В этой предвзятой и субъективной статье собраны самые необычные и прекрасные (по мнению автора) концертные площадки. Просим не обижаться, если ваш любимый театр или концертный зал не входит в их число, даже если вы не Франсуа.
По мнению Франсуа, наиболее роскошны Театр Колон, Ла Скала и Театр Массимо. Готовы поспорить, но кое-что из этого списка у нас есть.
Большой Театр (Россия)
По патриотическим соображениям наш список открывает российский концертный зал в Москве. По задумке архитектора Альберта Кавоса зрительный зал Исторической сцены — своего рода скрипка, в которой полы, панели на стенах и потолок проводят звук как деревянные деки инструмента.
Реставраторам удалось воссоздать акустику Большого театра. За звук отвечает воздушная подушка под зрительным залом, при строительстве метро залитая цементом. Восстановлены резонансные (в плане звука, а не скандальные) стеновые панели из ели, вместо которых раньше была фанера.
Потолок сделан из дерева. Также на акустику работает позолоченная лепнина из папье-маше, которое имеет целлюлозную основу и хорошо отражает звуки.
Эльбская Филармония / Elbphilharmonie (Германия)
Для Большого зала архитекторы Herzog & de Meuron совместно с Ясухисой Тоётой (запомните это имя), японским инженером и специалистом по акустике, который занимается разработкой акустических систем концертных залов, создали концепцию «белой кожи». «Белая кожа» — настенное и потолочное покрытие необходимой толщины с точно определенной структурой поверхности, которая одинакова во всем зале.
«Белая кожа». Видео об акустике Эльбской Филармонии
Поверхность каждой из этих панелей индивидуально обработана фрезеровкой и имеет углубления. Она должна быть неровной, чтобы звук рассеивался и равномерно распределялся по помещению. Панели служат той же акустической цели, что и украшения и скульптуры в исторических концертных залах.
Для создания акустики использовали компьютерное моделирование и модель в масштабе 1:10, в которой сидят даже зрители, сделанные из фетра. Компьютер дает первые подсказки о том, могут ли быть проблемы с акустикой и где именно. В модели 1:10 акустики воспроизводили реальные ноты.
Однако всё должно быть правильно масштабировано. Например, авторы проекта увеличивали частоту звучания записанных нот в десять раз. И нужно было ввести азот в модель, чтобы отрегулировать звукопоглощение и обнаружить нежелательное эхо. Модель в масштабе 1:10 была недешевой, но это намного дешевле, чем решать проблемы акустики в уже готовом зале.
Концертный зал «Новый Ковчег»/ Ark Nova (Япония)
11 марта 2011 года в Японии произошли землетрясение и цунами, которые вызвали катастрофу на Фукусиме.
Художественный руководитель музыкального фестиваля в Люцерне Михаэль Хефлигер предложил устроить в пострадавших районах страны выездной концерт в передвижном надувном концертном зале.
Его идею воплотили в жизнь британский художник Аниш Капур и японский архитектор Арата Исодзаки. В результате возник Ark Nova, «Новый Ковчег», высотой 18 метров и размерами 30 на 36 метров. Скамьи и акустические отражатели сделаны из местных кедровых деревьев, поврежденных в результате стихийного бедствия.
Основная часть конструкции изготовлена из полиэфирного материала с покрытием. Она быстро надувается и сдувается, поэтому концертный зал можно перевозить для гастролей по районам, пострадавшим от землетрясения и цунами в Тохоку в 2011 году. «Ковчег» вмещает 500 зрителей.
Во время проектирования архитектор сотрудничал с Ясухисой Тоётой (ага!).
К сожалению, не удалось найти информацию о том, где сейчас находится Ark Nova.
Музыкальный шатер Бенедикт / Benedict Music Tent (США)
Tent на 2050 человек — основная концертная площадка Aspen Music Festival. Первый вариант шатра спроектировал Ээро Сааринен в 1949, в 1965 году его заменил проект Герберта Байера. В 2000 году полностью реконструированный архитектором Гарри Тигу Benedict Music Tent открылся для слушателей, которые могут сидеть внутри на длинных скамьях или снаружи на окружающей зал поляне.
Шатер имеет открытые стенки, которые при плохой погоде закрываются жалюзи. Изогнутая крыша сделана из PTFE — стекловолокна с тефлоновым покрытием — и растянута стальными тросами.
Центральная часть зала частично окружена пятью секциями с крутым наклоном для зрителей. Геометрия сцены была изменена по сравнению с первоначальным шатром, чтобы лучше вместить весь оркестр. Сцена Тента окружена отражающими «акустическими зеркалами» из углепластика.
Benedict Music Tent находится в Аспене, который известен своим горнолыжным курортом
Концертный зал Блайбаха / Konzerthaus Blaibach (Германия)
По задумке архитектора Петера Хаймерля Konzerthaus Blaibach должен был гармонировать с существующими постройками баварского города Блайбах. Поэтому наружная часть здания — гранитная глыба, которая служит входом в концертный зал под землей.
Зоны фойе обшиты древесиной
Для оптимальной акустики в зале есть амортизаторы низких частот, которые расположены за световыми прорезями наклонных поверхностей и под ступенями. Необработанные бетонные стены зала поглощают звуки средней высоты.
