Эту, ставшую знаменитой фразу Михаила Задорнова хочется повторять снова и снова, читая роман Джудит Макнот «Само совершенство», (Judith McNaught, «Perfect»). В самом деле, до чего же они тупые. Причём, если Михаил Задорнов всего лишь констатировал факт, то американка Джудит Макнот в своём толстом и населённом романе популярно объяснила причину.
У главного героя – знаменитого голливудского актёра и режиссёра прямо на съёмочной площадке, во время съёмок кто-то убил жену. Подозрение падает на главного героя – накануне он накрыл жену с любовником в гостиничном номере в присутствии полудюжины свидетелей. Что-то там у мужиков со съёмками не ладилось – решили провести оперативное совещание, секретности ради именно в гостиничном номере. А в это самое время там... Скандал!
Дали сорок пять лет без конфискации. Как это у них принято – дадут три пожизненных, а заодно и утешат: «Вы не волнуйтесь! Отсидите, сколько сможете...». Тем более что мужик молодой – главному герою чуть за тридцать. Есть шанс отсидеть и выйти – аккурат к пенсии. На хорошую пенсию ему, как бывшему тюремному сидельцу, рассчитывать не приходится. Но, назначив солидный тюремный срок, главному герою сохранили имущество – сто миллионов «вечнозелёных» в ценных бумагах и на банковских счетах и две виллы. Есть чем заплатить итальянской мафии за организацию побега, а сбежав, можно купить яхту. Что, к слову говоря, отнюдь не выдумка писательницы. Знаменитый серийный франко-въетнамский убийца Чарльз Собрадж по прозвищу «Змей», сидя в индийской тюрьме, устраивал вечеринки для охранников.
Короче говоря, из тюрьмы главный герой сбежал – и, сбегая, похитил молодую школьную учительницу. На самом деле ему была нужна машина – на своих двоих далеко не уйдёшь. Но, вместе с машиной пришлось прихватить и её хозяйку. Если отпустить, она всем раззвонит, куда и на какой машине он поехал. А если шлёпнуть, к прежнему ложному обвинению добавится вполне заслуженная уголовная статья. Похищение человека «у них» – тоже дело подрасстрельное. Но тут уже выбирать не приходилось. К тому же оставался шанс убедить учительницу не возбуждать уголовное дело.
Как это обычно бывает, перепуганная учительница сперва долго умоляет: «Пожалуйста, не делайте «этого», сэр!». Потом, неожиданно для себя влюбившись, делает «это» сама. Убеждает себя, что главный герой невиновен. Предлагает работать вместе, чтобы найти настоящего убийцу – не получается. Ещё находясь под следствием, главный герой ухлопал два миллиона «вечнозелёных» на детективные агентства, где работают настоящие, профессиональные сыщики. А тут простая школьная учительница вдруг окажется круче Шерлока Холмса и Перри Мейсона. Согласимся, что такого не бывает не только в книгах, но и в жизни.
В результате главный герой учительницу отпускает – потому как таскать её с собой, когда у тебя на хвосте висит ФБР вкупе с полицией штата – та ещё задача. Дома за неё дружно берутся ФБРровцы, а вместе с ними – родственники, друзья и знакомые, убеждая, что американские уголовники умеют вешать девицам спагетти на уши ничуть не хуже наших, российских. Убедили, да так, что учительница «сдала» учительница главного героя, выговорив условием, что его не станут бить (!) при задержании.
Заметим, что в Америке закон соблюдается не просто строго, а прям-таки буквально. На территории Штатов запрещены пытки – поэтому на территории Штатов никого никогда не пытают. Если возникает необходимость допросить кого-то с пристрастием, подозреваемого вывозят из страны – скажем, на кубинскую базу Гуантанамо, где пытки не запрещены. Всё по закону – какие у вас претензии, господа?
Так и здесь: начавший ухаживать за учительницей старший офицер ФБР дал слово, что ни он, ни его подчинённые пальцем к главному герою не прикоснутся – и слово своё сдержал. Честь избить главного героя старший офицер ФБР великодушно уступил производившим задержание мексиканским полицейским, которые никакого слова не давали.
