастливые моменты жизни.

Однажды папа приехал прямо на мамин день рождения. Он привёз ей букет алых роз. Это было неслыханным для деревни и для нищих 90-х подарком. Я тогда впервые в жизни увидела настоящие, живые розы. И не только я, многие тогда первый раз созерцали эти прекрасные цветы.

Когда его долго не было, я очень скучала. Написала папе письмо, попросила купить мне медвежонка с бантиком на шее и лапками, чтобы были подушечки. Не знаю, долго ли он искал, но медвежонка он мне купил. Точно такого, какого просила. Сам приехать не мог, передал через родственников, которые жили в Ноябрьске.

-10

Этот медведь до сих пор со мной. Папы нет уже три года.

Так мы жили в 90-е. Ещё зимой чистили двор от снега, летом подметали, таскали и складывали дрова, помогали стричь овец. Работы в деревне всегда было много.

Много было и вольной воли: купались в речке, сколько хотели, бегали по горам и долам, сколько хотели, ели весной щавель за рекой, собирали его в мешки. Мама пекла из них пирожки.

Мы с сестрой
Мы с сестрой

Мы выросли на натуральных продуктах из своего огорода, на домашней сметане и домашнем хлебе. В 90-е хлеб в сельском магазине не продавался, все пекли сами. И это был самый вкусный хлеб.

Я уже рассказала вчера, как мы жили и трудились в летнее время. Переходите читать. Ссылка будет ниже.

Как вы приучали детей к труду? Как приучали вас?

Благодарю, что зашли на мой канал!

Вот ещё статьи по теме: