Теория
В статье пойдёт речь о скульптуре, а не о об объемных поделках. Автор ничего не имеет против мимимишек и мультяшек, но мы будем стремиться к академическому изображению действительности, т.е. реализму. И стилистика мягких игрушек – это не то, что нужно, какими бы милыми они не казались.
Лепка и рисование – совсем не одно и то же. Я уже говорила о том, что некоторые дети(!), привыкнув рисовать на плоскости, пытаются рисовать на скульптуре. То есть сначала лепят плоское лицо, а потом на нем рисуют глаза, нос и рот. Я в этом вижу искривление изобразительного навыка – ребенок следует привычной схеме и пытается изображать псевдообъем там, где нужно просто лепить объем. Лепка объемна, трехмерна, значит, нос надо не рисовать, нужно лепить нос как он есть – выпуклым. Точно также и глаз, и рот. Одним словом – лепка и рисование – это совсем не одно и то же. При занятиях лепкой развиваются иные навыки. Схожие с рисованием, но другие.
Материалы для лепки, ваяния и резки
Сначала перечислю то, из чего можно лепить. Это: глина, пластилин, легкий пластилин, папье-маше, холодный фарфор, бетон, тесто. То есть, берется некая сыпучая субстанция (наполнитель), и объединяется водой или клеящим составом, который при высыхании или полимеризации стабилизируется, становится более или менее твердым и прочным. Некоторые материалы для придания большей прочности обжигают, либо пропитывают клеящими составами или лаками. Так можно лепить из песка с водой. Когда делают большие скульптуры из песка, то для прочности их сбрызгивают водным раствором ПВА и они могут довольно долго сохранять свою форму. Начинающим скульпторам будет сложно начинать сразу с бетона или обжига глины, предлагаю потренироваться на пластилине. Это оптимальный материал, недорогой и послушный. Единственный недостаток – недолговечный. Однако, если получится что-то хорошее, то можно выполнить копии в более прочном материале. Как делать копии с пластилиновых оригиналов напишу в отдельной статье.
Для создания изделий коммерческого качества методом лепки для новичков могу порекомендовать холодный фарфор и папье-маше. Эти материалы недорогие, поддаются обработке, доводке, покраске и лакировке. Из них вполне можно выполнить красивое и прочное изделие. Состав холодного фарфора – это клей ПВА (как правило, но можно поэкспериментировать) и сухая финишная шпаклевка высокого качества. Можно добавить пластификаторы, другие присадки по желанию, но, в принципе, достаточно клея и наполнителя. Лучше вырабатывать весь состав сразу после приготовления, иначе застынет. Папье-маше – отличная техника, легкая и прочная, но имеет существенный недостаток – очень сильно ссыхается, теряя объем, трескается и требует последующих долепливаний и корректировок. Но с точки зрения эстетики, прочности и легкости материал изумительный. Только надо к нему привыкнуть.
Тесто и воздушный пластилин имеют недостаток – они придают форме нежелательные округлости, что делает фигурки мультяшными, похожими на мягкие игрушки. Это считается недостатком в детском творчестве и пороком во взрослой настоящей скульптуре.
Лепи на каркасе
Это относится к заключительному этапу. Перед лепкой окончательного изделия обычно скульпторы занимаются творческими поисками. Для исканий каркас не требуется, он будет только мешать. Однако, когда понимание сформировалось, каркас нужен. Он будет держать композицию, помогать выдерживать пропорции и анатомию. Каркас обычно изготавливают из проволоки, которой можно придать определенную форму. Проволоку следует подбирать по своим возможностям, она не должна быть излишне упругая или мягкая, не должна ломаться после 2-3 изгибаний, не должна возвращаться в первоначальное положение, покрытие у проволоки нежелательно. Материал проволоки – алюминий, медь или мягкая нержавейка. Можно использовать дешевую обвязочную проволоку, она всем хороша, но ржавеет. Поэтому готовый каркас перед использованием желательно покрыть лаком или клеем. Если изваяние стоит на 3-4 точках и самостоятельно держит равновесие, то в подставке, в принципе, не нуждается. Есть множество вариантов, когда скульптура нуждается в подставке либо из соображений красоты и гармонии, либо для того, чтобы она не падала. Есть также подвесные скульптуры или фиксирующиеся к стене. Там смотрите по ситуации.
Если вы используете подставку, то для коммерческого изделия лучше брать цельное дерево или камень. Не пластик, не ДСП, не гипс. В дерево вы можете вкрутить дополнительные крепежи, оно выглядит достойно и прочно, ну а камень сам по себе впечатляет и придает солидности. С камнем, конечно, трудно справиться, но можно купить готовую подставку, если подойдёт по задумке. В нашем магазине Чюмодан.рф мы продаем деревянные подставки с проволочными каркасами, прошедшие испытания в полевых условиях. На них ребятам удаётся выполнить вполне симпатичные вещицы.
Красить или не красить скульптуру?
Все зависит от того, какого класса изделие. Если оно относится к изделиям народных промыслов и хэндмейду, то раскрашивание вполне уместно, для изделий класса «дорого-богато» лучше делать монохром, металлик и т.п. Но, однако, не факт. Надо смотреть по ситуации.
Техника резьбы в скульптуре
Второй технический приём – это резьба. Он противоположен лепке. Про него сказано, что «нужно отколоть всё ненужное, чтобы из камня высвободить скульптуру». Кроме камня можно резать по кости, гипсу, воску, дереву, эпоксидной смоле и другим полимерам, льду, снегу, сыру, овощам и фруктам, шпаклёвке и др. Режут различными инструментами, в зависимости от материала. Для льда и дерева используют пилы, стамески, клюкарзы, долота, для мягких материалов – ножи, для камня – фрезы, болгарки, зубила и ЧПУ. Для кости – ножи, резаки, гравёры, татьянки. Для воска пригодится паяльник. Это не исчерпывающий список.
Нетрадиционные техники
В статье не освещены такие техники как сварка, всевозможные атробъекты, скульптуры из надувных шаров, сена, проволоки, верёвок, консервных банок, битых унитазов, овощей, фруктов и других самых разнообразных предметов. Сам по себе материал и техника изготовления из него прямо не определяют ценности произведения ни в оценках искусствоведов, ни в оценках аукционистов. Однако ценный и неподатливый материал как правило, поднимает цену на произведение.
Каждый скульптор имеет свои предпочтения. Кто-то любит резать и строгать, а кто-то – лепить и паять.
И напоследок задание. Расположи иллюстрации к созданию скульптуры в правильной последовательности.