С присутствовавшей при задержании учительницей случилась форменная истерика – порывалась порвать на куски и ФБРовцев и мексиканских полицейских. Пока учительницу успокаивали, отпаивая антидепрессантами пополам с транквилизаторами, пока с задержанного главного героя снимали первичный допрос и везли его обратно в Штаты, пока его снова допрашивали – уже в Штатах, дал признательные показания настоящий убийца. Главного героя немедленно освободили, сняв с него все обвинения. С учительницей приключилась новая истерика, плавно переходящая в психоз и обратно – получается, по её вине пострадал невиновный.
Вышедшего на свободу главного героя немедленно все полюбили. Три крупные кинокомпании наперебой предлагают ему по двадцать миллионов «вечнозелёных» каждая – под любой проект, «лишь бы ваш». Девицы вместе с листочками для автографа суют ему ключи от гостиничного номера – типа: «приходи, я согласная». На сдавшую его учительницу главный герой несколько обижен – но потом они мирятся. Играют шикарную свадьбу, на которую – в маленький провинциальный городок съезжаются все голливудские знаменитости. К алтарю учительница идёт под песню живой Барбры Стрейзанд, а после венчания танцует с Кевином Костнером и Харрисоном Фордом.
Как писательницу не засудили за такого рода дела – та ещё загадка. В 1936 году, когда были опубликованы «Унесённые ветром», на Маргарет Митчелл подал иск о защите чести и достоинства тогдашний американский госсекретарь – глава внешнеполитического ведомства, а фамилия этого госсекретаря была Слеттери. Не только смотревшие фильм Дэвида Селзника, но и читавшие саму книгу помнят, кто такие Слеттери и чем знамениты. Создатели трёхсерийки «Назад в будущее» специально запрашивали у Рональда Рейгана и Клинта Иствуда разрешение упомянуть их в фильме. Надо думать, писательница так же сумела договориться с голливудскими знаменитостями.
Действие книги происходит в 1993 году – в этом же году она была написана и опубликована. Книга густонаселенна – а между тем, среди героев нет ни одного негра... Ой, простите, афро-американца... Вообще, ни одного «цветного», за исключением задержавших и избивших главного героя мексиканских полицейских. И практически не упоминаются «нетрадиционные» – за исключением брата главного героя, застрелившегося из-за непонимания окружающих. Главный герой отсидел пять лет в месте, где мужики не видят женщин годами. В сокамерниках у него племянник одного из «донов» итальянской мафии, организовавшей ему побег. Отношения между сокамерниками – чисто дружеские, человеческие, без каких бы то ни было «нетрадиционных» моментов.
И, как будто этого мало, книга написана с точки зрения даже не американских, а обычных, человеческих традиционных ценностей. Главный герой – шикарный голливудский мачо, к которому девицы сами сигают в бассейн в голом виде, мечтает о верной жене, семье и детишках. Похищенной им школьной учительнице двадцать шесть лет – что не мешает ей оставаться «девочкой», для которой всё происходит впервые и вновь.
У учительницы есть старший брат – рядовой патрульный полицейский, на американском жаргоне – «коп». Этот самый «коп» был женат на богатой наследнице – единственной дочери олигарха, «владельца заводов, домов, пароходов...». В первую брачную ночь выяснилось, что упомянутая наследница – тоже «девочка», для которой всё происходит впервые и вновь.
Вы не верите? Я тоже. Брат учительницы и наследница познакомились на вечеринке, которую наследница устроила в папином особняке. Вечеринка «у них» может продолжаться несколько дней без перерыва – проспятся, опохмелятся и снова начнут. Недовольные шумом соседи вызвали полицию – вызов достался брату учительницы с напарником. Первое, что обнаружил брат учительницы, явившись по вызову – уклюкавшихся в ноль приятелей и приятельниц наследницы в абсолютно голом виде.
У главного героя есть друг – богатый олигарх, управлявший его имуществом, в то время, когда главный герой сидел. Друг-олигарх женат – вместе с женой они образуют верную и любящую пару. Именно друг-олигарх и помирил главного героя с учительницей – выкупил за хорошие деньги кассеты, на которых был заснят процесс задержания и показал главному герою, как страдает и переживает бедная учительница. Сама учительница убеждает главного героя, что не стоит окончательно и бесповоротно рвать с родными – даже если родные тебя незаслуженно обидели.
