1,2K подписчиков

Петля Бочарова на южной ветке Транссиба

Строительство Транссибирской магистрали - грандиозный проект, который навсегда вошел в историю российского инженерного искусства. Одним из интересных технических решений, примененных в ходе этого строительства, стала так называемая "Петля Бочарова" на южной ветке Транссиба.

Летом 1894 года начались работы по строительству Китайско-Восточной железной дороги. Предстояло уложить около 2,5 тыс. км пути, включая ветку до Порт-Артура протяженностью 1 тыс. км. Особенности рельефа местности ставили перед строителями непростые задачи - необходимо было возвести огромное количество искусственных сооружений. В результате, на всем протяжении дороги было построено 1170 металлических и каменных мостов различной длины, крупнейшим из которых стал километровый объект, возведенный в районе основанного русскими города Харбина.

https://obzorstroi.ru/110860-xinganskii-tonnel-byl-prolozen-pri-stroitelstve
https://obzorstroi.ru/110860-xinganskii-tonnel-byl-prolozen-pri-stroitelstve

Восточный склон хребта отличался чрезвычайно крутым рельефом, который представлял серьезное препятствие для локомотивов того времени, не обладавших достаточной мощностью для его преодоления. Для того, чтобы справиться с резким подъемом перед предстоящим тоннелем, инженер Бочаров предложил оригинальное техническое решение - он разработал проект сомкнутой петлевой конструкции радиусом 320 м и длиной 2 км. Конструкция представляла собой участок железной дороги, уходящий по спирали вверх, как бы "загибаясь" сам на себя.

В 1900 году приступили к реализации проекта Бочарова. Однако процесс строительства затянулся из-за Ихэтуаньского восстания, охватившего районы, где велось возведение Китайско-Восточной железной дороги. Сквозную направляющую штольню удалось пробить только в апреле 1902 года. Примерно такой же срок ушел и на сооружение железнодорожной петли. Чтобы уложить путь в форме спирали, строителям пришлось разобрать скальную выемку глубиной около 20 м и переместить свыше 400 кубометров грунта. Помимо угрозы со стороны отрядов ихэтуаней, в ходе строительства возникали и другие непредвиденные трудности.

https://obzorstroi.ru/110860-xinganskii-tonnel-byl-prolozen-pri-stroitelstve
https://obzorstroi.ru/110860-xinganskii-tonnel-byl-prolozen-pri-stroitelstve

Отдельные участки Китайско-Восточной железной дороги были введены в эксплуатацию уже в 1901 году. В период строительства тоннеля и железнодорожной петли, поезда курсировали по объездной дороге, увеличивавшей протяженность маршрута на 18 км. Первый поезд прошел по главному пути, проложенному через горный хребет, в ноябре 1903 года, а годом позже весь объект был сдан в постоянную эксплуатацию.

Таким образом, протяженность железнодорожной трассы на этом отрезке увеличивалась, но общий перепад высот удавалось преодолевать постепенно, без резких подъемов. Этот инженерный прием получил название "Петля Бочарова" в честь своего автора.

Источник фото: Kupchinskiy A. B. / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0
Источник фото: Kupchinskiy A. B. / wikimapia.org / CC BY-SA 3.0

Построенная в начале XX века, петля Бочарова до сих пор остается действующим инженерным сооружением на Южно-Сибирской железной дороге. Этот уникальный участок Транссиба включен в туристические маршруты, так как представляет большой интерес не только с технической, но и с эстетической точки зрения.

Плавные изгибы рельсового полотна, смотровые площадки, живописные виды окружающих гор - все это делает петлю Бочарова настоящим инженерным памятником, демонстрирующим высокий уровень российского железнодорожного строительства прошлого века. Это яркий пример того, как творческий подход и нестандартное мышление могут рождать поистине впечатляющие технические решения.

Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!

Традиционно, Smart Simulation!