Строительство Транссибирской магистрали - грандиозный проект, который навсегда вошел в историю российского инженерного искусства. Одним из интересных технических решений, примененных в ходе этого строительства, стала так называемая "Петля Бочарова" на южной ветке Транссиба.
Летом 1894 года начались работы по строительству Китайско-Восточной железной дороги. Предстояло уложить около 2,5 тыс. км пути, включая ветку до Порт-Артура протяженностью 1 тыс. км. Особенности рельефа местности ставили перед строителями непростые задачи - необходимо было возвести огромное количество искусственных сооружений. В результате, на всем протяжении дороги было построено 1170 металлических и каменных мостов различной длины, крупнейшим из которых стал километровый объект, возведенный в районе основанного русскими города Харбина.
Восточный склон хребта отличался чрезвычайно крутым рельефом, который представлял серьезное препятствие для локомотивов того времени, не обладавших достаточной мощностью для его преодоления. Для того, чтобы справиться с резким подъемом перед предстоящим тоннелем, инженер Бочаров предложил оригинальное техническое решение - он разработал проект сомкнутой петлевой конструкции радиусом 320 м и длиной 2 км. Конструкция представляла собой участок железной дороги, уходящий по спирали вверх, как бы "загибаясь" сам на себя.
В 1900 году приступили к реализации проекта Бочарова. Однако процесс строительства затянулся из-за Ихэтуаньского восстания, охватившего районы, где велось возведение Китайско-Восточной железной дороги. Сквозную направляющую штольню удалось пробить только в апреле 1902 года. Примерно такой же срок ушел и на сооружение железнодорожной петли. Чтобы уложить путь в форме спирали, строителям пришлось разобрать скальную выемку глубиной около 20 м и переместить свыше 400 кубометров грунта. Помимо угрозы со стороны отрядов ихэтуаней, в ходе строительства возникали и другие непредвиденные трудности.
Отдельные участки Китайско-Восточной железной дороги были введены в эксплуатацию уже в 1901 году. В период строительства тоннеля и железнодорожной петли, поезда курсировали по объездной дороге, увеличивавшей протяженность маршрута на 18 км. Первый поезд прошел по главному пути, проложенному через горный хребет, в ноябре 1903 года, а годом позже весь объект был сдан в постоянную эксплуатацию.
Таким образом, протяженность железнодорожной трассы на этом отрезке увеличивалась, но общий перепад высот удавалось преодолевать постепенно, без резких подъемов. Этот инженерный прием получил название "Петля Бочарова" в честь своего автора.
Построенная в начале XX века, петля Бочарова до сих пор остается действующим инженерным сооружением на Южно-Сибирской железной дороге. Этот уникальный участок Транссиба включен в туристические маршруты, так как представляет большой интерес не только с технической, но и с эстетической точки зрения.
Плавные изгибы рельсового полотна, смотровые площадки, живописные виды окружающих гор - все это делает петлю Бочарова настоящим инженерным памятником, демонстрирующим высокий уровень российского железнодорожного строительства прошлого века. Это яркий пример того, как творческий подход и нестандартное мышление могут рождать поистине впечатляющие технические решения.
Благодарим за внимание! Не забывайте подписываться и ставить лайки!