Члены Общественного совета при МУ МВД России «Бийское» побывали в изоляторе временного содержания. Визит в места не столь отдаленные прошел в рамках акции «Гражданский мониторинг». Общественникам предложили своим глазами увидеть, как в Бийске содержат административных нарушителей, подозреваемых и обвиняемых.
Это здание неподалеку от спичечной фабрики стоит не на красной линии, в глаза не бросается. Меж тем что там, за колючей проволокой, догадаться нетрудно. Из-за бетонного забора раздается лай собак. У ворот – знак «Стоп». На территорию просто так не попадешь.
Сюда, в изолятор временного содержания, попадают за разные прегрешения и на разный срок. Кто-то на 15 суток, кто-то – пока длится следствие. Тут и недобросовестные алиментщики, и те, кто сел пьяным за руль, и те, кто проходит подозреваемым или обвиняемым в уголовном преступлении.
Почти каждого сюда доставляют в автозаках. На памяти сотрудников лишь один случай, когда отсидеть назначенное наказание человек пришел сам. Кстати, это была женщина.
Путь, по которому в изоляторе проходят попавшие сюда, общественникам показывает Сергей Сушков, начальник ИВС МУ МВД России «Бийское».
Не только на свободу с чистой совестью, но и самому чистым, правда в изолятор – такое правило действует для всех. Помывочная, санобработка, жарочный шкаф для одежды – одни из первых остановок. Люди в изолятор попадают разные, из разных социальных слоев.
Чесотка, грибок, вши – все это выявляют на стадии поступления. Чтобы лишняя живность не отправилась с задержанным в камеры, применяют специальные препараты с долгой выдержкой.
Сразу в камеры обитатели изолятора не попадают, сначала – в транзитную камеру. Здесь, например, допрашивают задержанных. Таких комнаток несколько. С соседом напротив не пообщаешься, разделяет стена.
– Это связано в тем, что если на одной стороне в камере будет женщина, то мужчин будут размещать в камерах, которые отделены стеной, – поясняет Сергей Николаевич.
После всех процедур – путь наверх. Второй и третий этажи – с камерами, где спецконтингент проведет не один день. Быт – спартанский. Пара двухъярусных коек, стол с лавками, тумбы и санузел. Душевая – в отдельной комнате. Ее на языке тех, кто попал в изолятор, чаще всего называют «баней». В «баню» ходят раз в неделю.
А вот прогулки «постояльцам» изолятора положены ежедневно – час на свежем воздухе. Это как раз тот случай, когда «небо в клеточку». В своеобразных камерах нет крыши. Решетки сверху нужны для того, чтобы обитателям не перекинули что-то запрещенное. Есть тут и небольшая спортплощадка, на которой можно покидать в кольцо мяч. Сверху за гуляющими наблюдают сотрудники ИВС.
Самый удивительный уголок – с грибком. Оказывается, такое место для прогулок на свежем воздухе предназначено на тот случай, если задержанному или задержанной не с кем оставить ребенка и приходится брать его с собой.
Закон подобное не запрещает. Но в бийском ИВС говорят, что у них подобных случаев не было, и добавляют: слава богу.
Еще из предлагаемого досуга – просмотр телевизора. Контент отнюдь не развлекательный, например документальное кино про СВО.
Зато на этажах с камерами можно услышать радио. Музыка задорная, жизнеутверждающая. Более того, если у кого-то из арестантов или задержанных выпал день рождения на тот период, что он в изоляторе, дежурные даже могут передать ему поздравления, включившись в эфир.
Книги есть, но, по словам сотрудников ИВС, у местного спецконтингента большой популярностью не пользуются, хотя представлены произведения разных жанров – от детективов до русской классики. Исключение – разве что Библия, ее просят почитать. Как говорят в ИВС, это место располагает к раздумьям.
Все, что происходит в камерах, отражается посредством видеонаблюдения. Видно, что большая часть камер сейчас пустует, лишь в нескольких сидят люди. Кто перебирает вещи, кто играет в нарды.
Перерыв на обед – дело святое.
– В ИВС трехразовое питание. Утром – каша, хлеб, сладкий чай. На обед – суп и котлетки с гарниром. Вечером – обязательно рыба. Не каждый работающий человек так в течение дня может поесть, – отмечает Сергей Сушков.
Не курорт, конечно, но есть и такие, кто готов променять свободу на теплую камеру и еду. Так, из года в года по зиме традиционно среди «постояльцев» ИВС увеличивается доля тех, у кого дома просто нет. Чтобы не мерзнуть на улице, они нередко сознательно идут на нарушения небольшой тяжести, например, крадут из магазина банку кофе. Но если таким камера – за счастье, то для большинства, оказавшихся здесь, подобное времяпрепровождение радости не доставляет, как и их близким. Выход только один – соблюдать закон.