Британская газета Financial Times разразилась ярчайшим, по их мнению, заголовком и заявила, что Китай буквально срывает проект с Россией, который называется «Сила Сибири – 2».
О данном проекте наслышаны многие: газопровод мощностью в 50 млрд кубометров в год. Эпопея с ним тянется уже как минимум 5 лет. Основная проблема в том, что стороны не могут подписать контракт. Но мы понимаем, что мало трубу построить. Надо, чтобы по ней шел газ. А если долгосрочный контракт не подписан, то какой смысл начинать строительные работы и потратить кучу денег, чтобы они никогда не они вернулись? Поэтому, конечно, соглашение необходимо.
Итак, уже около 5 лет идут переговоры, и теперь британская Financial Times сообщает якобы инсайд, что Китай запросил у России цены на газ, которые соответствуют нашим внутренним (это примерно от 70 до 90 $ за 1000 кубометров в зависимости от региона). Это был один из трех вопросов в рамках переговоров в ходе недавно прошедшего визита Владимира Путина в Китай.
Данный бред, я думаю, даже не нуждается в опровержении по той простой причине, что внутрироссийские цены Китай уж точно запросить не мог. Это противоречило бы абсолютно всем коммерческим отношениям. Да, безусловно, не секрет, что Пекин настаивает на низких ценах с существенным дисконтом. Но это абсолютно нормальная история, которая называется взаимовыгодным сотрудничеством. Одна сторона предлагает одни условия, другая либо на них соглашается, либо выдвигает свои. Если стороны не договариваются, то проект не реализуется.
В качестве примера приведу российско-китайский проект широкофюзеляжного самолёта CR-929, который разрабатывался с 2014 года. Сейчас он уже де-факто прикрыт. Почему? Потому что у России есть технологии строительства широкофюзеляжного самолёта, в то время как Китай через данный проект хотел их себе перенять и дальше уже осваивать и масштабировать самостоятельно. Мы это поняли, соответственно, прогресса по CR-929 не было, и стороны фактически завершили работы по данному самолету. Абсолютно нормальная история. Это как-то помешало дальнейшему фронтальному и широкомасштабному развитию российско-китайских отношений? Конечно же, нет.
То же самое касается «Силы Сибири – 2». Абсолютная чушь называть, что этот вопрос был одним из главных в ходе визита Путина в Китай. Да, проект действительно масштабный, но имеет ли он какую-то существенную значимость для развития нашей экономики? Отнюдь. Более того, он не имел ее даже 5 лет назад. Ну что такое 50 миллиардов кубометров? Вроде бы много, но в денежном выражении это около пары десятков миллиардов долларов. Притом, что за 3 года товарооборот между Россией и Китаем вырос в 2 раза по сравнению с 2021 годом. Было 140 млрд $, сейчас ожидается примерно 276 млрд $.
Налицо фронтальное развитие по всем отраслям, начиная от энергоресурсов, заканчивая сельскохозяйственной продукцией, оборудованием. И в этом контексте даже такой большой газопровод, как «Сила Сибири – 2» в общем-то очень сильно теряет в своей значимости, в силу чего не является краеугольным камнем российско-китайских отношений. Получится договориться у России и Китая – хорошо, значит, будут строить. Не получится договориться – ничего страшного.
Это абсолютно архаичное мышление, что наша экономика зависит от экспорта нефти и газа так же, как это было 10 лет назад. Ситуация сейчас поменялась как в общем и целом по нашей внешней торговле, так и конкретно по взаимодействию с Китаем. Поэтому особого значения этому вопросу я бы не придавал и советую не реагировать на такие искусственные вбросы со стороны западных СМИ, которые делаются специально, и мы понимаем, с какой целью – внести раздрай в отношения между Москвой и Пекином.