Жизнь «Зеркала Карлоса Сантоса» началась в 2018 году. Стены одного из коммерческих помещений Москвы превратились во внушительное по размеру пространство спектакля: на тысяче квадратных метров возникли двенадцать разных комнат-локаций, совершенно не похожих друг на друга. Детская комната, кухня, школьный класс, тюрьма и много чего еще – лабиринт, ведущий сквозь историю спектакля как сквозь пространство и время – только один из эффектных «трюков» спектакля, удивляющий и погружающий зрителей.
Шесть лет назад «Зеркало Карлоса Сантоса» задумал продюсер и ресторатор Евгений Кадомский – и пригласил воплотить невозможное молодого и амбициозного режиссера Талгата Баталова.
Евгений Кадомский: «Я случайно оказался в помещении, где теперь существует “Зеркало Карлоса Сантоса”. Потом сел в поезд Москва – Петербург, и внезапно мне в голову пришла идея этого проекта. Она не отставала от меня, и я понял, что придется все это сделать»
(«Сноб»)
Талгат Баталов, воплощая проект в жизнь, отказался посещать другие иммерсивные спектакли, чтобы сделать абсолютно новый иммерсивный спектакль для театральной Москвы. Еще один придуманный благодаря этому ход – отказ от актерских диалогов и монологов в спектакле: зритель встречается с голосом спектакля один на один, надевая наушники в самом начале пути.
Талгат Баталов: «Еще у человека очень редко бывает возможность побыть наедине с собой, когда он живет в мегаполисе. Мы хотели дать людям такую возможность <...> мы предлагаем подумать о простых, но очень важных вещах, например: “Был ли я когда-то свободен?”».
(«Сноб»)
Название спектакля «Зеркало Карлоса Сантоса» обрело благодаря сочетанию имени Карлоса Кастанеды и Санта-Клауса: американский антрополог и мистик Кастанеда написал бестселлеры про погружение в себя и энергетику человека; Санта-Клаус же – мировой символ сказочности и праздника.
В создании проекта также приняли участие певица Манижа, выступившая соавтором финальной композиции, и актриса «Гоголь-центра» Ян Гэ, ставшая одним из цифровых проводников путешествия по пространству спектакля.
Как устроен спектакль?
Зрители «Зеркала Карлоса Сантоса» собираются группой в кабинете у психолога – так начинается спектакль, сюжет которого создатели держат в тайне. А дальше зрители надевают наушники, плащи и отправляются в захватывающее путешествие.
«Как и в любом иммерсивном театре, начинается путь из пространства в пространство. В каждом – совершенно новые или давно забытые для вас обстоятельства. Пугающие, возбуждающие, интригующие. В наушниках – потоки мыслей. Будто бы кто-то озвучивает ваши собственные».
(Коммерсантъ)
Несмотря на линейность и простоту путешествия, ежедневно спектакль внутри локаций и за их пределами обеспечивает команда в 25 человек.
Каждый сеанс спектакля играется исключительно на 12 зрителей, которых после необычного путешествия ожидает ужин в приятной атмосфере – как заключительная сцена спектакля, тон и настроение которой полностью определяют зрители.
Меню состоит из простых продуктов, отсылающих к тайной вечере. Возможно, ужин – самая важная часть спектакля: получив опыт от просмотра «Зеркала Карлоса Сантоса», зрители могут по-новому посмотреть на себя и свои возможности, а затем поделиться своими мыслями и чувствами и услышать других.
СМИ неоднократно называли проект театрально-гастрономическим действом. Пожалуй, иммерсивный спектакль – это самая необычная прелюдия к ужину.
Что со спектаклем сейчас?
За время существования спектакль стал настоящей легендой, а посетило его больше 35 000 зрителей.
«Зеркало Карлоса Сантоса» и сегодня принимает зрителей: несмотря на сложность и большую команду на площадке, спектакль идет практически каждый день. Для многих переживаемый опыт открывает разные грани спектакля – от иммерсивного эффекта «как в фильме» до переосмысления жизненных ценностей и приоритетов:
«Иногда ты просто зритель, чаще участник. Но инкогнито: на тебе маска и костюм. Немного напомнило квесты, где тоже много неожиданного. Но больше как будто ты участвуешь в фильме с драматическим уклоном»
(Степан П.)
«Просмотр спектакля позволит заглянуть вглубь себя, посмотреть на разные ситуации под другим углом, что-то поменять в своей жизни. Мы все мечтаем, каждый о своём. Спектакль дает нам ощущение того, что всё, о чём мы мечтаем обязательно сбудется!»
(Петр С.)
«Меня эмоционально качало, шоу, буквально, обнажило душу (в хорошем смысле), проникло в глубокие слои сознания, заставило взглянуть на себя и свою жизнь под другим углом. Думаю за этим люди и приходят в такие места… не только за острыми впечатлениями, но и за глубинными познаниями…»
(Ирина Ф.)
В 2023 году в пространстве вышел еще один иммерсивный спектакль – «Неодновременность», в котором тема пространства и времени (привет, Кристофер Нолан) через личную и трагичную историю героя раскрывается по-новому.
Конечно, «Зеркало Карлоса Сантоса» остается при этом флагманским проектом создателей. Вся команда проекта каждый раз рада видеть зрителей, готовых обострить собственные чувства, переосмыслить жизненные ценности и провести вечер за ужином не только с интересными людьми, но и, прежде всего, с самим собой.