В довершении всего настоящий убийца мстит, ни много, ни мало – за поруганную честь дочери. Соблазнили, «поматросили», бросили, да ещё и на наркотики подсадили. Разумеется, мстить настоящий убийца собирался вовсе не жене главного героя, виновной исключительно в «измене супружеской верности». Жене главного героя «прилетело» случайно, а убить настоящий убийца собирался совсем другого человека.
Разумеется, обычного, бытового американского идиотизма в книге тоже хватает.
Согласимся, что богатые олигархи – что американские, что наши, российские, крайне не любят, когда за их красавицами-наследницами-дочерьми начинают ухлёстывать рядовые патрульные полицейские. В данном же случае отец невесты не просто принял полицейского зятя – он построил для него и для дочери шикарный особняк «с очень симпатичной детской». Непонятно, зачем – в папином особняке места мало? Дочка она – единственная, ни братьев, ни сестёр нет. Папин особняк, так же, как и всё остальное, по любому должен был отойти ей.
Вот только брат учительницы вбил себе в голову, что жить с богатой наследницей он будет исключительно на зарплату – в смысл, на собственную зарплату рядового патрульного полицейского. Ему, видите ли, стрёмно брать деньги у её папы. В результате дома – бардак: богатая наследница не привыкла пользоваться пылесосом и мокрой тряпкой. А сам брат учительницы давится отвратительной стряпнёй, горстями лопая таблетки от изжоги – богатая наследница не привыкла и не умеет возиться на кухне.
Бабушке главного героя боятся сказать, что один из её внуков – «нетрадиционный». Дело подали так, будто находясь в нетрезвом виде, братья постреляли друг друга, поссорившись из-за девушки. Не станет же бабушка доносить полиции на собственного внука. И в самом деле – не стала. Ограничилась тем, что выгнала главного героя из дома без гроша в кармане.
Вторично, с помощью учительницы арестовав, а заодно и избив главного героя, ФБР не хочет или не может придержать об этом информацию – что дало бы возможность вычислить и арестовать настоящего убийцу.
Тем не менее, согласимся: всё это, даже вместе взятое, ещё не повод считать американцев поголовно тупыми. Бытового идиотизма хватает и у нас в России – в то время как герои книги далеко не глупы.
Вот момент, когда похищенной учительнице удаётся на ходу выскочить из машины, с криками: «Спасите! Похитили! Убивают!..». Момент, что называется, критический. Гражданам Штатов разрешено приобретать и носить оружие, разного рода уличного хулиганья хватает и там – так что многие водители вооружены не только монтировками, понятия «предел необходимой самообороны» не просто не существует – в критической ситуации американец не просто имеет право, но и обязан стрелять на поражение. «Одного из нападавших на банк застрелил прохожий», – подлинное сообщение девяностых годов.
Не растерявшись, главный герой выскочил следом за учительницей, бросил ей в спину снежок и, повалив на снег, принялся целовать. Со стороны это выглядело, будто развлекаются два влюблённых дурака. После, услышав по радио сообщение о побеге, один из водителей догадался, в чём дело, и дал показания полиции. Но к этому времени главного героя и учительницы уже след простыл.
Так что же заставляет считать американцев – тупыми? А вот что... Эта самая, похищенная главным героем школьная учительница – что и кому она преподаёт? Напомним, что дело происходит в 1993 году – и не где-нибудь, а на тот момент в самой сильной, богатой и процветающей стране мира. Так что, ребята! Побыстрее сядьте, а если не можете, что крепче держитесь за что-нибудь, потому как сейчас вы конкретно обалдеете. Учительница учит грамоте... да-да, именно грамоте, американским «буки-аз» взрослых американских тёток.
Нет, вы не поняли. Не иммигранток, понаехавших в Соединённые Штаты из какой-нибудь Польши или Китая, и как-то ухитрившихся получить гражданство, не зная грамоты. Она учить читать и писать полноправных американских гражданок, родившихся, выросших и всю сознательную жизнь проживших в Соединённых Штатах Америки. Многие из её учениц успели выйти замуж, нарожать детей... Не зная грамоты. Учительница с главным героем не только «этим» занимались. Они ещё и много общались – вместе снеговика слепили, сидели вдвоём у камина, танцевали... Пытаясь в очередной раз сбежать, учительница нырнула в речку – главный герой её вытащил, принёс на руках обратно в дом, обогрел, обсушил...