Театр де Ступ / Theatre de Stoep (Нидерланды)
Дизайнеры спроектировали Theatre de Stoep так, чтобы он не закрывал от ветра местную достопримечательность — ветряную мельницу XIX века Ноитгедахт (Nooitgedacht), которая продолжает работать.
«Театр де Ступ» рассчитан на представления всех типов и жанров — от оперы и симфонических концертов до драматических спектаклей и кабаре. Чтобы обеспечить в большом зале акустику, наиболее подходящую для каждого вида представления, архитекторы UNStudio разработали уникальный потолок с движущимися акустическими панелями. С помощью специальной компьютерной программы они поворачиваются под определенным углом, создавая нужное звучание. На стенах установлены такие же мобильные элементы. Они обеспечивают высокое качество звука для всех зрителей независимо от их места в зале.
Харбинский большой театр / Harbin Grand Theatre (Китай)
Оперный театр Харбина построен в административном центре провинции Хэйлунцзян, самого холодного региона Китая. С 1963 г. в городе проводят Харбинский ледовый фестиваль — мероприятие, для которого используют более 120 тыс. кубических метров льда и почти столько же снега. Гладкая и граненая поверхности здания театра символизируют частные для местного климата снег и лед.
Здание было построено в 2015 году пекинской архитектурной фирмой MAD Architects. С высоты птичьего полета Оперный театр выглядит как снежный холм или часть протекающей неподалеку реки Сунгари. Изогнутые линии здания гармонируют с окружающим ландшафтом.
Тема плавности и текучести продолжается и в интерьере. Центральное помещение — оперный зал на 1600 мест. Оно полностью обшито маньчжурским ясенем.
Где-то в Маньчжурии
По словам дирижера Raphael Schluesselberg, зрительный зал с округлыми линиями, в котором почти нет углов, имеет потрясающую акустику.
Аудиторио де Тенерифе / The Auditorio de Tenerife «Adán Martín» (Испания)
В южной части порта столицы Канарских островов, в Испании, стоит Аудитория — спроектированный архитектором Сантьяго Калатрава концертный зал, очертания которого стали одним из символов острова Тенерифе и Канарских островов.
Снаружи — две террасы с видом на Атлантический океан. Арка поддерживается только в двух точках.
С января 2011 года Аудитория носит имя бывшего Президента Канарских островов Адана Мартина Менеса.
3835 органных труб закреплены под потолком вдоль обеих стен и по двум сторонам партера. Они спроектированы Жаном Гийу и Альберто Бланкафортом, который также принимал участие в изготовлении органов в кафедральном соборе Алькала-де-Энарес и аудитории Альфредо Крауса на Гран-Канарии (то есть опыт есть, не сразу после вуза пришел работать). Зрительный зал отличается от традиционных конструкций тем, что в нем слушателя окружает источник мелодии и звук получается объемным.
Театр «Колон» / Teatro Colón (Аргентина)
Если вам поплохело от кругов, квадратов и лун, остальные концертные залы — для вас.
Золото, лепнина и люстры «Золотого Салона» Театра «Колон». Дорого и богато в классическом понимании
Театр «Колон» — названный в честь Христофора Колумба, а на испанском — Кристобаля Колона, Национальный оперный театр Аргентины в Буэнос-Айресе. Самая большая балетная и оперная сцена Латинской Америки.
С первых дней существования театр обрел такую популярность, что через 30 лет после его открытия потребовалось более просторное и современное помещение, поэтому здание решили перестроить. Однако стройка затянулась из-за политических событий, а также смерти архитекторов и спонсора.
Внутренний интерьер богато украшен, в фойе установлены бюсты выдающихся композиторов.
В театре 7 ярусов лож и балконов, самый верхний из которых называется «Рай» (исп. El Paraiso).
В этом разделе не будет пояснений акустических свойств. Доверимся испанскому оперному певцу Пласидо Доминго, который говорил о «Колоне»: «Этот Театр является для меня одним из самых прекрасных театров мира, его нельзя сравнить ни с каким другим…Он восхищает своей элегантностью и идеальной акустикой».
Дворец каталонской музыки / Palau de la Música Catalana (Испания)
Когда название «дворец» говорящее
Дворец каталонской музыки спроектирован Луисом Доменек-и-Монтанером и построен в основном за счет пожертвований. Настоящий краудфандинг ХХ века. Открытие состоялось в 1909-м.
Palau de la Música Catalana — единственный в Европе концертный зал с естественным освещением. Свет попадает через витражный купол
На сцене концертного зала можно увидеть 18 скульптур греческих муз и бюст Людвига ван Бетховена
Дворец музыки задумывался для хорового общества Orfeó Català, то есть в нем должна была звучать только католическая музыка. Однако позднее в зале начали проводить концерты классической музыки, а также выступления джазовых музыкантов и поп-звезд.
Надеемся, что вам было интересно узнать о наиболее впечатляющих концертных залах и, возможно, вы даже решили посетить один из них. Желаем вам приятных впечатлений от концерта, даже если в зале нет ни лепнины, ни золота.