И, общаясь с главным героем, на протяжении всей книги учительница не жалея красок, расписывает страдания несчастных американских «миссис», не способных самостоятельно посетить врача в поликлинике. Им же, бедненьким, надо сперва талон взять, в регистратуре или в терминале – были у них в то время терминалы... Потом найти нужный кабинет... А как им найти нужный кабинет, если они не грамотны и не могут самостоятельно прочесть надписи на указателях, установленных на стенах? А какими счастливыми становятся упомянутые американские «миссис», когда обнаруживают, что теперь могут читать и писать. Одна из тёток – учениц учительницы вознамерилась стать, ни много, ни мало – писательницей...
И, как будто всего этого мало, из разговоров героев следует, что в момент действия книги – в последнее десятилетие ХХ века неграмотна пятая часть населения Штатов. Учительница называет причину – частые переезды: американцы любят переезжать из штата в штат, на предмет «получше устроиться», а так же то, что в Штатах принято создавать семьи с большим количеством детей. Если своих не хватает, нужно чужих усыновить. Сама учительница в своей семье оказывается приёмной дочерью – у её отца-священника помимо неё двое своих сыновей, в том числе и упоминавшийся старший брат-полицейский, незадачливый муж богатой наследницы. То есть, старшие дети, вместо того, чтобы бегать в школу и учить уроки, вынуждены возиться с младшими. Добавим к этому некую непонятную, скорее выдуманную американскими врачами болезнь под названием «дизлексия».
«Бред!», – возразите вы. Возражаю: за что купил – за то и продаю. Все претензии – к сочинившей эту историю Джудит Макнот. Замечу, что американцы гордятся своей страной – а потому крайне не любят, когда её ругают даже свои. Вздумай писательница «гнать» откровенную «липу» с «чернухой» – её немедленно закидали бы бомбами пополам с тухлыми яйцами.
Так же замечу, что книга написана опытной рукой для массового потребителя, конкретно – для американских домохозяек. Простая школьная учительница из провинциального городка – не слишком умная, не слишком красивая, не слишком успешная, изрядно задавленная бытом... Любая американская домохозяйка запросто узнает в героине себя... Выходит замуж за сверхпопулярную голливудскую кинозвезду, лауреата сразу двух «Оскаров» – первого он взял ещё до отсидки, второго – завершив успешный проект после. Предложить читателю откровенную «липу» было бы, мягко говоря, чревато.
Наконец, не могу не вспомнить отдельные намёки, нет-нет, да проскальзывающие в американской литературе – в первую очередь в фантастике. В частности, в романе Стивена Кинга «Мёртвая зона»: главный герой учит грамоте сына богатого американского олигарха, так же страдающего дизлексией. Гонять с приятелями и приятельницами на супершикарной машине хозяйский сынок может. Читать и писать – нет.
На этом месте любой читатель непременно помянёт добрым словом Советскую Власть. Помянёт справедливо, только не забудем: не самое плохое образование при Советской Власти нам дали. А вот возможность с его помощью хорошо зарабатывать, сколачивать состояния и владеть собственностью – в том числе и частной собственностью на средства производства «зажали». Гражданин Страны Советов – это вечный «зарплатный» человек на грошовом жаловании.
Так вот – чтобы обойти этот момент, упомяну один-единственный, не менее убойный факт. В самом начале XIX века, конкретно – в 1809 году, в разгар наполеоновских войн, воюя с пожелавшими реванша шведами, мы покорили Финляндию. Выяснилось, что население Финляндии – поголовно, 100% грамотно. Не только аристократия и купечество, но и ремесленники, как хозяева мастерских, так и бедные подмастерья, и даже крестьяне – как землевладельцы-фригольдеры, так и работающие по найму батраки... Решительно все финны умеют читать и писать, а так же знают четыре действия арифметики.
Хитрость тут в том, что финны – протестанты: возможно, другого «согласия» и «толка», чем американцы, то тоже протестанты. А протестанты тем и отличаются от католиков, что ищут собственный, прямой путь к Богу, минуя религиозные обряды, церковь и её служителей. У католиков, напротив, огромную роль играет правильное соблюдение религиозных обрядов – «обрядоверие». Так вот: протестантская религия финского «согласия» требует, чтобы верующий самостоятельно читал и изучал Библию – с тем, чтобы он мог услышать, что ему хочет сказать Бог.
Вот как оно, оказывается...